Дело №
УИД №RS0№-52
Поступило в суд 13.01.2023 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Тогучинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Сибера К.В.,
при секретаре ФИО,
с участием истца ФИО11, представителя истца – ФИО8, старшего помощника прокурора <адрес> ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ФИО11 к администрации <адрес> о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением по договору социального найма вне очереди, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО11 обратился в суд с иском к администрации <адрес> о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением по договору социального найма вне очереди, взыскании судебных расходов.
В обоснование заявленных требований ФИО11 указал в иске, что заочным решением Тогучинского районною суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ его родители - ФИО1 и ФИО2, были лишены родительских прав в отношении него и его брата (ФИО13 Антона, 1995 г.р.) и сестры ФИО11, 1988 г.р.). С этого времени он находился на полном государственном обеспечении. Родители умерли: мать в 2004 году, а отец в 2006 году, что подтверждается копиями свидетельств о смерти.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении жилой площади за несовершеннолетними ФИО12» за ним и его братом и сестрой было закреплено на праве пользования жилое помещение по адресу: <адрес>. Пунктом 4 указанного постановления ответственность за сохранность жилья была возложена на администрацию <адрес>.
Постановлением администрации города Toгучина <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении в учреждение общественного воспитания несовершеннолетних ФИО13» он был помещен в госучреждение общественного воспитания на полное государственное обеспечение.
Пунктом 3 данного постановления ответственность за сохранность жилья несовершеннолетних ФИО13 была возложена на ведущего специалиста отдела МС и Б администрации <адрес>.
Справкой, выданной МКУ <адрес> «Центр помощи детям, оставшимся без печения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ б/н подтверждается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он находился Тогучинском детском <адрес> на полном государственном обеспечении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Был отчислен в связи с поступлением в ПУ-72 <адрес>) для дальнейшего обучения.
В период с 2005 по 2007 год он обучался в ГБОУ НПО <адрес> «Профессиональное училище №».
На момент окончания училища ему вручили письмо ответчика о необходимости прибыть в администрацию <адрес> для первоочередного получения жилья. Имея на руках это письмо, которое у него не сохранилось, так как сгорело вместе с другими документами в 2009 году, вернулся в <адрес> и обратился в администрацию <адрес> для обеспечения жильем.
Его определили для проживания в гостиницу в <адрес>, пояснили, что это временное жилье, за которое будет оплачивать ответчик, до предоставления ему иного жилья. Однако по прошествии месяца его проживания в гостинице, оплата за нее не была произведена, и он вынужден был съехать. Жилье ему ответчиком предоставлено не было. Ему говорили, что необходимо прийти в дом, который остался после родителей, для того чтобы в его присутствии комиссия оценила его состояние, на основании которого будет сделан ремонт, чтобы в доме (<адрес>) можно было жить.
Он неоднократно приходил в этот дом, ждал комиссию, но никто так и не приехал. Так как жилье ему не предоставили, а в доме по <адрес> проживать было невозможно (в последствии ему стало известно, что дом был признан непригодным для проживания, но об этом его никто не извещал, документов на руки никаких не выдавали), он был вынужден уехать жить к своей тетке Свидетель №3 в <адрес>.
В последствии он неоднократно обращался к ответчику с просьбой решить вопрос обеспечения его жильем, но так его и не получил. При очередном обращении в отдел опеки, в администрацию получил ответ, что ему уже 24 года, и он не имеет права на получение жилья.
В ноябре 2022 года он обратился в администрацию <адрес> с просьбой письменно ответить ему о том, какие меры принимались администрацией МО <адрес> с целью сохранения закрепленного за ним жилья с момента вынесения вышеуказанного постановления и предоставить документы, подтверждающие сохранность (несохранность, признание его аварийным, непригодным для проживания) вышеуказанного жилья. Также он просил сообщить, когда он был принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых детям, оставшимся без попечения родителей.
Однако в ответ на его обращение ему сообщили, что никакие документы, подтверждающие пригодность/непригодность для проживания жилого дома по адрес: <адрес>, в администрации не сохранились, а на учете и качестве нуждающегося в жилых помещениях он не состоял.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № ответчик отказал ему во включении в список <адрес> детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по мотивам того, что право на обеспечение жилым помещением не было им реализовано до достижения 23 летнего возраста.
Полагает, что отказ ответчика в предоставлении ему жилья не основан на законе.
Справка № от ДД.ММ.ГГГГ, выданная ГБУ <адрес> «Новосибирский центр кадастровой оценки и инвентаризации», подтверждает отсутствие зарегистрированных прав - недвижимое имущество за ним до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2022-198332592 в ЕГРН также отсутствуют какие-либо сведения о правах на недвижимое имущество за ним, ФИО1
Таким образом, полагает, что право на обеспечение жилым помещением, гарантированное Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» им не утрачено в связи с достижением возраста 23 лет, поскольку он до настоящего времени жильем не обеспечен.
В связи с подачей данного искового заявления он понес убытки (судебные издержки) в сумме 5 000 рублей, оплаченных за составление искового заявления.
На основании изложенного, прост суд обязать администрацию <адрес> предоставить ему, по договору социального найма вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм и взыскать с администрации <адрес> в его пользу государственную пошлину 300 рублей и судебные издержки в размере 5000 рублей.
В судебном заседании ФИО11 исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что в настоящее время проживает с девушкой и четырьмя общими детьми, своевременно он не был обеспечен жильем, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель истца ФИО8 в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что ФИО11 является ребенком-сиротой, оставшимся без попечения родителей, обращался с вопросом об обеспечении его жильем. Дом по адресу: <адрес>, Володарского, <адрес>, не пригоден для проживания, отсутствуют двери, окна, отсутствует отопление. Истец обращался в органы опеки и попечительства с целью постановки на учет, но ему не была оказана помощь. Установлено, что ФИО11 в возрасте до 23 лет обращался в соответствующие органы, но он не был поставлен на учет. Закон обязывает обеспечить жильем детей – сирот. Кроме того, площадь дома по адресу: <адрес>, Володарского, <адрес> не соответствует учетной норме мене 15 кв. м. Просит исковое заявление удовлетворить.
Представитель ответчика администрации <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ранее предоставил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что <адрес> считает требования истца незаконными и необоснованными.
В силу статьи Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные данным Федеральным законом, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. Следовательно, до достижения возраста 23 лет лица указанной категории граждан в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Законом № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Итак, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. До достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. Поскольку истец обратился в отдела опеки и попечительства администрации <адрес> только в 2022 году в возрасте 32 лет, утрачивает право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, если не докажет, что имеются уважительные причины, по которой не встал на учет как лицо из числа детей-сирот и лиц, оставшиеся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилое помещения.
Истец, обращаясь в отдел опеки и попечительства администрации <адрес> в 2022 году, не подтвердил, что до 23 лет обращался с заявлением на постановку на учет в качестве сироты, нуждающихся в предоставлении жилое помещения, так и на сегодня истец не является нуждающимся в предоставлении жилое помещения, поскольку, жилое помещением, как родительское жилье по адресу: <адрес> закрепленного на основании постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, сохранилось в надлежащем состоянии и не имеет статуса аварийного либо не пригодного для проживания.
Постановление главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о закреплении жилья по адресу: <адрес> за ФИО11 не отменено, не признано незаконным и обязательно к применению как муниципальный правовой акт.
При оценке данного постановления можно сделать вывод, что в соответствии с законодательством действующего на дату его принятия, оно не противоречит действующим нормам.
Итак, до достижения 23 летнего возраста ФИО11 не принял меры к признанию дома ветхим и аварийным, по адресу: <адрес>, которое при визуальном осмотре находятся в приемлемо надлежащем состоянии, в котором он имеет право на проживание, и свое бездействие не обосновывает уважительными причинами, а незнание закона не может является уважительной причиной пропуска срока обращения.
Материалы настоящего дела не содержат обстоятельств указанные в обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ) о несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, в связи с чем, ФИО11 утрачивает право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, если не докажет, что имеются уважительные причины, по которой не встал на учет как лицо из числа детей-сирот и лиц, оставшиеся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилое помещения.
Просит в требованиях ФИО11 отказать в полном объеме.
Старший помощник прокурора <адрес> ФИО9 в судебном заседании пояснила, что заявленные ФИО11 требования подлежат удовлетворению. В 2002 году родители истца были лишены родительских прав. ФИО1 находился в государственном учреждении. Администрация <адрес> не правомерно закрепило жилье по <адрес>, которое не принадлежало семье ФИО13. Свидетели подтвердили, что истец не единожды обращался, но помощь не была оказана, в постановке на учет отказали. Считает, что следует включить ФИО11 в список нуждающихся в жилом помещении и обязать ответчика предоставить ФИО11 жилое помещение.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченные судом в ходе рассмотрения дела, на стороне ответчика - администрации <адрес> и отдела опеки и попечительства администрации <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, отзыва на иск не предоставили.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченные судом в ходе рассмотрения дела, на стороне истца ФИО5, ФИО4, ФИО6, ФИО6, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах своего отсутствия не сообщили.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся третьих лиц.
Заслушав явившихся в судебное заседание истца ФИО11, его представителя ФИО8, старшего помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что заочным решением Тогучинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ФИО1 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей: ФИО11, ФИО11 (л.д. 12-13).
Мать истца ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16).
Отец истца ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17).
Из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что у ФИО11 отсутствуют в Едином государственном реестре прав сведения о каком-либо недвижимом имуществе (л.д. 9).
Постановлением Главы администрации муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, за несовершеннолетним ФИО11 закреплено право пользования жилой площадью по адресу: <адрес>. Ответственность за сохранность жилья до их совершеннолетия возложена на администрацию муниципального образования <адрес> (л.д. 11).
Согласно постановлению администрации муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО11 был определен в госучреждение общественного воспитания на полное гособеспечение, у несовершеннолетнего нет личного имущества, за ним постановлением администрации № от ДД.ММ.ГГГГ закреплено право пользования жилой площадью по адресу: <адрес> (л.д. 10).
Согласно информации отдела опеки и попечительства администрации <адрес> (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 находился в государственном образовательном учреждении - Тогучинский детский <адрес> на полном государственном обеспечении, был отчислен ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступлением в ПУ-72 <адрес>, для дальнейшего обучения.
Из предоставленной информации ГБУ НСО «ЦКО и БТИ» (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>, в ГБУ НСО «ЦКО и БТИ» учтено за ФИО3 на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ. Информация о принадлежности в период с 2002 года по настоящее время в ГБУ НСО «ЦКО и БТИ» отсутствует.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-001/2023-77532478 от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, 1969 года постройки, имеет площадь 40,9 кв. м, правообладателями являются: ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 в размере ? доли в праве общей долевой собственности за каждым.
Как следует из регистрационного дела земельного участка и жилого дома с кадастровыми номерами 54:24:010130:70, 54:24:010130:121, после смерти ФИО2 её сыну ФИО11 было выдано свидетельство о праве на наследство по закону в виде 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, полезной площадью 41,5 кв. м, жилой площадью 32,7 кв. м, находящуюся в <адрес>.
После вступления в права наследования ДД.ММ.ГГГГ ФИО11, продал вышеуказанную долю в праве общей долевой собственности на указанный дом Свидетель №2
Из материалов дела следует, что жилое помещение по адресу: <адрес>, аварийным, подлежащим сносу или реконструкции не признавался (л.д. 14).
Постановлением администрации <адрес> №/П/93 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 отказано во включении в список <адрес> детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так им до 23 летнего возраста не было реализовано право на обеспечение жильем как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 8).
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Аналогичные положения содержатся в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Таким образом, законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз.1 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Как следует из содержания приведенных правовых норм, предоставление вне очереди жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. При этом до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем, как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
В соответствии с пунктом 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.
В обоснование своих требований ФИО11 указывает, что неоднократно предпринимал попытки встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако администрация <адрес> отказывала в постановке его на учет, объясняя это сначала наличием закрепленного за ним жилого помещения и наличием права лишь на получение денежных средств на ремонт дома, а затем достижением 23-летнего возраста.
Согласно ответу администрации муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ПУ №, вопрос о постановке ФИО11 на льготную очередь для первоочередного получения жилья решается, об этом будет сообщено дополнительно.
Как следует, из пояснений свидетеля Свидетель №1, допрошенной судом в ходе судебного разбирательства, она работала специалистом в отделе опеки и попечительства администрации <адрес>, с 2011 года занималась вопросами по постановке на учет детей-сирот. ФИО11 обращался к ней с вопросом о постановке на учет после 2011 года. До 2010 года вопросами постановки на учет занимался другой специалист ФИО10, в 2011 году она уволилась. За ФИО11 было закреплено жилье. У него не было паспорта и необходимых документов. Ему объясняли, что нужно обращаться в администрацию <адрес>, личного дела не было, его передают в учреждение либо выдается на руки. До 18 лет должен поставить на учет законный представитель. Приходил он и после 2013 года, у него не было документов, чем могли помочь, то сделали, он был совершеннолетним, должен был сам запросить документы. Но потом он ушел и пакета документов не предоставил. Паспорт он получил в 2017 или 2018 году, получил его уже после того, как она ушла с предыдущего места работы.
При таких обстоятельствах суд, принимая во внимание показания свидетеля, полагает доказанным тот факт, что истец в период с достижения им совершеннолетия и до достижения возраста 23 лет предпринимал меры по постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории лиц из числа детей-сирот, в том числе путем обращения в органы местного самоуправления, в связи с чем приходит к выводу о том, что срок для обращения для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пропущен истцом по уважительным причинам.
Кроме того, суд находит заслуживающими внимания, в том числе и для признания уважительными причинами пропуска истцом срока для обращения в администрацию <адрес> с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, основания для отказа в постановке на учет, а также тот факт, что при обращении истца уполномоченные органы не оказали должного содействия, а наоборот, ввели его в заблуждение относительно его законных прав.
Так, по мнению ответчика, наличие закрепленного за истцом жилого помещения лишало его соответствующего права для постановки на учет.
Так согласно правовой позиции, изложенной в п. 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, при определении права детей-сирот и лиц из числа детей-сирот на обеспечение жилым помещением, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, возможность проживания указанных лиц в жилом помещении, собственником которого они не являются, а также их имущественное положение правового значения не имеет.
Из положений абзаца первого пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, если они:
1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или
2) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Таким образом, поскольку ФИО11 не является ни собственником жилых помещений, ни нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ оснований для признания истца нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения.
То обстоятельство, что орган местного самоуправления не поставил истца на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения как лицо из числа детей-сирот, не должно отражаться на его правах, ставиться в зависимость от выполнения указанным органом возложенной на него законом обязанности.
Указанная позиция подтверждается также практикой вышестоящего суда (апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда № от ДД.ММ.ГГГГ).
Кроме того, рассматривая доводы истца, суд учитывает, что согласно решению второй сессии пятого созыва Совета депутатов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ установлена учетная норма площади жилого помещения на территории <адрес> в размере 15 кв. м на одного человека.
При этом, как следует из материалов дела, орган исполнительной власти при обращении ФИО11 за постановкой на учет, также уклонился от возложенной на него обязанности по обследованию закрепленного за ним жилого дома на предмет признания его пригодным или непригодным для проживания.
С учетом изложенного, суд признает право ФИО11 как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоять на учете нуждающихся в жилом помещении и полагает необходимым удовлетворить требования прокурора <адрес> о возложении на администрацию <адрес> (по месту проживания истца) обязанность включить ФИО11 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Также, суд также приходит к выводу и об удовлетворении требований ФИО11 о возложении на администрацию <адрес> обязанности предоставить истцу по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение в границах <адрес>, не ниже установленных норм предоставления жилой площади.
Согласно части 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 указанного кодекса.
Как следует из материалов дела, ФИО11 понес расходы за составление искового заявления в сумме 5 000 рублей, что подтверждается квитанцией серии ААА № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18). Указанные расходы суд находит подлежащими взысканию с ответчика.
В силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Таким образом, расходы по оплате государственной пошлины с администрации <адрес> взысканию не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО11 к администрации <адрес> удовлетворить частично.
Возложить на администрацию <адрес> обязанность включить ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обязать администрацию <адрес> предоставить ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, по номам предоставления площади жилого помещения, в границах <адрес>.
Взыскать с администрации <адрес> судебные издержки за составление искового заявления в сумме 5 000 рублей.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья /подпись/ К.В. Сибер
Копия верна:
Судья К.В. Сибер