Дело № 2а-152/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июля 2019 года р.п. Новоспасское
Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе:
судьи Завгородней Т.Н.,
при секретаре Галицковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Харитоновой И.В., Харитонова Д.А., Харитоновой А.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, муниципальному отделу по Новоспасскому и Николаевскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию соглашения о расторжении договора дарения объектов недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
Харитонова И.В., Харитонов Д.А., Харитонова А.И. обратились в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, муниципальному отделу по Новоспасскому и Николаевскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию соглашения о расторжении договора дарения объектов недвижимости. В обоснование заявленных требований указали, что между Харитоновой И.В. с одной стороны, Харитоновым Д.А. и Харитоновой А.И. с другой стороны, был заключен договор дарения от 05.09.2018 г. в отношении объектов недвижимого имущества – жилой дом и земельный участок, расположенных по адресу: <адрес>. 20.10.2018 г. по обоюдному согласию сторон было заключено соглашение о расторжении вышеуказанного договора дарения, в связи с добровольным отказом сторон от его исполнения. В тот же день данное соглашение было сдано для государственной регистрации в муниципальный отдел по Новоспасскому и Николаевскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области. 04.11.2018 г. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, в лице государственного регистратора уведомило о приостановлении государственной регистрации перехода права на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета. При этом причины приостановления государственной регистрации указаны не были. В связи с невозможностью регистрации перехода права собственности на основании соглашения от 20.10.2018 г. административные истцы обратились в апелляционную комиссию Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области с заявлением об обжаловании решения о приостановлении государственной регистрации перехода права на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета. 18.12.2018 г. апелляционная комиссия приняла решение об отказе в принятии заявления к рассмотрению. Полагают, что принятым административным ответчиком решением о приостановлении государственной регистрации перехода права на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета нарушены права и законные интересы административных истцов. Из уведомления Управления Росреестра от 04.11.2018 г. следует, что соглашение от 20.10.2018 г. о расторжении договора дарения от 05.09.2018 г. представлено в регистрирующий орган, претензий к форме и содержанию соглашения государственным регистратором не заявлено. Из содержания указанного соглашения следует, что стороны добровольно, не нарушая чьих-либо прав, свобод и законных интересов, приняли решение о расторжении договора дарения от 05.09.2018 г. Оснований для обращения в суд с заявлением о расторжении договора дарения нет, поскольку отсутствуют какие-либо разногласия между сторонами. До настоящего времени одаряемые фактически не приняли от дарителя в дар земельный участок и индивидуальный жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>, что является их отказом от исполнения договора дарения от 05.09.2018 г. Все расходы по содержанию недвижимого имущества до настоящего времени по обоюдному согласию несет даритель – Харитонова И.В. Истцы просили признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о приостановлении государственной регистрации перехода права на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета, выраженное в уведомлении от 04.11.2018 г. № КУВД-001/2018-5426835/3, а также обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию соглашения о расторжении договора дарения земельного участка и индивидуального жилого дома от 05.09.2018 г.
В судебном заседании административные истцы Харитонова И.В., Харитонов Д.А., Харитонова А.И. требования административного искового заявления и изложенные в нем доводы поддержали в полном объеме. Также пояснили, что являются близкими родственниками, заключение соглашение от 20.10.2018 г. о расторжении договора дарения от 05.09.2018 г. было обусловлено тем, что в сделке отсутствует необходимость, в связи с возможным переездом одаряемых в другой город.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в судебном заседании не участвовала, представила письменный отзыв, в котором требования административного искового заявления не признала, указав, что государственная регистрация права собственности приостановлена на законных основаниях. Права административного истца не нарушены.
Представитель административного ответчика муниципального отдела по Новоспасскому и Николаевскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в судебном заседании не участвовал, о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, причины неявки не сообщил.
Представитель заинтересованного лица Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области в судебном заседании не участвовал, о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, причины неявки не сообщил.
Учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав административных истцов, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица, либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
В случаях, установленных Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган нормативно-правового регулирования).
В соответствии с частью 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В силу положений статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно статье 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости":
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
На основании пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
По смыслу подпункта 2 пункта 2 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
Как следует из пункта 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Осуществляемый таким образом со стороны государства контроль за совершением сделок с недвижимым имуществом должен обеспечить и защитить права и законные интересы граждан, юридических лиц и публичных образований, как следствие, снизить риски на рынке недвижимости, создать дополнительные гарантии безопасности для участников рынка недвижимости.
Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влекут только правомерные действия. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.
Пределы правовой экспертизы документов определяются необходимостью обеспечения баланса публичных интересов, прежде всего, в части достоверности сведений о правах на недвижимое имущество.
В этой связи при проведении правовой экспертизы документов необходимо учитывать, влекут ли за собой выявленные в ходе правовой экспертизы дефекты юридической силы документов ничтожность либо оспоримость соответствующих документов, препятствуют ли они возникновению, переходу, прекращению или обременению (ограничению) прав на недвижимое имущество.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный регистратор прав принимает решение о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей, (пункт 2 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").
Из материалов дела усматривается и установлено судом, что 05.09.2018 г. между Харитоновой И.В. (даритель), Харитоновым Д.А. и Харитоновой А.И. (одаряемые) заключен договор дарения принадлежащего административному истцу на праве собственности недвижимого имущества - жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, 14.09.2018 г. за Харитоновым Д.А., Харитоновой А.И. зарегистрировано право общей долевой собственности на указанное жилое помещение и земельный участок на основании договора дарения от 05.09.2018 г.
20.10.2018 г. Харитонова И.В., Харитонов Д.А. и Харитонова А.И. заключили соглашение о расторжении договора дарения, в связи с добровольным отказом сторон от его исполнения.
20.10.2018 г. административные истцы обратились в муниципальный отдел по Новоспасскому и Николаевскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области с заявлениями о расторжении договора дарения земельного участка и индивидуального жилого дома от 05.09.2018 г., предъявив в качестве обоснования соглашение от 20.10.2018 г.
04.11.2018 г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области принято оспариваемое решение о приостановлении государственной регистрации перехода права на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета, сроком на один месяц до 01.02.2019 г. в связи с тем, что договор дарения от 05.09.2018 г. считается исполненным и проведение отказа от дара на основании соглашения о расторжении договора дарения земельного участка и индивидуального жилого дома не представляется возможным.
(дата) в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области поступили заявления от административных истцов о приостановлении государственной регистрации до 19.07.2019 г., в связи с необходимостью представления дополнительных документов. В настоящее время срок приостановления государственной регистрации продлен до 01.08.2019 г.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах, если иное не предусмотрено правилами, настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе.
Согласно пункту 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом. Действующим законодательством установлено, что договор дарения не подлежит государственной регистрации.
На основании пункта 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
В силу пункта 1 статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации надлежащее исполнение прекращает обязательство.
По смыслу пункта 1 статьи 572 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Как следует из пункта 1 статьи 573 Гражданского кодекса Российской Федерации, одаряемый вправе в любое время до передачи ему дара от него отказаться. В этом случае договор дарения считается расторгнутым.
Согласно пункту 1 статьи 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
Положениями пункта 5 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Из представленного на государственную регистрацию соглашения следует, что стороны расторгают договор дарения от 05.09.2018 г.
Однако, на момент проведения правовой экспертизы, согласно записям ЕГРН запись о государственной регистрации перехода права, права общей долевой собственности на основании вышеуказанного договора дарения уже внесена, обязательства по договору дарения исполнены.
Кроме того, в договоре дарения указано, что даритель передала в дар, принадлежащие ей на праве собственности индивидуальный жилой дом и земельный участок, а одаряемые приняли указанное имущество в дар в равных долях.
Таким образом, решение о приостановлении государственной регистрации перехода права на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета принято государственным регистратором в пределах своих полномочий, предоставленных действующим законодательством, в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" и оснований для признания незаконным приостановления государственной регистрации не имеется.
Основания для приостановления государственной регистрации прав изложены в статье 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Так, в пункте 1 статьи 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав.
Такие сомнения у государственного регистратора имелись.
В соответствии с пунктом 1 статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации надлежащее исполнение прекращает обязательство.
По смыслу статей 450 и 453 Гражданского кодекса Российской Федерации не может быть прекращен по соглашению сторон договор, обязательства по которому уже были исполнены сторонами.
Представленное государственному регистратору соглашение о расторжении договора дарения не было обусловлено нарушением исполнения обязательств, что не оспаривается административными истцами.
По смыслу закона при расторжении договора прекращается обязанность сторон совершать в будущем действия, которые являются предметом договора.
Поскольку договор дарения был исполнен, стороны не оспаривали факт исполнения ими обязательств по договору, следовательно, стороны не могли соглашением расторгнуть исполненный договор дарения.
Ссылки в административном исковом заявлении на то, что одна из сторон правомочна отказаться от дара и отменить дарение, не учитывают следующих положений законодательства.
Отказ одаряемого от передачи дара и отказ дарителя от дарения допустимы до передачи дара, то есть до исполнения договора дарения (статьи 573, 577 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отмена дарения предусмотрена по основаниям, изложенным в статье 578 Гражданского кодекса Российской Федерации в судебном порядке.
Таких оснований по настоящему делу административным истцом не приведено, договор дарения исполнен, обязательства по нему прекращены, что исключает его расторжение по соглашению сторон.
При этом, суд отмечает возможность отказаться одаряемому от принятия дара только до его передачи, в связи с чем суд приходит к выводу, что возможность возврата имущества одаряемыми Харитоновым Д.А., Харитоновой А.И. дарителю Харитоновой И.В. после произведенной регистрации права собственности одаряемых, возможна только путем регистрации между сторонами новой сделки в отношении данного имущества.
Указание в административном исковом заявлении на возможность расторжения договора после государственной регистрации права собственности, не учитывает, что такие случаи касаются ненадлежащего исполнения обязательств одной из сторон сделки, что в данном деле отсутствует.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Таких оснований по настоящему делу не имеется, поскольку представленное государственному регистратору на правовую экспертизу соглашение о расторжении исполненного договора дарения, противоречило требованиям приведенного гражданского законодательства.
Пунктом 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что обязательному выяснению судом подлежит факт нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
При указанных обстоятельствах, оспариваемое решение принято органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в соответствии с законом и в пределах его полномочий, а права либо свободы административных истцов не были нарушены, что влечет отказ суда в удовлетворении заявленных требований.
Согласно пункту 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29.07.2019 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░