Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-5/2023 от 04.05.2023

РЕШЕНИЕ

с.Баяндай 15 июня 2023г.

Судья Баяндаевского районного суда Иркутской области Орноева Т.А., рассмотрев с участием прокурора Чупровой А.А., Рябцева С.Д., его представителя Маевской И.И., дело № 12-5/2023 по жалобе главы администрации МО «Васильевск» Рябцева С.Д. на постановление государственного инспектора Усть-Ордынского Бурятского округа по пожарному надзору Жербаханова С.М. от 27.04.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в отношении главы администрации МО «Васильевск» Рябцева Сергея Дмитриевича,

установил:

Постановлением государственного инспектора Усть-Ордынского Бурятского округа по пожарному надзору Жербаханова С.М. от 27.04.2023 глава администрации МО «Васильевск» Рябцев С.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.

На указанное постановление главой данного муниципального образования Рябцевым С.Д. подана жалоба, в которой просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить.

Требования мотивирует отсутствием объективной стороны вмененного административного правонарушения, неверным определением субъекта правонарушения, и отсутствием доказательств вины.

Указывает, что объективной стороной административного правонарушения, применительно к должностному лицу органа местного самоуправления по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ является неисполнение полномочий в области обеспечения пожарной безопасности органом местного самоуправления поселения, определенных ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Государственным инспектором, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, вменяется нарушение ст.37 вышеуказанного закона, который прописывает требования к руководителям организаций, но не к органам публичной власти.

Ссылка госинспектора на ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», предусматривающей условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности также является не применимой, так как ст.2 и ст.6.1 вышеуказанного закона не относит к объектам защиты земельные участки. Ссылка на нарушение п.67 Правил противопожарного режима в РФ от 16.09.2020 № 1479 также неприемлема, т.к. предусматривает требования к правообладателям земельных участков, на которые имеются кадастровые или межевые планы. В данном случае, такие документы на земельный участок, на котором была размещена дровяная древесина, отсутствуют.

Считает, что в мотивировочной части постановления отсутствуют законные требования в сфере пожарной безопасности, которые были бы нарушены им, как должностным лицом органа местного самоуправления.

Кроме того, считает, что неверно определен субъект административного правонарушения для применения ч.1 ст.38 Федерального закона «О пожарной безопасности». В постановлении, местом совершения административного правонарушения указана территория общего пользования с.Васильевка в точках, определенных координатами, которая относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. В силу примечаний к п.7.8. ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт, Ресурсосбережение, Обращение с отходами, Термины и определения» введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст «если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, ответственные за данный земельный участок». В ходе проверки, собственник отходов, размещенных на не разграниченном земельном участке, не установлен, в связи с чем собственником отходов является орган местного самоуправления, ответственный за данный земельный участок.

Согласно ч.1 ст.38 Федерального закона «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

В силу ч.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса РФ», полномочия собственника на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена переданы органам местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в этот муниципальный район. Следовательно, собственником земельного участка является МО «Баяндаевский район».

В судебном заседании глава администрации МО «Васильевск» Рябцев С.Д. свои требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в жалобе, пояснив суду, что указанные отходы, которые были обнаружены прокурором, расположены в границах населенного пункта с. Васильевка. Их образование обосновано тем, что трелевка бревен по дорогам населенного пункта запрещена во избежание порчи дорожного покрытия, а распиливать древесину в лесном массиве невозможно ввиду непроходимости колесного транспорта. Поэтому по его указанию и согласованию местные жители производят распиловку в данном месте. В отношении собственников отходов никаких мер не предпринимал. Дрова увозят домой, отходы оставили на этом месте местные жители. В настоящее время он контролирует за своевременным устранением мусора местными жителями. Однако полагает, что привлечен к административной ответственности необоснованно по доводам, изложенным в жалобе

Участвующий в деле прокурор, полагая жалобу необоснованной, просил оставить постановление без изменения, жалобу без удовлетворения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Ольхонской межрайонной природоохранной прокуратурой, по результатам проверки исполнения требований пожарной безопасности на территории населенного пункта с.Васильевка МО «Васильевск» Баяндаевского района Иркутской области, в нарушении ст.6 Федерального закона» от 22.07.2008 № 123- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.67 Правил противопожарного режима в РФ, 01.03.2023 по адресу: земельный участок с кадастровым кварталом , с координатами от до обнаружены лежащие на земле хлысты древесных пород (береза, лиственница) в хаотичном порядке, бревна древесных пород (береза, лиственница), уложенные в штабеля, чурки и древесные отходы от раскряжевки.

Данное обстоятельство явилось основанием для вынесения Ольхонским межрайонным природоохранным прокурором постановления от 14.04.2023 о возбуждении в отношении должностного лица- главы администрации МО «Васильевск» Рябцева С.Д. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого, постановлением должностного лица глава администрации МО «Васильевск» Рябцев С.Д. 27 апреля 2023г. привлечен к административной ответственности.

Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на указанном земельном участке, не представлены.

Из объяснений Рябцева С.Д., данных им при рассмотрении жалобы, следует, что складирование отходов лесорубочных остатков обнаруженном месте осуществлялось местными жителями по его указанию во избежание транспортировки бревен трелевочным способом по местным дорогам, однако каких-либо мер по устранению отходов он не предпринимал, собственников отходов не устанавливал.

В соответствии с ч.1 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров( ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).

Абзацем 1 ст.2 ФЗ « О пожарной безопасности» определено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Согласно ст.37 вышеназванного закона руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности;содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В силу ст.38 названного Федерального закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Согласно п.67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.

В соответствии с п.69 данных Правил на территориях общего пользования городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, на территориях садоводства или огородничества, в том числе вне границ указанных территорий, в охранных зонах линий электропередачи, электрических станций и подстанций, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки отходов.

Согласно ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2002 № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, земли рекреационного назначения, земли для развития поселения ( п.3 ч.1 ст.11 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов, оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

На основании ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Доводы заявителя о том, что требования ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ к Рябцеву С.Д. не относятся, поскольку он является главой поселения, а не руководителем организации, не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе руководители органов местного самоуправления.

Согласно примечанию к п.7.8 ГОСТа 30772-2001«Межгосударственный стандарт, Ресурсосбережение, Обращение с отходами, Термины и определения» введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Принимая постановление, должностное лицо пришло к выводу, что МО «Васильевск» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но не исполнило либо не надлежаще исполнило свои обязанности по их соблюдению, что свидетельствует о виновности названного лица в совершении вменяемого правонарушения.

Данный вывод подтвердил и сам глава поселения Рябцев С.Д., пояснив суду, что отходы образовались в результате распиловки древесины, на территории поселения, однако мер к их устранению МО «Васильевск» не принимал.

Вопреки мнению заявителя собранные по делу доказательства получены с соблюдением закона, содержат фактические данные, необходимые для установления обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении и имеющих значение для правильного его разрешения, в связи с чем, обоснованно признаны допустимыми и достаточными для установления виновности главы МО «Васильевск» в совершении вмененного правонарушения.

Довод Рябцева С.Д., что правом предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных названным пунктом, не опровергают выводы о необходимости соблюдения Правил противопожарного режима органом местного самоуправления поселения на своей территории.

Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.

Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Постановлениегосударственного инспектора Усть-Ордынского Бурятского округа по пожарному надзору Жербаханова С.М. от 27.04.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении главы администрации МО «Васильевск» Рябцева Сергея Дмитриевича,– оставить без изменения, жалобу главы администрации МО «Васильевск» Рябцева С.Д. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд.

Судья Т.А. Орноева

12-5/2023

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Рябцев Сергей Дмитриевич
Суд
Баяндаевский районный суд Иркутской области
Судья
Орноева Татьяна Александровна
Статьи

ст.20.4 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
bayandaevsky--uso.sudrf.ru
04.05.2023Материалы переданы в производство судье
05.05.2023Истребованы материалы
22.05.2023Поступили истребованные материалы
15.06.2023Судебное заседание
19.06.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
27.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.06.2023Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
10.07.2023Вступило в законную силу
14.07.2023Дело оформлено
14.07.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее