Дело № 12-177/2022
Р Е Ш Е Н И Е
23 марта 2022 года г. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Дяченко Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Вовк Виктории Викторовны на постановление судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 12 января 2022 года по делу № 5-4/2022,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 12.01.2022 года Вовк В.К. привлечена к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
В жалобе Вовк В.В. выражает несогласие с постановлением судьи, просит об его отмене с прекращением производства по делу. В обоснование жалобы указывает, что в митинге участие не принимала, хотели отправить письмо в прокуратуру, после чего решили сфотографироваться на память, после чего еще непродолжительное время стояли и общались, никакой агитации не проводили.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, заслушав Вовк В.К., жалобу поддержавшую по изложенным в ней основаниям; прихожу к следующему выводу.
Согласно ч. 5 ст. 20.2 КоАП Российской Федерации законодатель устанавливает ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 ст. 20.2 КоАП Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если они не содержат уголовно наказуемого деяния.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями статей 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно пункту 1 статьи 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, статья 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Порядок организации и проведения публичного мероприятия установлен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ).
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ публичным мероприятием является открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.
Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ одним из принципов проведения публичного мероприятия является законность - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).
К таким процедурам, в частности, относится уведомление о проведении публичного мероприятия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, или органа местного самоуправления (ст. 7 Закона).
Аналогичные требования содержит Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГг. №-ЗРК «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение собраний, митингов, демонстраций и пикетирований в <адрес>».
Как следует из материалов дела и установлено судьёй первой инстанции, Вовк В.В. ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 16 минут, находясь в общественном месте, по адресу: Республики Крым, <адрес> - возле здания прокуратуры <адрес>, в нарушение требований Федерального Закона №54-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГг. «О собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетированиях» принимала участие в публичном мероприятии – пикетировании в составе группы из четырех человек, без подачи уведомления о проведении публичных мероприятий в органы местного самоуправления, при этом использовала флаг и накидку тематического содержания «КПРФ», что образует состав административного правонарушения, предусмотренного
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и виновность Вовк В.В. в его совершении установлены судьей и подтверждены совокупностью доказательств: протоколом об административном правонарушении РК № от ДД.ММ.ГГГГ, рапортом ст. инспектора БООП ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение от ДД.ММ.ГГГГ, объяснениями ФИО4, ФИО5, обращением Вовк В.В., ФИО4, ФИО6, ФИО7, ФИО5 в прокуратуру <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, фотоматериалами и др. - достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.
Таким образом, обстоятельства данного административного правонарушения установлены на основании полно и всесторонне исследованных материалов дела об административном правонарушении, совокупность доказательств является достаточной для объективного вывода о виновности Вовк В.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Все собранные по делу доказательства получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи первой инстанции о доказанности вины Вовк В.В. в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 5 ст. 20.2.2 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения и обстоятельств дела.
Протокол об административном правонарушении составлен в отношении Вовк В.В. уполномоченным должностным лицом. Указанный протокол соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, а потому он обоснованно признан судом в качестве допустимого доказательства по делу.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного постановления, при рассмотрении дела не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого постановления судьи не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л А:
постановление судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 12.01.2022 года по делу № 5-4/2022 в отношении Вовк Виктории Викторовны по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ оставить без изменения, а ее жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 КоАП РФ.
Судья Верховного Суда
Республики Крым (подпись) Л.А. Дяченко
Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Судья ___________ ФИО9
Помощник судьи ___________ ФИО8
Оригинал решения подшит в материалы дела об административном правонарушении № и находится в производстве Алуштинского городского суда Республики Крым.
Судья ___________ ФИО9
Помощник судьи ___________ ФИО8