Дело № 2-1704/2023
УИД 59RS-0001-01-2023-00136-37
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Пермь 02 июня 2023 года
Дзержинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Барышниковой М.И.,
при секретаре Халиловой Д.Р.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Пермского района ФИО5, действующей на основании служебного удостоверения, представителя ответчика ФИО4, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заместителя прокурора Пермского района Пермского края, действующего в интересах неопределённого круга лиц к Акционерному обществу «Пермский региональный оператор ТКО» о возложении обязанности,
установил:
Заместитель прокурора Пермского района Пермского края обратился в суд с иском к АО «ПРО ТКО» о возложении обязанности обеспечить вывоз твердых коммунальных отходов с территории Кукуштанского территориального управления Пермского муниципального округа на противоположной стороне реки Бабка в д. Зайково Пермского муниципального округа.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Пермского района проведена проверка по обращению председателя Совета председателей СНГ, расположенных на территории Кукуштанского сельского поселения (в настоящее время Кукуштанского территориального управления), ФИО2 о бездействии АО «Пермский региональный оператор ТКО», выразившимся в неосуществлении вывоза отходов на территории Кукуштанского сельского поселения на противоположной стороне Адрес. Проведенными прокуратурой проверками по вышеуказанным обращениям установлено, что на территории Кукуштанского сельского поселения в д. Зайково и за границами данного населенного пункта на противоположной стороне Адрес не осуществляется вывоз твердых коммунальных отходов.
Обустроенная во исполнение решения суда по иску прокурора района администрацией Кукуштанского сельского поселения в 2020 году контейнерная площадка по адресу: д. Зайково, 9 не является действующей по причине невывоза твердых коммунальных отходов региональным оператором. Направленные органом местного самоуправления в адрес регионального оператора в 2020-2021 годах письма с просьбой включить вновь построенную контейнерную площадку в реестр мест размещения контейнерных площадок на территории Кукуштанского сельского поселения должных результатов не принесли.
Из информации регионального оператора АО «Пермский региональный оператор ТКО» следует, что отсутствует надлежащий проезд в д. Зайково ввиду ненормативного содержания моста через Адрес. В обоснование данного обстоятельства региональным оператором приведен довод о том, что масса специализированной техники, осуществляющей вывоз ТКО, составляет ориентировочно от 7 до 12 тонн без учета массы вывозимых отходов, вместе с тем грузоподъемность имеющегося автомобильного моста через водный объект Адрес составляет не более 5 тонн.
Из информации администрации Кукуштанского сельского поселения следует, что региональный оператор отказывается вывозить твердые коммунальные отходы с территории д. Зайково по причине отсутствия техники, которая может пройти через мост Адрес. При этом транспорт по Адрес может проходить с учетом соблюдения установленных требований безопасности дорожного движения, предъявляемых к движению грузового транспорта, а именно до 5 тонн. Мост находится в работоспособном состоянии.
Между тем, отказ АО «ПРО ТКО» от вывоза мусора на территории Кукуштанского сельского поселения (в настоящее время Кукуштанское территориальное управление), с противоположной стороны Адрес, обусловлен недостаточной грузоподъемностью автомобильного моста через водный объект, что не является основанием для отказа от заключения договоров с отходообразователями.
По результатам конкурсного отбора (протокол комиссии по проведению конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО на территории Адрес от Дата №) Региональная служба по тарифам Адрес заключила Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Адрес с ПКГУП «Теплоэнерго».
В Адрес услуга по обращению с ТКО оказывается с Дата. С Дата ПКГУП «Теплоэнерго» реорганизовано в форме преобразования в АО «Пермский региональный оператор ТКО (АО «ПРО ТКО»).
Предложение о заключении договора было опубликовано на официальном сайте (http://te-perm.ru/) регионального оператора Дата, проект договора размещен на официальном сайте Адрес permkrai.ru электронный бюллетень № от Дата.
Отказ регионального операторам от вывоза мусора с территории, расположенной на противоположном берегу Адрес, по причине отсутствия необходимых транспортных средств, позволяющих проехать по мосту через Адрес, является необоснованным. Бездействие регионального оператора в данном случае препятствует гражданам в получении услуги по обращению с ТКО, способствует образованию на территории Кукуштанского территориального управления несанкционированных свалок.
Вместе с тем, потребитель услуги в сфере обращения с ТКО не должен быть поставлен в зависимость от наличия либо отсутствия у исполнителя коммунальной услуги оборудования для исполнения своих обязательств.
Представитель истца на заявленных требованиях настаивала, подтвердив доводы, изложенные в иске. Дополнительно указала, что грузоподъемность имеющегося автомобильного моста через Адрес, которая составляет не более 5 тонн, при массе специализированной техники, осуществляющей вывоз ТКО, от 7 до 12 тонн без учета массы вывозимых отходов, не является основанием для отказа в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала, пояснила, что отходы с контейнерной площадки в д. Зайково не вывозятся по причине отсутствия в данной деревне подъездных путей, соответствующих массе специализированной техники, обеспечивающей вывоз ТКО, а именно, мост через реку Бабка имеет грузоподъемность 5 тонн, при массе специализированной техники от 7 до 12 тонн. Представила письменные возражения на иск.
Третье лицо Кукуштанское ТУ администрации Пермского муниципального округа Адрес представителя в судебное заседание не направило, в заявлении представитель просил рассмотреть дело без его участия, указал, что требования прокурора поддерживает.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании приказа МКУ «Управление ЖКХ и земельно-имущественных отношений Кукуштанского сельского поселения» № от Дата утвержден реестр мест размещения контейнерных площадок для сбора ТКО на территории Кукуштанского территориального управления. В реестр включена в том числе и площадка в д. Адрес, количество контейнеров – 0 (п. 52 реестра).
Актом визуального осмотра от Дата подтверждается наличие указанной площадки в д. Зайково Кукуштанксого ТУ Пермского района Пермского края, не оборудованной контейнерами.
Из информации регионального оператора АО «Пермский региональный оператор ТКО», датированной с Дата по Дата, следует, что отсутствует надлежащий проезд в д. Зайково ввиду ненормативного содержания моста через Адрес. В обоснование данного обстоятельства региональным оператором приведен довод о том, что масса специализированной техники, осуществляющей вывоз ТКО, составляет ориентировочно от 7 до 12 тонн без учета массы вывозимых отходов, вместе с тем грузоподъемность имеющегося автомобильного моста через водный объект Адрес составляет не более 5 тонн (л.д. 11-23).
Из информации администрации Кукуштанского сельского поселения, датированной с Дата по Дата, следует, что региональный оператор отказывается вывозить твердые коммунальные отходы с территории д. Зайково по причине отсутствия техники, которая может пройти через мост Адрес. При этом транспорт по Адрес может проходить с учетом соблюдения установленных требований безопасности дорожного движения, предъявляемых к движению грузового транспорта, а именно до 5 тонн. Мост находится в работоспособном состоянии (л.д. 24-29).
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от Дата N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Статьей 13 Федерального закона от Дата N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Пунктом 4 ст. 24.7 Федерального закона от Дата № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что все собственники ТКО обязаны заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.
Пунктом 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от Дата №, также предусмотрено, что договор на оказание услуг ~о обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1(1) названных Правил.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от Дата N 89-ФЗ ""Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от Дата № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости, в связи с чем у садоводческого некоммерческого товарищества возникает обязанность по обустройству места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и заключению договора на вывоз твердых коммунальных отходов. Товарищество является потребителем применительно к лицам, у которых возникает обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу п. 1 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ, п. 15 Правил №, п. 148 (26) Правил № накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для крупногабаритных отходов, предназначенных для их накопления в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. ч. 1,2 ст. 24.6 Федерального закона от Дата N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу п. 7 ст. 24.6 Федерального закона зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.
Согласно п. 10 ст. 24.6 Федерального закона операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.7 Федерального закона региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Пунктом 4 ст. 24.7 Федерального закона предусмотрено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно п. 2.9 Постановления Адрес от Дата №-п «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Адрес» бремя создания, организации и содержания мест накопления и сбора ТКО, в том числе контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территорий, прилегающих к месту погрузки ТКО, обеспечивающих обращение с ТКО, крупногабаритными отходами членов садоводческих и (или) огороднических некоммерческих товариществ, лежит на данных некоммерческих товариществах.
В Адрес услуга по обращению с ТКО оказывается с Дата. С Дата ПКГУП «Теплоэнерго» реорганизовано в форме преобразования в АО «Пермский региональный оператор ТКО (АО «ПРО ТКО»).
Согласно пп. 2.2. Порядка №-п места накопления и сбора ТКО определяются схемой размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утвержденной органом местного самоуправления, и учитываются органом местного самоуправления в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, из смысла приведенных норм следует, что обязанность по ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также внесение в него изменений, возложена на органы местного самоуправления.
Территориальная схема обращения с отходами в Адрес утверждена Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Адрес от 09.12.2016 №СЭД-35-01-12-503 «Об утверждения Территориальной схемы обращения с отходами в Адрес».
Разрешая исковые требования прокурора, суд соглашается с доводами представителя ответчика о том, что место накопления по адресу: Кукущтанское с/п, д. Зайково, Адрес Б территориальную схему не включено, в реестре мест накопления ТКО отсутствует, следовательно обязанность у АО «ПРО ТКО» по вывозу ТКО с указанной контейнерной площадки отсутствует.
Указанное не противоречит представленному истцом приказу МКУ «Управление ЖКХ и земельно-имущественных отношений Кукуштанского сельского поселения» № от Дата, которым утвержден реестр мест размещения контейнерных площадок для сбора ТКО на территории Кукуштанского территориального управления со включенной в него в том числе и площадкой в д. Адрес, количество контейнеров – 0.
Следовательно, СНТ, находящимися противоположной стороне Адрес территорий Кукуштанского с/п, обязанность по организации контейнерных площадок надлежащим образом не исполнена. В настоящее время место накопления ТКО, соответствующее установленным требованиям, отсутствует.
Кроме того, ссылка истца на то обстоятельство, что грузоподъемность моста, не позволяющая обеспечить проезд к контейнерной площадке специализированной техники, не является основанием для отказа в иске признаётся судом несостоятельной по следующим основаниям.
Согласно п. 2.24 Постановления Правительства Пермского края от 08.06.2018 № 309-п «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Пермского края» Подъездные пути к местам накопления и сбора твердых коммунальных отходов, в том числе контейнерным площадкам, специальным площадкам для складирования крупногабаритных отходов должны быть пригодными для свободного проезда и маневрирования транспортных средств.
В силу 2.25 того же Постановления случае если подъездные пути к местам накопления и сбора твердых коммунальных отходов, в том числе контейнерным площадкам, специальным площадкам для складирования крупногабаритных отходов заблокированы, вывоз твердых коммунальных отходов, крупногабаритных отходов региональным оператором (оператором) не осуществляется при подтверждении невозможности осуществления сбора и транспортирования отходов.
Подтверждением невозможности осуществления сбора и транспортирования отходов является акт регионального оператора (оператора) с фото- и видеофиксацией нарушения с указанием даты и времени нарушения.
При этом региональный оператор обязан в течение одного дня уведомить ответственное за содержание места накопления и сбора твердых коммунальных отходов, в том числе контейнерной площадки, специальной площадки для складирования крупногабаритных отходов лицо способом, позволяющим определить факт и дату получения такого уведомления.
Как усматривается из материалов дела, АО «ПРО ТКО» неоднократно уведомляло как прокуратуру, так и органы местного самоуправления о невозможности организации вывоза ТКО с территории д. Зайково Пермского района на противоположной стороне Адрес.
Обстоятельства отсутствия транспортной доступности для специализированной техники указанной территории в судебном заседании истцом не оспаривались.
Несмотря на изложенное, никаких мер по обеспечению транспортной доступности подъездных путей к местам накопления и сбора твердых коммунальных отходов на спорной площадке не предпринято.
Таким образом, удовлетворение исковых требований повлечет принятие судом неисполнимого акта, который не восстановит и не защитит права неопределенного круга лиц, что не соответствует требованиям ст.ст. 13, 210 ГПК РФ.
В то же время, истец не лишен возможности обратиться с требованиями об обеспечении транспортной доступности указанной контейнерной площадки для специализированной техники (в том числе, мусоровозов, пожарных и иных специализированных машин).
Иные доводы сторон заявлены преждевременно и правового значения для рассмотрения настоящего дела не имеют.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заваленных требований.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Заместителя прокурора Пермского района Пермского края, действующего в интересах неопределённого круга лиц к Акционерному обществу «Пермский региональный оператор ТКО» (ОГРН 1225900008883) о возложении обязанности обеспечить вывоз твердых коммунальных отходов с территории Кукуштанского территориального управления Пермского муниципального округа на противоположной стороне реки Бабка в д. Зайково Пермского муниципального округа, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья М.И. Барышникова
Мотивированное решение составлено Дата.