Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1704/2023 ~ М-835/2023 от 17.03.2023

Дело № 2-1704/2023

УИД 59RS-0001-01-2023-00136-37

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Пермь                                     02 июня 2023 года

Дзержинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Барышниковой М.И.,

при секретаре Халиловой Д.Р.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Пермского района ФИО5, действующей на основании служебного удостоверения, представителя ответчика ФИО4, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заместителя прокурора Пермского района Пермского края, действующего в интересах неопределённого круга лиц к Акционерному обществу «Пермский региональный оператор ТКО» о возложении обязанности,

установил:

Заместитель прокурора Пермского района Пермского края обратился в суд с иском к АО «ПРО ТКО» о возложении обязанности обеспечить вывоз твердых коммунальных отходов с территории Кукуштанского территориального управления Пермского муниципального округа на противоположной стороне реки Бабка в д. Зайково Пермского муниципального округа.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Пермского района проведена проверка по обращению председателя Совета председателей СНГ, расположенных на территории Кукуштанского сельского поселения (в настоящее время Кукуштанского территориального управления), ФИО2 о бездействии АО «Пермский региональный оператор ТКО», выразившимся в неосуществлении вывоза отходов на территории Кукуштанского сельского поселения на противоположной стороне Адрес. Проведенными прокуратурой проверками по вышеуказанным обращениям установлено, что на территории Кукуштанского сельского поселения в д. Зайково и за границами данного населенного пункта на противоположной стороне Адрес не осуществляется вывоз твердых коммунальных отходов.

Обустроенная во исполнение решения суда по иску прокурора района администрацией Кукуштанского сельского поселения в 2020 году контейнерная площадка по адресу: д. Зайково, 9 не является действующей по причине невывоза твердых коммунальных отходов региональным оператором. Направленные органом местного самоуправления в адрес регионального оператора в 2020-2021 годах письма с просьбой включить вновь построенную контейнерную площадку в реестр мест размещения контейнерных площадок на территории Кукуштанского сельского поселения должных результатов не принесли.

Из информации регионального оператора АО «Пермский региональный оператор ТКО» следует, что отсутствует надлежащий проезд в д. Зайково ввиду ненормативного содержания моста через Адрес. В обоснование данного обстоятельства региональным оператором приведен довод о том, что масса специализированной техники, осуществляющей вывоз ТКО, составляет ориентировочно от 7 до 12 тонн без учета массы вывозимых отходов, вместе с тем грузоподъемность имеющегося автомобильного моста через водный объект Адрес составляет не более 5 тонн.

Из информации администрации Кукуштанского сельского поселения следует, что региональный оператор отказывается вывозить твердые коммунальные отходы с территории д. Зайково по причине отсутствия техники, которая может пройти через мост Адрес. При этом транспорт по Адрес может проходить с учетом соблюдения установленных требований безопасности дорожного движения, предъявляемых к движению грузового транспорта, а именно до 5 тонн. Мост находится в работоспособном состоянии.

Между тем, отказ АО «ПРО ТКО» от вывоза мусора на территории Кукуштанского сельского поселения (в настоящее время Кукуштанское территориальное управление), с противоположной стороны Адрес, обусловлен недостаточной грузоподъемностью автомобильного моста через водный объект, что не является основанием для отказа от заключения договоров с отходообразователями.

По результатам конкурсного отбора (протокол комиссии по проведению конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО на территории Адрес от Дата ) Региональная служба по тарифам Адрес заключила Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Адрес с ПКГУП «Теплоэнерго».

В Адрес услуга по обращению с ТКО оказывается с Дата. С Дата ПКГУП «Теплоэнерго» реорганизовано в форме преобразования в АО «Пермский региональный оператор ТКО (АО «ПРО ТКО»).

Предложение о заключении договора было опубликовано на официальном сайте (http://te-perm.ru/) регионального оператора Дата, проект договора размещен на официальном сайте Адрес permkrai.ru электронный бюллетень от Дата.

Отказ регионального операторам от вывоза мусора с территории, расположенной на противоположном берегу Адрес, по причине отсутствия необходимых транспортных средств, позволяющих проехать по мосту через Адрес, является необоснованным. Бездействие регионального оператора в данном случае препятствует гражданам в получении услуги по обращению с ТКО, способствует образованию на территории Кукуштанского территориального управления несанкционированных свалок.

Вместе с тем, потребитель услуги в сфере обращения с ТКО не должен быть поставлен в зависимость от наличия либо отсутствия у исполнителя коммунальной услуги оборудования для исполнения своих обязательств.

Представитель истца на заявленных требованиях настаивала, подтвердив доводы, изложенные в иске. Дополнительно указала, что грузоподъемность имеющегося автомобильного моста через Адрес, которая составляет не более 5 тонн, при массе специализированной техники, осуществляющей вывоз ТКО, от 7 до 12 тонн без учета массы вывозимых отходов, не является основанием для отказа в иске.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала, пояснила, что отходы с контейнерной площадки в д. Зайково не вывозятся по причине отсутствия в данной деревне подъездных путей, соответствующих массе специализированной техники, обеспечивающей вывоз ТКО, а именно, мост через реку Бабка имеет грузоподъемность 5 тонн, при массе специализированной техники от 7 до 12 тонн. Представила письменные возражения на иск.

Третье лицо Кукуштанское ТУ администрации Пермского муниципального округа Адрес представителя в судебное заседание не направило, в заявлении представитель просил рассмотреть дело без его участия, указал, что требования прокурора поддерживает.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что на основании приказа МКУ «Управление ЖКХ и земельно-имущественных отношений Кукуштанского сельского поселения» от Дата утвержден реестр мест размещения контейнерных площадок для сбора ТКО на территории Кукуштанского территориального управления. В реестр включена в том числе и площадка в д. Адрес, количество контейнеров – 0 (п. 52 реестра).

Актом визуального осмотра от Дата подтверждается наличие указанной площадки в д. Зайково Кукуштанксого ТУ Пермского района Пермского края, не оборудованной контейнерами.

Из информации регионального оператора АО «Пермский региональный оператор ТКО», датированной с Дата по Дата, следует, что отсутствует надлежащий проезд в д. Зайково ввиду ненормативного содержания моста через Адрес. В обоснование данного обстоятельства региональным оператором приведен довод о том, что масса специализированной техники, осуществляющей вывоз ТКО, составляет ориентировочно от 7 до 12 тонн без учета массы вывозимых отходов, вместе с тем грузоподъемность имеющегося автомобильного моста через водный объект Адрес составляет не более 5 тонн (л.д. 11-23).

Из информации администрации Кукуштанского сельского поселения, датированной с Дата по Дата, следует, что региональный оператор отказывается вывозить твердые коммунальные отходы с территории д. Зайково по причине отсутствия техники, которая может пройти через мост Адрес. При этом транспорт по Адрес может проходить с учетом соблюдения установленных требований безопасности дорожного движения, предъявляемых к движению грузового транспорта, а именно до 5 тонн. Мост находится в работоспособном состоянии (л.д. 24-29).

В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от Дата N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Статьей 13 Федерального закона от Дата N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Пунктом 4 ст. 24.7 Федерального закона от Дата № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что все собственники ТКО обязаны заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.

Пунктом 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от Дата , также предусмотрено, что договор на оказание услуг ~о обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1(1) названных Правил.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от Дата N 89-ФЗ ""Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от Дата № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости, в связи с чем у садоводческого некоммерческого товарищества возникает обязанность по обустройству места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и заключению договора на вывоз твердых коммунальных отходов. Товарищество является потребителем применительно к лицам, у которых возникает обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В силу п. 1 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ, п. 15 Правил , п. 148 (26) Правил накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для крупногабаритных отходов, предназначенных для их накопления в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. ч. 1,2 ст. 24.6 Федерального закона от Дата N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу п. 7 ст. 24.6 Федерального закона зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.

Согласно п. 10 ст. 24.6 Федерального закона операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

В соответствии с ч. 1 ст. 24.7 Федерального закона региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

Пунктом 4 ст. 24.7 Федерального закона предусмотрено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Согласно п. 2.9 Постановления Адрес от Дата -п «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Адрес» бремя создания, организации и содержания мест накопления и сбора ТКО, в том числе контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территорий, прилегающих к месту погрузки ТКО, обеспечивающих обращение с ТКО, крупногабаритными отходами членов садоводческих и (или) огороднических некоммерческих товариществ, лежит на данных некоммерческих товариществах.

В Адрес услуга по обращению с ТКО оказывается с Дата. С Дата ПКГУП «Теплоэнерго» реорганизовано в форме преобразования в АО «Пермский региональный оператор ТКО (АО «ПРО ТКО»).

Согласно пп. 2.2. Порядка -п места накопления и сбора ТКО определяются схемой размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утвержденной органом местного самоуправления, и учитываются органом местного самоуправления в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Таким образом, из смысла приведенных норм следует, что обязанность по ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также внесение в него изменений, возложена на органы местного самоуправления.

Территориальная схема обращения с отходами в Адрес утверждена Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Адрес от 09.12.2016     №СЭД-35-01-12-503 «Об утверждения Территориальной схемы обращения с отходами в Адрес».

Разрешая исковые требования прокурора, суд соглашается с доводами представителя ответчика о том, что место накопления по адресу: Кукущтанское с/п, д. Зайково, Адрес Б территориальную схему не включено, в реестре мест накопления ТКО отсутствует, следовательно обязанность у АО «ПРО ТКО» по вывозу ТКО с указанной контейнерной площадки отсутствует.

Указанное не противоречит представленному истцом приказу МКУ «Управление ЖКХ и земельно-имущественных отношений Кукуштанского сельского поселения» от Дата, которым утвержден реестр мест размещения контейнерных площадок для сбора ТКО на территории Кукуштанского территориального управления со включенной в него в том числе и площадкой в д. Адрес, количество контейнеров – 0.

Следовательно, СНТ, находящимися противоположной стороне Адрес территорий Кукуштанского с/п, обязанность по организации контейнерных площадок надлежащим образом не исполнена. В настоящее время место накопления ТКО, соответствующее установленным требованиям, отсутствует.

Кроме того, ссылка истца на то обстоятельство, что грузоподъемность моста, не позволяющая обеспечить проезд к контейнерной площадке специализированной техники, не является основанием для отказа в иске признаётся судом несостоятельной по следующим основаниям.

Согласно п. 2.24 Постановления Правительства Пермского края от 08.06.2018 № 309-п «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Пермского края» Подъездные пути к местам накопления и сбора твердых коммунальных отходов, в том числе контейнерным площадкам, специальным площадкам для складирования крупногабаритных отходов должны быть пригодными для свободного проезда и маневрирования транспортных средств.

В силу 2.25 того же Постановления случае если подъездные пути к местам накопления и сбора твердых коммунальных отходов, в том числе контейнерным площадкам, специальным площадкам для складирования крупногабаритных отходов заблокированы, вывоз твердых коммунальных отходов, крупногабаритных отходов региональным оператором (оператором) не осуществляется при подтверждении невозможности осуществления сбора и транспортирования отходов.

Подтверждением невозможности осуществления сбора и транспортирования отходов является акт регионального оператора (оператора) с фото- и видеофиксацией нарушения с указанием даты и времени нарушения.

При этом региональный оператор обязан в течение одного дня уведомить ответственное за содержание места накопления и сбора твердых коммунальных отходов, в том числе контейнерной площадки, специальной площадки для складирования крупногабаритных отходов лицо способом, позволяющим определить факт и дату получения такого уведомления.

Как усматривается из материалов дела, АО «ПРО ТКО» неоднократно уведомляло как прокуратуру, так и органы местного самоуправления о невозможности организации вывоза ТКО с территории д. Зайково Пермского района на противоположной стороне Адрес.

Обстоятельства отсутствия транспортной доступности для специализированной техники указанной территории в судебном заседании истцом не оспаривались.

Несмотря на изложенное, никаких мер по обеспечению транспортной доступности подъездных путей к местам накопления и сбора твердых коммунальных отходов на спорной площадке не предпринято.

Таким образом, удовлетворение исковых требований повлечет принятие судом неисполнимого акта, который не восстановит и не защитит права неопределенного круга лиц, что не соответствует требованиям ст.ст. 13, 210 ГПК РФ.

В то же время, истец не лишен возможности обратиться с требованиями об обеспечении транспортной доступности указанной контейнерной площадки для специализированной техники (в том числе, мусоровозов, пожарных и иных специализированных машин).

Иные доводы сторон заявлены преждевременно и правового значения для рассмотрения настоящего дела не имеют.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заваленных требований.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Заместителя прокурора Пермского района Пермского края, действующего в интересах неопределённого круга лиц к Акционерному обществу «Пермский региональный оператор ТКО» (ОГРН 1225900008883) о возложении обязанности обеспечить вывоз твердых коммунальных отходов с территории Кукуштанского территориального управления Пермского муниципального округа на противоположной стороне реки Бабка в д. Зайково Пермского муниципального округа, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья                                М.И. Барышникова

Мотивированное решение составлено Дата.

2-1704/2023 ~ М-835/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Заместитель прокурора Пермского района Пермского края
Ответчики
АО "Пермский региональный оператор ТКО"
Другие
Колесникова Ксения Викторовна
Кукуштанское территориальное управление администрации Пермского муниципального округа Пермского края
Коротаева Мария Андреевна
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Судья
Барышникова М.И.
Дело на странице суда
dzerjin--perm.sudrf.ru
17.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.03.2023Передача материалов судье
23.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.04.2023Судебное заседание
30.05.2023Судебное заседание
02.06.2023Судебное заседание
08.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.06.2023Дело оформлено
09.06.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее