Дело № 2-5888/2023 (43RS0001-01-2023-005629-88)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Киров 28 ноября 2023 года
Ленинский районный суд г. Кирова в составе:
председательствующего судьи Ершовой А.А.,
при секретаре Пономаревой Д.С.,
с участием помощника прокурора Ленинского района г.Кирова Скопина Н.Ю.,
представителя истца Сильченкова А.В.,
представителя ОСФР по Кировской области Шамовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5888/2023 по исковому заявлению прокурора Ленинского района г.Кирова, предъявленного в интересах Сильченковой Галины Михайловны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области о признании незаконным незаконными действий по обращению взыскания, и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Кирова, действующий в интересах Сильченковой Г.М., обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области о признании незаконным незаконными действий по обращению взыскания, и возложении обязанности. В обоснование иска указав, что {Дата изъята} Октябрьским районным судом г. Кирова вынесено определение о взыскании с Сильченковой Г.М. в пользу Паршиной А.Г. судебных расходов в размере 88901 руб. 40 коп. По указному определению судом выдан исполнительный лист ФС {Номер изъят} от {Дата изъята}, который взыскателем для исполнения был предъявлен по месту нахождения дохода Сильченковой Г.М. в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области (далее - ОСФР). Согласно сведениям ОСФР Сильченкова Г.М. является получателем страховой пенсии по старости и на основании исполнительного листа ФС {Номер изъят} от {Дата изъята} ОСФР проводит удержания с пенсии в размере 50 %. Так, с марта 2023 года по настоящее время с Сильченковой Г.М. удерживается сумма с начисляемой пенсии в размере 50 %. Пенсия Сильченковой Г.М. составляет - 15002 руб. 81 коп., после удержаний по исполнительному документу остается сумма в размере 7501 руб. 40 коп. ежемесячно, что ниже прожиточного трудоспособного населения в целом по РФ при определении размера удержания из пенсии должника-гражданина (Сильченковой Г.М.), являющейся для нее единственным источником существования, ОСФР по Кировской области надлежало учитывать в числе прочего размер этой пенсии, с тем, чтобы обеспечить должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования. Просит признать незаконными действия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области по обращению взыскания на пенсию Сильченковой Г.М. без учета прожиточного минимума, установленного в целом по Российский Федерации для трудоспособного населения, при обращении взыскания на доходы Сильченковой Г.М. в ходе исполнения исполнительного документа - исполнительного листа серии ФС {Номер изъят} от {Дата изъята} сохранять Сильченковой Г.М. пенсию в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, ежемесячно.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г. Кирова Скопин Н.П. подтвердил изложенное в исковом заявлении, уточнил исковые требования, просит признать действия ОСФР незаконными, возложить на ОСФР обязанность обеспечить выплату пенсии в размере не менее прожиточного минимума установленным в РФ ежемесячно.
Истец Сильченкова Г.М. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, согласно представленному заявлению просит рассматривать дело в её отсутствие.
Представитель Сильченковой Г.М. – Сильченков А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, от дачи пояснений отказался.
Представитель ответчика ОСФР по Кировской области Шамова М.В. в судебном заседании исковые требования не признала. Представила письменный отзыв.
Третье лицо Паршина Г.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, Сильченкова Г.М. является получателем страховой пенсии по старости, размер страховой пенсии истца составляет 15 002,81 руб.
{Дата изъята} Октябрьским районным судом г. Киров вынесено определение о взыскании с Сильченковой Г.М. в пользу Паршиной А.Г. судебных расходов в размере 88 901 руб. 40 коп., выдан исполнительный лист ФС {Номер изъят} от {Дата изъята}.
{Дата изъята} в ОСФР от представителя Паршиной А.Г. – Холкина О.М. поступило заявление с исполнительным листом о взыскании с Сильченковой Г.М. денежных средств.
Из страховой пенсии истца ответчик производит удержания на основании указанного исполнительного листа, предъявленного взыскателем Паршиной А.Г. непосредственно в пенсионный орган, в размере 7 501,40 руб., то есть в размере 50%.
Таким образом, начисляемая к выплате сумма пенсии истца с учетом всех удержаний составляет 7501,40 руб.
Определением Октябрьского районного суда г. Кирова от 24.04.2023 Сильченковой Г.М. отказано в удовлетворении заявления об уменьшении удержаний по исполнительному производству. При этом суд разъяснил, что заявитель вправе обратиться к судебному приставу-исполнителю в порядке ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве» с заявлением о сохранении дохода ежемесячно.
{Дата изъята} Сильченкова Г.М. обратилась в ОСФР с заявлением о сохранении пенсии ежемесячно в размере прожиточного минимума.
{Дата изъята} ОСФР направлен ответ на обращение Сильченковой Г.М., согласно которому указано о направлении заявления в ГУФССП России по Кировской области для решения вопроса об определении размера удержаний с учетом имущественного положения должника.
{Дата изъята} указанное обращение Сильченковой Г.М. возвращено ГУФССП России по Кировской области в ОСФР со ссылкой на отсутствие исполнительного производства.
Прокурор Ленинского района г. Кирова, выступающий в интересах Сильченковой Г.М., полагая, что при имеющемся удержании, размер ее пенсии не должен быть ниже величины прожиточного минимума, обратился с настоящим иском в суд.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (статья 45), а также судебную защиту его прав и свобод, закрепляя право обжаловать решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц в судебном порядке (статья 46).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу части 2 статьи 99 Федерального закона об исполнительном производстве во взаимосвязи с его статьей 4, конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств данного дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (определения от 13 октября 2009 года № 1325-О-О, от 15 июля 2010 года №1064-О-О и от 22 марта 2011 года № 350-О-О).
В определении от 17 января 2012 года № 14-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Т. на нарушение ее конституционных прав абзацем восьмым части первой статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что, по общему правилу, при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Аналогичное правило установлено и в отношении размера удержания из трудовой пенсии гражданина, которое может производиться на основании исполнительных документов (пункт 3 статьи 26 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Конституционный Суд Российской Федерации также обратил внимание, что возможна ситуация, при которой пенсия является для должника-гражданина единственным источником существования. В таком случае необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего путем не только соблюдения минимальных стандартов правовой защиты, отражающих применение мер исключительно правового принуждения к исполнению должником своих обязательств, но и сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни (постановление от 12 июля 2007 года № 10-П).
Таким образом, при определении размера удержания из пенсии должника-гражданина, а также его заработной платы, являющихся для него единственными источниками существования, органам, на исполнении которых находятся исполнительные документы, надлежит учитывать в числе прочего размер этих периодических платежей с тем, чтобы обеспечить самому должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определены Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлен общий принцип исполнительного производства, который распространяется на все органы и организации, осуществляющие его исполнение, а именно неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, в том числе сохранения заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
Частью 2 названной статьи установлено, что указанные в части 1 настоящей статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительные листы отнесены к числу исполнительных документов.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве» к мерам принудительного исполнения, в том числе относится и обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.
Как предусмотрено частью 1 статьи 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме 100 000 рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.
В соответствии с частью 3 статьи 98 Федерального закона «Об исполнительном производстве» лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.
Таким образом, пенсионный орган, выплачивающий пенсию должнику, является органом, исполняющим судебные акты и другие документы, в порядке, установленном Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и иными федеральными законами и, следовательно, при таком исполнении, на него также распространяются установленные указанным федеральным законом общие принципы исполнительного производства, в том числе принцип сохранения должнику доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума, а также требования, установленные иными федеральными законами.
Основания и порядок удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии определены статьей 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона «О страховых пенсиях» удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании: 1) исполнительных документов; 2) решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений части 5 статьи 26 названного закона; 3) решений судов о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям) вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.
Удержано может быть не более 50%, а в установленных законодательством Российской Федерации не более 70% страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20% страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (часть 3 статьи 29 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что пенсионный орган вправе произвести удержания из установленной гражданину страховой пенсии только на основании исполнительных документов и решений, исчерпывающий перечень которых приведен в статье 29 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Размер удержаний из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления установлены статьей 99 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ, часть 2 которой предусматривает, что при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.
Вместе с тем, абзац восьмой части 1 статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, введенного в действие Федеральным законом от 14.11.2002 № 137-ФЗ, с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29.06.2021 № 234-ФЗ определяет, что продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении, в том числе на заработную плату и иные доходы гражданина-должника в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства гражданина-должника для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации).
Таким образом, при определении размера удержания из пенсии должника-гражданина, являющейся для него единственным источником существования, надлежит учитывать в числе прочего размер этой пенсии с тем, чтобы обеспечить должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования, и реализацию его социально-экономических прав. При этом необходимо сочетание двух основополагающих положений - конституционного принципа исполняемости судебных решений и установления пределов возможного взыскания, не затрагивающего основное содержание прав должника, в частности, с тем чтобы сохранить должнику-гражданину необходимый уровень существования.
Отсутствие же у пенсионного органа полномочий по рассмотрению заявлений должника о сохранении прожиточного минимума, не препятствует обращению должника в суд с целью определения в судебном порядке возможности сохранения ему прожиточного минимума при исполнении данным органом исполнительных документов с учетом всех его доходов и имущественного положения, а также прав и законных интересов взыскателя.
В соответствии с Постановлением Правительства Кировской области от 20.12.2022 № 707-П «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основанным социально-демографическим группам населения в Кировской области на 2023» установлена величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в размере 13 945 руб.
Согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона от 05.12.2022 № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» установлена величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в размере 15 669 руб.
Суд учитывает, что получаемая истцом пенсия является единственным источником средств к существованию и определенный пенсионным органом размер ежемесячного удержания не обеспечивает получение истцом гарантируемого законом размера доходов в размере прожиточного минимума, что нарушает права Сильченковой Г.М. на сохранение условий, необходимых для его нормального существования.
Сохранение ежемесячных удержаний из пенсии Сильченковой Г.М. в размере 50 % ухудшает материальное положение должника, не обеспечивает поддержание достойных условий ее жизни, не соответствует вышеприведенным нормам законодательства Российской Федерации, поскольку размер оставшейся части пенсии, выплачиваемой должнику после произведенных удержаний, меньше величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации для трудоспособного населения.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (ч. 2 ст. 56 ГПК РФ).
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ч. 1 ст. 67 ГПК РФ). Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч. 3 ст. 67 ГПК РФ).
На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ОСФР обязанности в ходе исполнения исполнительного документа – исполнительного листа серии ФС 041744923 от {Дата изъята} обеспечить выплату Сильченковой Г.М. пенсии в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения ежемесячно.
При этом суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в части признания действия ОСФР незаконными, поскольку таких действий в рамках рассмотрения настоящего дела судом не установлено.
Определение о взыскании денежных средств истцом в установленном законом порядке не оспорено, размер взыскания по исполнительному документу незаконным не признан, в связи с чем является обязательным для исполнения ОСФР по Кировской области.
Таким образом, ответчик, выполняя требования исполнительного документа и обратив взыскания на пенсию должника, действовал в рамках установленных законом полномочий.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требований прокурора Ленинского района г.Кирова в интересах Сильченковой Г. М. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области в ходе исполнения исполнительного документа – исполнительного листа серии ФС {Номер изъят} от {Дата изъята} обеспечить выплату Сильченковой Г. М. пенсии в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения ежемесячно.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Ленинский районный суд г. Кирова в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.А. Ершова
Мотивированное решение изготовлено 04 декабря 2023 года.