Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7-253/2022 от 26.07.2022

7-253/2022

УИД 38MS0051-01-2022-002472-64

решение

25 августа 2022 года г. Иркутск

Судья Иркутского областного суда Ткачук М.А., с участием прокурора Вегера А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании протеста и.о. Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Иркутской области Урезалова А.А. на постановление судьи Братского районного суда Иркутской области от 24 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении временно исполняющего обязанности начальника ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области Моторного Д. А.,

установил:

Постановлением судьи Братского районного суда Иркутской области от 24 июня 2022 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении временно исполняющего обязанности начальника ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области Моторного Д. А. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В протесте, поданном в Иркутский областной суд, и.о. Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Иркутской области Урезалов А.А., не соглашаясь с постановлением судьи Братского районного суда Иркутской области от 24 июня 2022 года, просит об отмене указанного судебного акта.

Временно исполняющий обязанности начальника ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области Моторный Д.А., в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, защитник ФИО1 и.о. Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Иркутской области Урезалов А.А., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения Иркутским областным судом жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайство Моторного Д.А. об отложении разбирательства дела отклонено. Учитывая, что необходимым и обязательным участие указанных лиц в судебном заседании не признано, полагаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, выслушав заключение прокурора Вегера А.А. о незаконности постановления Братского районного суда Иркутской области, проанализировав доводы протеста, прихожу к следующим выводам.

В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Согласно Закону о прокуратуре одной из мер реагирования прокурора на нарушение закона является представление об устранении нарушений закона.

В соответствии со статьей 32 Закона о прокуратуре предметом прокурорского надзора является также законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

В силу пункта 3 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного закона, вносит представление об устранении нарушений закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения (пункт 4 статьи 10 Закона о прокуратуре).

Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, Братской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в 2020-2021 годах и первом квартале 2022 года в ИК-25 в рамках осуществления надзорной деятельности проводились проверки состояния законности в учреждении, в том числе по вопросам обеспечения исполнения в колонии режимных требований, а также соблюдения трудового и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, регламентирующих порядок оплаты труда лиц, осужденных к лишению свободы.

По результатам проведенных проверок выявлены нарушения закона, связанные с необеспечением в учреждении требований режима и нарушением трудовых прав осужденных.

По выявленным нарушениям прокурором на имя временно исполняющего обязанности начальника ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области Моторного Д.А. 29 апреля 2020 года и 17 февраля 2022 года внесены два представления о необходимости принять исчерпывающие меры к устранению и недопущению впредь указанных нарушений закона; за указанные в представлениях нарушения закона рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц ИК-25 к дисциплинарной ответственности; о результатах принятых мер сообщить Братскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в месячный срок в письменной форме.

Проведенной прокуратурой проверкой 14 апреля 2022 года установлено, что отмеченные в представлениях прокурора нарушения закона не устранены, что послужило основанием для возбуждения в отношении Моторного Д.А. дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту невыполнения требований прокурора об устранении нарушений законодательства.

Постановлением судьи Братского районного суда Иркутской области от 24 июня 2022 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении временно исполняющего обязанности начальника ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области Моторного Д.А. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Названное постановление судьи районного суда является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должен выяснить, относится ли к его компетенции рассмотрение дела.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос и выносится определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, к которому протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение.

Определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности может быть вынесено по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в случае, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревшего его судьи (часть 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Частью 1 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 17.7 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями.

В соответствии с абзацем 2 части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 и 2 настоящей статьи и влекущие дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.

Согласно положениям, содержащимся в абзаце 6 части 3 статьи 23.1 указанного Кодекса, в остальных случаях дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 данной статьи, рассматриваются мировыми судьями.

Подсудность дел мировым судьям определяется путем исключения категорий дел, отнесенных к компетенции судей районных судов, военных судов и арбитражных судов.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона № 58-ФЗ от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы Российской Федерации» установлено, что система государственной службы включает в себя: государственную гражданскую службу, военную службу и государственную службу иных видов.

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» должности в уголовно-исполнительной системе - должности сотрудников уголовно-исполнительной системы, которые учреждаются в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (далее - федеральный орган уголовно-исполнительной системы), территориальных органах уголовно-исполнительной системы, учреждениях, исполняющих наказания, следственных изоляторах, научно-исследовательских, проектных, медицинских, образовательных и иных организациях, входящих в уголовно-исполнительную систему в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - учреждения и органы уголовно-исполнительной системы).

Руководитель (начальник) - руководитель (начальник) учреждения или органа уголовно-исполнительной системы и его заместитель, руководитель (начальник) структурного подразделения учреждения или органа уголовно-исполнительной системы и его заместитель, сотрудник, наделенный в установленном порядке полномочиями по руководству работниками (сотрудниками, федеральными государственными гражданскими служащими, рабочими и служащими) уголовно-исполнительной системы, в том числе временно (часть 4 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ).

Исходя из части 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», сотрудник - гражданин, проходящий в соответствии с настоящим Федеральным законом службу в уголовно-исполнительной системе в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.

Должность руководителя (начальника) - руководителя (начальника) учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, руководителя (начальника) структурного подразделения учреждения или органа уголовно-исполнительной системы не включена в перечень должностей федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должностей муниципальной службы.

При этом согласно положениям части 3 статьи 3.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дисквалификация не может быть применена к должностям, на которых граждане проходят службу в уголовно-исполнительной системе в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.

Согласно материалам дела об административном правонарушении, временно исполняющий обязанности начальника ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области Моторный Д.А. имеет специальное звание подполковника внутренней службы.

Таким образом, принимая дело в отношении временно исполняющего обязанности начальника ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области подполковника внутренней службы Моторного Д.А. к своему производству, судья районного суда не учел, что условия, предусмотренные абзацем 2 названного Кодекса, для признания данного дела подлежащим рассмотрению судьей районного суда, в рассматриваемом случае отсутствовали.

Данные обстоятельства судья Братского районного суда Иркутской области оставил без внимания, рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении временно исполняющего обязанности начальника ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области подполковника внутренней службы Моторного Д.А. с нарушением правил подведомственности.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Разрешение дела с нарушением правил подсудности (подведомственности) не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.

Допущенные судьей Братского районного суда Иркутской области процессуальные нарушения являются существенными (фундаментальными), повлиявшими на исход дела.

При таких обстоятельствах постановление судьи Братского районного суда Иркутской области от 24 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении временно исполняющего обязанности начальника ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области подполковника внутренней службы Моторного Д.А. не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.

Принимая во внимание, что временно исполняющему обязанности начальника ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области подполковнику внутренней службы Моторному Д.А. административное наказание в виде дисквалификации не может быть назначено, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, исчисляемый с 14 апреля 2022 года, составляет три месяца, который на момент рассмотрения 25 августа 2022 года в Иркутском областном суде протеста исполняющего обязанности Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Иркутской области Урезалова А.А. истек.

Производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 30.6 – 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

Протест исполняющего обязанности Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Иркутской области Урезалова А.А. удовлетворить частично.

Постановление судьи Братского районного суда Иркутской области от 24 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении временно исполняющего обязанности начальника ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области Моторного Д. А. отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении временно исполняющего обязанности начальника ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области Моторного Д. А. прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья М.А. Ткачук

7-253/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Истцы
Урезалов А.А.
Ответчики
Моторный Дмитрий Александрович
Суд
Иркутский областной суд
Судья
Ткачук Марина Анатольевна
Статьи

ст.17.7 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--irk.sudrf.ru
26.07.2022Материалы переданы в производство судье
25.08.2022Судебное заседание
26.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее