Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июня 2023 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Двинских К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-379/2023 по административному исковому заявлению Семеренко Сергея Валерьевича об установлении кадастровой стоимости земельного участка и нежилого здания равной рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Семеренко С.В. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года в размере 992 658 руб., нежилого здания с кадастровым номером № – по состоянию на 1 января 2021 года в размере 4 493 803 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником названных объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер рыночной стоимости, тем самым затронуты его права и обязанности как плательщика налога на имущество и земельного налога.
Представитель административного истца Патана С.А. просил рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, филиал Публично-правовая компания «Роскадастр» по Самарской области, заинтересованные лица: ГБУ СО ЦКО, Администрация г.о. Похвистнево не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
ГБУ СО ЦКО просило рассмотреть дело в его отсутствие и указало, что рыночная стоимость здания, определенная заключением эксперта, находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относится рассматриваемое нежилое здание.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 237 Федерального закона № 237 от 3 июля 2016 года «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости» с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Как следует из материалов дела, Семеренко С.В. на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером № площадью 1472,6 кв. м, расположенное по адресу: <адрес> земельный участок с кадастровым номером № площадью 3029 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>
Кадастровая стоимость нежилого здания определена Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 № 2451 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Самарской области» по состоянию на 1 января 2021 года в размере 4 836 511,85 руб.
Оспариваемая административным истцом архивная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена постановлением Правительства Самарской области № 935 от 27.11.2020 года по состоянию на 1 января 2020 года в размере 1 902 636,06 руб.
В соответствии с пунктами 6, 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В силу статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и согласно статье 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года № 107-ГД административный истец уплачивает налог на имущество, исходя из его кадастровой стоимости.
У административного истца сохраняется право на применение результатов пересмотра архивной кадастровой стоимости земельного участка, а также он имеет право на пересмотр актуальной кадастровой стоимости нежилого здания.
С целью оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости, административный истец обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
В обоснование заявленных требований административный истец представил отчеты об оценке рыночной стоимости № 225/11-22, выполненные оценщиком ООО «СТАТУС-ЭКСПЕРТ» от 30 ноября 2022 года, согласно которым рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № определена по состоянию на 1 января 2021 года в размере 1 848 835 руб., земельного участка с кадастровым номером №- по состоянию на 1 января 2020 года в размере 992 658 руб.
ГБУ СО ЦКО не согласилось с отчетом об оценке и ходатайствовало о назначении судебной экспертизы в отношении нежилого здания.
В силу пунктов 1, 3 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства в случае возникновения в ходе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Лица, участвующие в деле, вправе предложить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, и их содержание определяются судом.
В соответствии с выводами, содержащимися в решении Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2022 года № АКПИ22-93, положения Перечня видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями, не исключают возможность назначения по делу об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости судебной оценочной экспертизы и поручение ее проведения вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями, но не являющихся государственными судебными экспертами.
Определением суда от 9 февраля 2023 года по делу была назначена судебная экспертиза в отношении нежилого здания, производство которой поручено ООО «Аудиторская фирма «Сонар-Ф».
По результатам судебной экспертизы, проведенной ООО «Аудиторская фирма «Сонар-Ф» от 27 апреля 2023 года, составлено экспертное заключение, согласно которому рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2021 года составила 4 493 803 руб.
Исследовав заключение судебной экспертизы, суд приходит к выводу о том, что оно является достоверным и допустимым доказательством по делу, оно понятно по своему содержанию, составлено в доступной форме изложения, не содержит суждений, позволяющих иначе переоценить выводы эксперта. Выводы эксперта сделаны на базе общепринятых научных и практических данных, достаточно полно мотивированы, приведен метод исследования и расчеты величины рыночной стоимости нежилого здания, приведенные выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение, профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта исследования полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами, итоговое суждение о рыночной стоимости основано на анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
В связи с изложенным суд признает величину рыночной стоимости нежилого здания в размере 4 493 803 руб., определенную заключением судебной экспертизы, - достоверной.
С заключением судебной экспертизы согласился административный истец, который уточнил заявленные требования об установлении кадастровой здания равной рыночной стоимости в размере, определенном заключением судебной экспертизы.
Величина рыночной стоимости земельного участка, определенная отчетом об оценке в размере 992 658 руб. сторонами не оспаривалась, замечаний к отчету об оценке, определившему рыночную стоимость земельного участка, не приведено, поэтому рыночная стоимость земельного участка, определенная отчетом об оценке, признается судом достоверной величиной.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 13 декабря 2022 года, что следует отразить в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования Семеренко Сергея Валерьевича удовлетворить
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером № площадью 1472,6 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 4 493 803 руб.
Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 3029 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года в размере 992 658 руб.
Датой обращения административного истца в суд считать 13 декабря 2022 года.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме
Судья Т.А. Родина
Мотивированное решение изготовлено 14 июня 2023 года.