Р Е Ш Е Н И Е
25 июля 2023 года.
Судья Первомайского районного суда г. Ижевска Обухова М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики
на постановление начальника отделения-старшего судебного пристава МОСП по ИОИП УФССП России по УР Фалалеева Н.М. от <дата> о привлечении Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и назначении административного штрафа в размере 30 000 руб.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением об административном правонарушении начальника отделения-старшего судебного пристава МОСП по ИОИП УФССП России по УР Фалалеева Н.М. от <дата> Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики (далее – Министерство) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
Постановлением от <дата> установлено, что должник не исполнил в установленный срок до <дата> требование судебного пристава-исполнителя. Министерство является должником по исполнительному производству №- ИП от <дата> на основании исполнительного листа ФС № от <дата>, выданного Игринским районным судом УР по делу №, вступившим в законную силу <дата>, предмет исполнения: Обязать Министерство образования и науки Удмуртской Республики предоставить в пользование Духанин Е.И. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, применительно к условиям <адрес> УР жилое помещение в виде жилого дома или квартиры не менее 18 квадратных метров и не более 36 квадратных метров на территории <адрес> УР.
Не согласившись с данным постановлением, Министерство подало жалобу в суд, где указало, что считает постановление незаконным по следующим основаниям.
Постановление о наказании вручено <дата>. Жалоба в суд подана <дата>.
Административный орган при вынесении постановления о наказании не учел. Объем полномочий Минсоцполитики при обеспечении жильем детей-сирот, производится двумя органами власти, ими и Минстрем УР. При этом Минстрою УР выделяется финансирование на данные цели и формируется Фонд жилья и документы. На Минсоцполитики возложены же только формирование республиканского списка (исключение из данного списка) и принятие решении о предоставлении жилья. А потому ими предоставляется жилое помещение в том объеме, в каком оно приобретается и передается в установленном порядке Минстроем УР. Духанин Е.И. занимал 299 место в очереди на получение жилого помещения. Ими 2021-2022 гг неоднократно направлялась просьба Минфину УР выделить дополнительные бюджетные средства на исполнение судебных решений. Средства не выделены. Кроме того, с учетом всех необходимых сроков проведения конкурсных процедур на формирование специализированного жилого фонда для детей-сирот с момента начала процедуры до передачи жилья в Министерство требуется 5 месяцев. ( ФЗ от 05.04.2013г№-ФЗ). А потому и необходимо учитывать объективные причины неисполнения решения суда. Минсоцполитики реализуя свои полномочия исключительно по включению и распределению жилых помещений, самостоятельно вне установленных законом процедуры, не имеет возможности приобрести жилье в целях исполнения судебных актов, по независящим от него обстоятельствам. Минсоцполитики от исполнения решений не уклоняется, т.е. нет умысла. Отсутствует вина. Порядок предоставления жилья вне очереди, действующим законодательством не предусмотрен. Отсутствует состав вменяемого правонарушения.
В судебном заседании представитель Министерства Чумакова В.В., действующая на основании доверенности, поддержала жалобу по изложенным в ней основаниям в полном объеме. Дополнительно пояснила, что решение исполнено. Поскольку <дата> заключен договор найма с Духанин Е.И., и копия под роспись вручена судебному приставу Князеву <дата>, а требование было пристава исполнить до 19.04.21г. Расписку в получении копии договора найма с подписью Князевым А.А. в суд представила.
Начальник отделения - старший судебный пристав МОСП по ИОИП УФССП России по УР Фалалеева Н.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещена. Ответ на запрос суда о предоставлении доказательств исполнения решения, в суд не представила. ( расписка от 06.07.23г).
Духанин Е.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен.( возврат конверта за истечением срока хранения).
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
В силу ст. 30.3 КоАП РФ копия постановления о назначении наказания Минсоцполитики вручена <дата>, а потому и 10-ти - дневный срок приходится на <дата> (с учетом выходных дней), жалоба подана в суд <дата>, а потому и срок на обжалование не пропущен.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ст.1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана и защита законных интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Согласно ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от <дата> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве).
Частью 2 статьи 36 данного Закона установлено, что, если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.
В силу пункта 7 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве исполнительными документами являются, в том числе постановления судебного пристава-исполнителя.
Согласно части 1 статьи 15 Закона об исполнительном производстве сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено.
Решением Игринского районного суда УР от 28.05.2019 удовлетворены исковые требования Духанин Е.И. Суд обязал Министерство образования и науки Удмуртской Республики предоставить в пользование Духанин Е.И. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, применительно к условиям <адрес> УР жилое помещение в виде жилого дома или квартиры не менее 18 квадратных метров и не более 36 квадратных метров на территории <адрес> УР.
Как следует из материалов дела, <дата> судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по УР на основании исполнительного листа ФС № от <дата>, выданного Игринским районным судом УР по делу №, вступившим в законную силу <дата>, возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника Министерство, предмет исполнения: Обязать Министерство образования и науки Удмуртской Республики предоставить в пользование Духанин Е.И. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, применительно к условиям <адрес> УР жилое помещение в виде жилого дома или квартиры не менее 18 квадратных метров и не более 36 квадратных метров на территории <адрес> УР.
Постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП вынесено <дата>, установлен срок для добровольного исполнения - 5 дней.
Требования исполнительного документа должником в установленный для добровольного исполнения срок не были исполнены.
<дата> судебным приставом-исполнителем в отношении Министерство образования и науки УР вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 руб. Получено должником <дата>.
<дата> постановлением судебного пристава-исполнителя произведена замена стороны должника исполнительного производства ее правопреемником – Министерством социальной политики и труда УР.
<дата> должником Министерство социальной политики и труда УР получено требование от <дата> об исполнении требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок до <дата>.
Как следует из материалов дела, <дата> года между Администрацией МО «<адрес>» и Духанин Е.И. заключен договор № найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому Администрация муниципального образования «<адрес>» передает Духанин Е.И. за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в оперативном управлении Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики, состоящее из <адрес>,4 кв.м., расположенной по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, мкр. Западный, <адрес>.
Таким образом, требования, содержащиеся в исполнительном документе ФС № от <дата> в установленный судебным приставом срок до <дата>, должником исполнены.
Кроме наличия факта исполнения, защитником в суд представлено доказательство- расписка, что копия договора найма получена судебным приставам Князевым А.А. под личную роспись <дата>.
В силу ст.1.5 ч.3 КоАп РФ до вынесения постановления о назначении наказания, на пристава возложена обязанность доказать неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований т.е. отсутствие факта исполнения решения суда.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике от <дата> подлежит отмене, а дело прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием события административного правонарушения.
Данная позиция согласуется с решением Верховного суда УР от <дата> по делу № ( 12-219-23года.)
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики - удовлетворить.
Постановление начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике от <дата> отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием события административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики (через Первомайский районный суд г. Ижевска) в течение 10 суток.
Судья: М.А. Обухова