Дело № 12-31/2022г.
УИД: 05RS0020-01-2022-000851-46
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
16 марта 2022 года Республика Дагестан
Кизлярский район, с.Юбилейное
Судья Кизлярского районного суда Республики Дагестан Коваленко И.В., рассмотрев жалобу директора Муниципального Казенного Образовательного Учреждения «Сар-Сарская СОШ» МР Кизлярский район Ахмедханова ФИО5 на постановление главного государственного инспектора по г.Кизляр, Кизлярскому и Бабаюртовскому районам по пожарному надзору ФИО1 от 21.02.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора по г.Кизляр, Кизлярскому и Бабаюртовскому районам по пожарному надзору подполковником внутренней службы ФИО1 от 21.02.2022 г. МКОУ «Сар-Сарская СОШ» Кизлярского района РД признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, директор МКОУ «Сар-Сарская СОШ» Кизлярского района РД Ахмедханов ФИО6. обратился с жалобой в Кизлярский районный суд РД, ссылаясь на то, что огнезащитное покрытие строительных конструкций чердачных помещений проводится 1 раз в 2 года, в последний раз была проведена в 2020 году, финансовые средства заложены в смету учреждения; договор на обслуживание устройства дублирующего сигнал о возникновении пожара на пульт подразделений пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации будет заключен как только денежные средства поступят на лицевой счет организации, чтобы не нарушать бюджетные обязательства (выделены дополнительные средства); работы по обслуживанию АУПС и системы оповещения были организованы, имеются акты выполненных работ. Договор на обслуживание АУПС и системы оповещения на 2022 г. будет заключен, как только денежные средства поступят на лицевой счет организации (денежные средства заложены в смете организации на 2022г.).
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с Уставом МКОУ «Сар-Сарская СОШ» Кизлярского района РД финансируется муниципальным районом «Кизлярский район» и осуществляет свою деятельность за счет бюджета, утверждаемого ежегодного. Руководство школы неоднократно обращалась к Учредителю с просьбой выделить денежные средства на устранение нарушений, выявленных при проверке надзорными органами, а также о выделении денежных средств на осуществление противопожарных мероприятий. Помимо всего вышеперечисленного, представитель юридического лица считает, что уплата штрафа нецелесообразна, в связи с тем, что денежные средства при уплате штрафа в указанном случае переходят из одного бюджета в другой внутри одной бюджетной системы, что является нерациональным и не способствует решению вопросов местного значения, так как средства, которые могли бы быть направлены на фактическое устранение нарушений по указанным категориям фактически взыскиваются в виде штрафа в другой бюджет одной бюджетной системы РФ.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, т.е. только при наличии обязательных условий юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения.
Таким образом, юридическое лицо не имело возможности исполнить все пункты постановления, поскольку для выполнения всего комплекса противопожарных мероприятий требуется значительное финансирование, при этом учреждением были предприняты все зависящие от него меры по его исполнению.
Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушения характеризуются либо умыслом, либо неосторожной формой вины.
В соответствии со ст. 2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии со ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена их вина. Согласно требованиям частей 3 и 4 настоящей статьи, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность за исключением случаев, предусмотренных примечаниями к настоящей статье.
В судебном заседании директор МКОУ «Сар-Сарская СОШ» Ахмедханов ФИО7 поддержал жалобу и просил отменить постановление от 21.02.2022г. о назначении административного наказания и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель отдела НД и ПР по г.Кизляр, Кизлярскому району и Бабаюртовскому районам Рабаданов ФИО9 просил в удовлетворении жалобы отказать, указав на то, что установленные нарушения носят длительный характер.
Обсудив доводы жалобы, выслушав мнение сторон и, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 30.6 п. 8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судом проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при рассмотрении дела об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом установлена административная ответственность.
Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из смысла положений части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, государственные органы, доказывая вину юридического лица, должны установить совокупность двух фактов: имелась ли у лица возможность для соблюдения правовых норм, охраняемых законом; не были ли данным лицом приняты все зависящие от него меры для соблюдения указанных норм.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе, об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушения, объектом административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере пожарной безопасности.
Обеспечение пожарной безопасности, являясь одной из важнейших задач государства, регламентируется Федеральными законами от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290, Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390.
Объективная сторона правонарушения (ч.1) заключается в нарушении требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32, 11.16 и ч. ч. 3 - 8 ст. 20.4 КоАП РФ. Из материалов дела усматривается, что 21 февраля 2022 г. в 10 часов 00 минут при проведении плановой, выездной проверки за соблюдением законодательства о пожарной безопасности в помещениях, расположенных по адресу: <адрес>, выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
В частности, главным государственным инспектором по пожарному надзору обнаружено, что в помещениях муниципального казенного образовательного учреждения «Сар-Сарская СОШ» Кизлярского района Республики руководитель организации не осуществляет проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций; не заключен договор на обслуживание устройства дублирующего сигнал о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации; руководитель организации не организовал работы по техническому обслуживанию АУПС и система оповещения и управления эвакуации людей (далее-СОУЭ) (не заключен договор на обслуживание на 2022 год, информация о работах, проводимых с АУПС и СОУЭ не вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты); перед наружными дверями (эвакуационными выходами) из коридора школы отсутствует горизонтальная входная площадка с глубиной не менее 1.5 ширины полотна наружной двери; в помещениях кабинета родного языка, библиотеки школы по одному пожарному извещателю.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения муниципального казенного образовательного учреждения «Сар-Сарская средняя общеобразовательная школа» Кизлярского района Республики Дагестан к административной ответственности, установленной данной нормой.
В связи с наличием указанных нарушений постановлением главного государственного инспектора по г.Кизляр, Кизлярскому и Бабаюртовскому районам по пожарному надзору ФИО11 ФИО10 от 21.02.2022 года № 040 МКОУ «Сар-Сарская СОШ» Кизлярского района РД признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
Факт нарушения требований пожарной безопасности подтверждается собранными по делу доказательствами и заявителем жалобы не оспаривается.
Не соглашаясь с привлечением юридического лица к административной ответственности, руководитель муниципального казенного образовательного учреждения «Сар-Сарская СОШ» в настоящей жалобе приводит доводы о том, что нарушения требований пожарной безопасности имеют место в связи отсутствием бюджетного финансирования, при этом им приняты все возможные меры к получению денежных средств для выполнения требований пожарной безопасности, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
Однако с приведенной позицией заявителя жалобы согласиться нельзя.
Абзацем третьим статьи 10 Федерального закона «О пожарной безопасности» предусмотрено, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с данным Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Согласно имеющейся в материалах дела бюджетной сметы на 2022 финансовый год МКОУ «Сар-Сарская СОШ» заложены определенные денежные средства, в том числе на выполнение требований пожарного законодательства.
Вместе с тем, это основанием для применения положений части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не является, так как материалы дела позволяют сделать вывод о том, что помимо указанных нарушений в области пожарной безопасности, требующих материальных затрат, юридическим лицом не выполнены иные выявленные при проведении проверки нарушения, сопряженные с отсутствием на объекте защиты исполнительной документации. При этом для соблюдения требований пожарной безопасности юридическое лицо не было лишено возможности выполнить в том числе и ту часть мероприятий, которая материальных затрат не требует.
Таким образом, установленные в ходе производства по делу обстоятельства указывают на то, что привлекаемым к административной ответственности лицом не были приняты достаточные и все зависящие от него меры для соблюдения требований пожарной безопасности и привлечения необходимых для исполнения требований законодательства денежных средств.
Недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения юридического лица от исполнения обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности вмененного административного правонарушения, поскольку невыполнение требований пожарной безопасности может повлечь негативные последствия, приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.
Положения части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам по настоящему делу неприменимы.
Таким образом, вывод должностного лица, вынесшего постановление по делу о наличии в действиях образовательного учреждения состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Вместе с тем, с учетом характера совершенного административного правонарушения, отсутствия негативных последствий, имущественного и финансового положения МКОУ «Сар-Сарская СОШ» Кизлярского района РД, и того, что устранение нарушений требований противопожарной безопасности не представляется возможным из-за отсутствия соответствующего финансирования, суд полагает возможным в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Согласно ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ, нарушения требований пожарной безопасности, влечет предупреждение или наложение административного штрафа: а) на граждан в размере от 2 000 до 3 000 рублей; б) на должностных лиц в размере от 6 000 до 15 000 рублей; в) на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 20 000 до 30 000 рублей; г) на юридических лиц в размере от 150 000 до 200 000 рублей.
В силу ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3 ст. 4. 1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Таким образом, с учётом установленных судом обстоятельств, имущественного и финансового положения МКОУ «Сар-Сарская СОШ» Кизлярского района РД считаю возможным снизить установленный размер штрафа.
В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено, в том числе, решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление главного государственного инспектора по г.Кизляр, Кизлярскому и Бабаюртовскому районам по пожарному надзору ФИО1 от 21.02.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ, в отношении МКОУ «Сар-Сарская СОШ» Кизлярского района РД изменить в части назначенного наказания в виде административного штрафа, снизив его размер до 75 000 (семьдесят пять тысяч) рублей.
В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Отсутствие документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в указанный срок, влечет направление документов приставу-исполнителю, и является основанием для привлечения к ответственности по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ, санкция которой предусматривает двукратный размер суммы неуплаченного административного штрафа.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд РД по правилам ч.1 и 2 ст.30.9 КоАП РФ.
Судья И.В.Коваленко