Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-153/2020 от 09.01.2020

Судья Титова И.А.

Дело № 7-217/2020 / 21-153/2020                                

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь                         05 февраля 2020 г.

Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Нициевской Л.Н., с участием защитника Карамацких И.С., представителя Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Волянюка В.Г., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника М. на постановление начальника управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 26 сентября 2019 г., решение судьи Чайковского городского суда Пермского края от 11 декабря 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы,

у с т а н о в и л:

постановлением начальника управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 26 сентября 2019 г. № 5-01/73-19 публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее общество, ПАО «ФСК ЕЭС», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.

Решением судьи Чайковского городского суда Пермского края от 11 декабря 2019 г., вынесенного по результатам рассмотрения жалобы защитника П. вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в краевой суд, защитник М., просит решение судьи, постановление должностного лица отменить, ссылаясь на их незаконность и необоснованность. Указывает, что в действиях ПАО «ФСК ЕЭС» отсутствует событие и состав административного правонарушения, поскольку материалами дела не установлено, в результате чьих действий и по какой причине произошел пожар, не установлена причинно-следственная связь между действиями ПАО «ФСК ЕЭС» и возникновением пожара. Кроме этого, ссылается на нарушение положений федерального закона при проведении государственного надзора.

В судебном заседании в краевом суде законный представитель юридического лица, извещенный надлежаще, участие не принимал.

Защитник Карамацких И.С., в судебном заседании в краевом суде, жалобу поддержала.

Представитель Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Волянюк В.Г., в судебном заседании в краевом суде, полагал жалобу не подлежащей удовлетворению.

Изучив доводы жалобы, возражений, заслушав объяснения принимавших участие в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, дело об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно части 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

В силу части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее – Правила пожарной безопасности в лесах).

Согласно пункту 9(1) Правил пожарной безопасности в лесах, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

В соответствии с пунктом 35 Правил пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.

Согласно подпункту 3.1 пункта 3 Методики определения и расчета выбросов загрязняющих веществ от лесных пожаров, утвержденной приказом Госкомэкологии РФ от 5 марта 1997 г. № 90, лесными горючими материалами (ЛГМ) называются природные углеводородные топлива, к которым относятся тонкие веточки, хвоинки или листья в кронах деревьев и опавшие на землю, а также напочвенный покров (трава, кустарники, мох, лишайник), болотные растения и торф.

В силу пункта 38 Правил пожарной безопасности в лесах лица, виновные в нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Согласно подпункту «а» пункта 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160 (далее - Правила от 24 февраля 2009 г. № 160), сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.

Данные Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил от 24 февраля 2009 г. № 160).

Пунктом 34 Правил от 24 февраля 2009 г. № 160 установлено, что просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.

Как следует из материалов дела, что 27 апреля 2019 г. в 12:15 часов на территории лесного фонда в выделах 12, 14, 18 квартала 174 Степановского участкового лесничества ГКУ «Чайковское лесничество» обнаружен лесной пожар площадью на момент обнаружения 1 га.

Пожар произошел на месте рубки лесных насаждений ПАО «ФСК ЕЭС» в пределах охранной зоны ВЛ 220 кВ ВотГЭС. На месте возникновения пожара обнаружены срубленная древесина и порубочные остатки.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении юридического лица протокола об административном правонарушении по части 4 статьи 8.32 КоАП РФ и привлечения общества к административной ответственности.

Вопреки доводам жалобы заявителя, вина юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.32 КоАП РФ, подтверждается представленными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 27 августа 2019 г., актом № 1/1 о лесном пожаре на территории ГКУ «Чайковское лесничество» от 29 апреля 2019 г. и фототаблицей к нему, справкой о лесном пожаре № 1/1, актами осмотра лесосек № 10 от 25 марта 2019 г. № 1 от 21 мая 2019 г. с фототаблицами, согласно которым в месте осуществления ПАО «ФСК ЕЭС» разрубки охранной зоны ВЛ 220 кВ - Светлая не выполнены работы по складированию и уборке заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов, постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 27 мая 2019 г., которым установлено, что первоначальное горение началось от грунтовой дороги, ведущей к р. Сайгатка с дальнейшим распространением пламени по сухой травянистой растительности вдоль линии электропередач на лесные насаждения, вероятной технической причиной пожара, явилось возгорание лесных горючих материалов от источника открытого пламени либо от тлеющего табачного изделия, и другими имеющимися в деле доказательствами.

Собранные по делу доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности соответствуют требованиям КоАП РФ, им дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Выводы судьи о виновности ПАО «ФСК ЕЭС» в совершении административного правонарушения, изложенные в решении, соответствует фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.

Доводы поданной в краевой суд жалобы являлись предметом рассмотрения судьи городского суда, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки выводов суда не имеется.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае ПАО «ФСК ЕЭС» не представило доказательств невозможности выполнения правил пожарной безопасности, нарушение которых повлекло возникновение лесного пожара, а также доказательств принятия достаточных и своевременных мер по соблюдению действующего законодательства.

Утверждение в жалобе об отсутствии в действиях общества состава и события вменяемого правонарушения, поскольку материалами дела не установлено, в результате чьих действий и по какой причине произошел пожар, не установлена причинно-следственная связь между действиями ПАО «ФСК ЕЭС» и возникновением пожара противоречит вышеизложенным обстоятельствам, а потому является необоснованным.

Так, доказательствами, представленными в материалы дела подтверждается, что в месте осуществления ПАО «ФСК ЕЭС» разрубки охранной зоны ВЛ 220 кВ - Светлая не выполнены работы по складированию и уборке заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов (акты осмотра лесосек от 26 марта 2019 г. и 21 мая 2019 г., л.д. 53-57 дела об административном правонарушении). Первоначальное горение началось от грунтовой дороги с дальнейшим распространением пламени по сухой травянистой растительности вдоль линии электропередач на лесные насаждения, вероятной технической причиной пожара, явилось возгорание лесных горючих материалов (копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 27 мая 2019 г., л.д. 38-39 дела об административном правонарушении). Таким образом, указанное свидетельствует, что нарушение ПАО «ФСК ЕЭС» правил пожарной безопасности, выразившееся в не очистке мест рубок от древесины, порубочных остатков и других горючих материалов, повлекло возникновение лесного пожара. Поскольку из-за перехода огня от места первоначального горения через горючие материалы (порубочные остатки) расположенные на не очищенных обществом участках, произошел лесной пожар (неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб). Указанное свидетельствует о наличии во вменяемом обществу деянии события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.32 КоАП РФ.

Ссылка на то, что возгорание произошло не по вине ПАО «ФСК ЕЭС» в связи с чем отсутствует его вина в возникновении пожара, несостоятельна, так как данное обстоятельство не исключает виновность общества в совершении правонарушения, выразившегося в том, что вследствие нарушения правил пожарной безопасности, пламя от места возгорания по неочищенным обществом от горючих материалов участкам, вдоль линии электропередач, распространилось на лесные массивы.

Доводы жалобы о том, что при производстве по делу нарушены положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ) являлись предметом оценки судьи городского суда, обоснованность их отклонения сомнений не вызывает.

Так, судья городского суда со ссылками на положения пункта 5 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ верно пришел к выводу, что в данном случае требования указанного закона относительно осуществления должностным лицом действий по проведению внеплановой (плановой) проверки применению не подлежат.

Согласно расчету ущерба (вреда) причиненного лесному фонду в результате пожара, общий ущерб составил 409 512 рублей.

Как следует из части 2 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ. Исключения из данного правила установлены, в частности, пунктом 5 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, согласно которому положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяется при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу.

Наказание юридическому лицу в виде административного штрафа назначено должностным лицом с применением положений частей 3.2., 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 4 статьи 8.32 КоАП РФ, является соразмерным содеянному и согласуется с требованиями статьи 3.1 КоАП РФ.

Процессуальные нарушения, которые бы повлияли на законность привлечения общества к административной ответственности, не допущены, срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.

С учетом изложенного, основания для отмены постановления должностного лица, решения судьи городского суда и удовлетворения жалобы отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

р е ш и л:

постановление начальника управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 26 сентября 2019 г. № 05-01/73-19, решение судьи Чайковского городского суда Пермского края от 11 декабря 2019 г. оставить без изменения, жалобу М. - без удовлетворения.

    

Судья - (подпись)

21-153/2020

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"
Другие
Марьюсик Сергей Васильевич
Пономарев Евгений Владимирович
Симонов Евгений Владимирович
Жуйков Евгений Николаевич
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Синицына Татьяна Анатольевна
Статьи

ст. 8.32 ч.4 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--perm.sudrf.ru
16.01.2020Материалы переданы в производство судье
05.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.02.2020Судебное заседание
06.02.2020Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее