«КОПИЯ»
Дело № 12-64/2021
Р Е Ш Е Н И Е
п. Междуреченский 09 апреля 2021 года
Судья Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Косолапова О.А.
с участием Тимофеева М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ, в отношении Тимофеева М.А., жалобу Тимофеева М.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Кондинского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 08.04.2021 по делу об административном правонарушении,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Кондинского судебного района ХМАО-Югры от 08 апреля 2021 г. Тимофеев М.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 12.8 КоАП РФ, ему назначено административное наказание административный арест сроком 10 суток. Исполнение постановления о назначении Тимофееву М.А. административного наказания в виде административного ареста в соответствии с частью 1 статьи 31.5 КоАП РФ отсрочено на срок трое суток.
Не согласившись с указанным постановлением, Тимофеев М.А. в установленный законом срок подал в Кондинский районный суд жалобу, в которой полагает необоснованным назначенное ему административное наказание, так как является единственным родителем трех малолетних детей, оставить которых у родственников не имеет возможности, так как беспокоится за их жизнь и здоровье. В жалобе также указано о наличии у Тимофеева М.А. хронического заболевания, препятствующего отбыванию административного ареста, диагноз по МКБ-10: N 11. Кроме того в соответствии с ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест не может применяться к женщинам, имеющим детей до 14 лет. Со сысылкой на положения ст. 19 Конституции Российской Федерации о равенстве прав мужчины и женщины заявитель полагает, что административный арест в отношении него не может быть применен, просит изменить меру наказания на административный штраф.
В судебном заседании Тимофеев М.А. доводы жалобы поддержал, предъявил документы, подтверждающие изложенные в жалобе доводы, в том числе о смерти супруги Иониной И.С. 01 марта 2021 года, наличии у него трех малолетних детей, а также заболевания с указанным в жалобе диагнозом. Тимофеев М.А. не отрицал, что он ехал на прицепном устройстве к мотоблоку, управляя мотоблоком AURORA в состоянии опьянения.
В дополнение Тимофеев М.А. указал, что не согласен с тем, что мотоблок, которым он управлял в состоянии опьянения, является транспортным средством, поскольку само по себе это устройство для перевозки на нем людей и грузов не предназначено, постановке на учет не подлежит, специального права для его управления не требуется. Принадлежность мотоблока к тракторам на основании решения Комиссии Таможенного Союза полагает относящимся к вопросам таможенного законодательства.
Заинтересованное лицо ОГИБДД ОМВД России по Кондинскому району надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения жалобы, представитель в суд не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствует.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося заинтересованного лица.
Выслушав заявителя Тимофеева М.А., изучив доводов жалобы заявителя, исследовав материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ( КоАП РФ) управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влечет административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей.
В силу пункта 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - ПДД РФ), водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.
В соответствии с частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Согласно части 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу которой освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 475 утверждены Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов (далее - Правила освидетельствования).
Согласно пункту 2 Правил освидетельствования освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения подлежит водитель транспортного средства, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения. При этом согласно пункту 3 Правил достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Тимофеева М.А. к административной ответственности, предусмотренной нормой части 3 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужило то обстоятельство, что он 19 сентября 2020 года в 21 час 30 мин. в районе дома № 29/2 пгт. Междуреченский Кондинского района ХМАО-Югры, не имея права на управление транспортными средствами, управлял транспортным средством – мотоблок AURORA, без государственного регистрационного знака, в состоянии алкогольного опьянения, чем нарушил п. 2.7 Правил дорожного движения, утвержденных Правительством российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения».
Состояние опьянения Тимофеева М.А. установлено на основании имеющихся признаков опьянения (запах алкоголя изо рта, резкое изменение окраски кожных покровов лица), соответствующих пункту 3 Правил освидетельствования, а также на основании положительных результатов освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (наличие абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе в концентрации 0,9 мг/л), при отсутствии в указанных действиях Тимофеева М.А. признаков уголовно наказуемого деяния.
Вместе с тем обжалуемое постановление законными признать нельзя.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Исходя из положений пункта 2.7 ПДД РФ и диспозиции части 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, субъектом административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, является водитель.
В соответствии с пунктом 1.2 ПДД РФ, статьей 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" водителем признается лицо, управляющее каким-либо транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством); транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Механическим транспортным средством является транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
При этом в силу примечания к статье 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
В соответствии с техническими характеристиками мотоблока AURORA рабочий объем его двигателя превышает 50 кубических сантиметров, но в то же время максимальная скорость составляет менее 50 километров в час.
Согласно пункту 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения", в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее также Государственная инспекция) или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, должны быть зарегистрированы механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы.
Государственная регистрация на территории Российской Федерации автомототранспортных средств, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт, а также прицепов к ним осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".
Согласно пункту 2 данного Постановления регистрацию автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, осуществляют подразделения Государственной инспекции, а тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, - органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора).
Единый порядок государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдачи на машины государственных регистрационных знаков установлен Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденными Минсельхозпродом России 16 января 1995 года.
В соответствии с пунктом 1.4 указанных Правил государственной регистрации, учету в соответствии с данными Правилами подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин.
Порядок допуска граждан к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) органами гостехнадзора установлен Правилами допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 года N 796.
Согласно данным Правилам и Инструкции о порядке их применения, утвержденной Приказом Минсельхозпрода России от 29 ноября 1999 года N 807, под самоходными машинами понимаются мототранспортные средства, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования (внедорожные мотосредства), тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров, не относящееся к автомототранспортным средствам.
Согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» под транспортными средствами в главе 12 КоАП РФ понимаются в том числе трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 февраля 2019 г. № 25 «О классификации мотоблока (мотокультиватора) в соответствии с единой Тарифной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза мотоблок (мотокультиватор), представляющий собой устройство с возможностью крепления навесного и (или) прицепного оборудования, управляемое рядом идущим водителем при помощи рулевого устройства в виде двух рукояток, с одной ведущей осью, двигателем внутреннего сгорания… классифицируется в субпозиции 8701 10 000 0 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, то есть как тракторы одноосные.
Таким образом мотоблок, которым управлял Тимофеев М.А., относится к самостоятельному виду транспортных средств – трактора в соответствии с указанным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 февраля 2019 г. № 25.
На это обстоятельство как основание привлечения к административной ответственности Тимофеева М.А. по ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ указано административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении.
Между тем указанная классификация применяется к правоотношениям в сфере таможенного, налогового, гражданского законодательства в целях установления размера таможенных пошлин, особенностей характеристики, оборота и налогообложения указанного товара. Применительно к административному законодательству, законодательству об административных правонарушениях указанная классификация мотоблока применению не подлежит в силу специального регулирования понятия транспортного средства.
Использованный для движения Тимофеевым М.А. мотоблок сам по себе для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем, не предназначен, что следует из его технических характеристик.
Установлено, что вышеуказанными нормативными правовыми актами мотоблок исключен из общего понятия тракторов, подлежащих государственной регистрации, и на управление которыми предоставляется специальное право.
Таким образом, к транспортным средствам, подлежащим государственной регистрации, мотоблок не относится, самоходной машиной, на управление которой предоставляется специальное право, не является и, исходя из понятия, сформулированного в примечании к статье 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к другим статьям главы 12 названного Кодекса, транспортным средством признан быть не может.
С учетом данного обстоятельства выводы обжалуемого постановления о том, что Тимофеев М.А., не имея права управления транспортными средствами, управляя мотоблоком, являлся водителем транспортного средства и, соответственно, субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованными признать нельзя.
Поэтому постановление мирового судьи судебного участка № 1 Кондинского судебного района ХМАО-Югры от 08 апреля 2021 года, вынесенное в отношении Тимофеева М.А., подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Жалобу Тимофеева М.А. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Кондинского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 08 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 12.8 КоАП РФ, в отношении Тимофеева М.А. отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отсрочку исполнения административного ареста в отношении Тимофеева М.А. отменить, освободить Тимофеева М.А. от отбывания административного ареста сроком 10 суток.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 30.12 КоАП РФ.
Судья подпись
Копия верна
Судья О.А.Косолапова
Подлинный документ подшит в материалах дела № 12-64/2021, находящегося в Кондинском районном суде.