УИД 89RS0004-01-2023-004804-46
Дело № 2-345/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Новый Уренгой 13 мая 2024 годаНовоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Волошиной С.С.,
при секретаре Баисовой М.К.,
с участием помощника прокурора города Новый Уренгой Куруч Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента имущественных и жилищных отношений Администрации города Новый Уренгой к Гулиеву З.Н., Гулиевой Г.Н. об изъятии недвижимого имущества путем выкупа,
у с т а н о в и л:
Истец Департамент имущественных и жилищных отношений Администрации города Новый Уренгой обратился в суд с иском к Гулиеву З.Н. оглы, Гулиевой Г.Н. кызы об изъятии недвижимого имущества, принадлежащего ответчикам на праве собственности - <адрес>; доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>; доли в праве собственности на нежилые помещения (общее имущество), расположенные по адресу: <адрес>, установив выкупную стоимость изымаемого имущества в размере 6 206 000 руб. в равных долях каждому (по 3 103 000 руб.); прекратить право собственности Гулиева З.Н. оглы, Гулиевой Г.Н. кызы и признать право собственности муниципального образования город Новый Уренгой на квартиру <адрес>; на доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> и на нежилые помещения (общее имущество), расположенные по адресу: <адрес>.
Исковые требования мотивированы тем, что распоряжением Администрации города Новый Уренгой от дд.мм.гггг <данные изъяты> многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Во исполнение постановления Администрации города Новый Уренгой от дд.мм.гггг <данные изъяты> Департаменту имущественных и жилищных отношений Администрации города Новый Уренгой необходимо осуществить предусмотренные ЖК РФ, ЗК РФ мероприятия по изъятию для муниципальных нужд принадлежащего ответчикам на праве собственности следующего недвижимого имущества: квартиры <данные изъяты>, расположенной в жилом доме, при этом ответчикам принадлежат по <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности. Жилой дом включен в Комплексную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и жилищного фонда, планируемого к признанию аварийным, на территории ЯНАО на 2019 - 2025 годы, утвержденную постановлением Правительства ЯНАО от 11.02.2020 № 112-П, принятую в целях обеспечения устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда на территории ЯНАО. Указанная программа не связана с исполнением Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства» и финансируется за счет средств окружного бюджета, в этой связи обязанности органа местного самоуправления по обеспечению собственников жилых помещений, расположенных в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу после 01.01.2017, другими жилыми помещениями взамен изымаемых не предусмотрено. Таким образом, действующим законодательством на истца возложена обязанность только по выплате выкупной цены изымаемых объектов недвижимости. Размер возмещения за изымаемое имущество определен на основании отчета об оценке от дд.мм.гггг <суммы изъяты>, выполненного <данные изъяты>, и включает в себя рыночную стоимость земельного участка, рыночную стоимость квартиры, рыночную стоимость нежилых помещений, а также убытки, причиненные изъятием имущества, включая компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт. Рыночная стоимость объекта оценки и размера убытков - 6 206 000 руб. Ответчикам письмом от дд.мм.гггг <суммы изъяты> направлен проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд путем выкупа, а также документы, в том числе отчет об оценке возмещения за изымаемый участок и объекты недвижимого имущества. Срок со дня получения ответчиками проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества путем выкупа истек, однако, данное соглашение ответчиками не подписано, ввиду чего имеется необходимость принудительного изъятия жилого помещения, учитывая длительное аварийное состояние дома и необходимость проведения мероприятий по его сносу. Данные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с вышеизложенными исковыми требованиями.
В ходе подготовки к судебному заседанию к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Новый Уренгой.
В судебном заседании представитель истца Департамента имущественных и жилищных отношений Администрации города Новый Уренгой Стешенко О.А., действующая на основании письменной доверенности <суммы изъяты> от дд.мм.гггг, настаивала на удовлетворении исковых требований, с результатами судебной экспертизы ознакомилась, не оспаривала.
Судебное заседание проводится в отсутствие ответчиков Гулиева З.Н. оглы, Гулиевой Г.Н. кызы, просивших о рассмотрении дела без их участия.
В судебном заседании представитель ответчиков Гулиева З.Н. оглы, Гулиевой Г.Н. кызы - адвокат Гимаев А.В., действующий на основании ордера <суммы изъяты> от дд.мм.гггг, требования иска признал с учетом заключения судебной экспертизы.
Судебное заседание проводится в отсутствие представителя третьего лица Администрации города Новый Уренгой заблаговременно извещенного о времени и месте судебного заседания.
Помощник прокурора города Новый Уренгой Куруч Ю.Н. в заключении полагала возможным удовлетворить исковое заявление с учетом проведенной по делу судебной экспертизы.
Заслушав объяснения лиц, присутствующих в судебном заседании, заключение прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части.
Конституцией Российской Федерации установлено, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч.3 ст.35 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с положениями п.3 и п.5 ст.279 Гражданского кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
В силу положений подпункта 3.2 п.2 ст.235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст.239.2).
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации либо органов местного самоуправления - в зависимости от того, для нужд какого уровня осуществляется изъятие (ст.56.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
В случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно (п.2 ст.239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из п.1 и п.2 ст.281 Гражданского кодекса Российской Федерации за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
Размер возмещения за изымаемые земельные участки, рыночная стоимость жилого помещения, земельного участка, убытков, указанных в ч.7 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных положениями Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, приведенным в ответе на вопрос 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014 в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
В соответствии с Обзором судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014), выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.
Судом установлено и следует из материалов дела, распоряжением Администрации города Новый Уренгой от дд.мм.гггг <данные изъяты> многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (т.1 л.д.8-9).
В целях сноса аварийного дома постановлением Администрации города Новый Уренгой от дд.мм.гггг <суммы изъяты> изъят для муниципальных нужд земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, и расположенные на нем объекты недвижимого имущества: жилые помещения в доме согласно приведенному в постановлении перечню, в том числе квартира <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес> (т.1 л.д.10-12).
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости жилое помещение – квартира <данные изъяты>, расположенная в многоквартирном доме, признанном аварийном и подлежащим сносу по адресу: <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности Гулиеву З.Н. и Гулиевой Г.Н. по <данные изъяты> доли каждому, право собственности возникло дд.мм.гггг.
Реализация постановления от дд.мм.гггг <суммы изъяты> возложена на Департамент имущественных и жилищных отношений Администрации г. Новый Уренгой.
Жилой дом включен в Комплексную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и жилищного фонда, планируемого к признанию аварийным, на территории ЯНАО на 2019 - 2025 годы, утвержденную постановлением Правительства ЯНАО от дд.мм.гггг <суммы изъяты>-П, принятую в целях обеспечения устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда на территории ЯНАО.
Постановлением Правительства ЯНАО от дд.мм.гггг <суммы изъяты> утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории ЯНАО в 2019-2024 годах.
Условиями Региональной адресной программы предусмотрено, что проводимые мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда осуществляются в соответствии с утвержденным перечнем.
В утверждённый перечень включены жилые дома, признанные в установленном порядке до дд.мм.гггг аварийными и подлежащими сносу.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в отношении домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу после дд.мм.гггг, на территории ЯНАО не принята.
Постановлением Правительства ЯНАО от дд.мм.гггг <суммы изъяты> (с изменениями на дд.мм.гггг) утверждена программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и жилищного фонда, планируемого к признанию аварийным, на территории ЯНАО на 2019 - 2028 годы.
Программа финансируется за счет средств окружного бюджета, не связана с исполнением Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ и не предусматривает обязанности органа местного самоуправления по обеспечению собственников жилых помещений, расположенных в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу после дд.мм.гггг, другими жилыми помещениями взамен изымаемых.
Жилой дом включен в Комплексную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и жилищного фонда, планируемого к признанию аварийным, на территории ЯНАО на 2019 - 2025 годы, утвержденную постановлением Правительства ЯНАО от дд.мм.гггг <суммы изъяты>, принятую в целях обеспечения устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда на территории ЯНАО.
Согласно ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, рыночную стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночную стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Часть 9 указанной статьи закона предусмотрено, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
В соответствии с отчетом от дд.мм.гггг <суммы изъяты>, выполненного <данные изъяты>, рыночная стоимость недвижимого имущества квартиры <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес>, по состоянию на дд.мм.гггг составляет 3 916 504 руб., с учетом стоимости доли общего имущества в многоквартирном доме 24 496 руб. и доли земельного участка под жилым объектом составляет 1 689 000 руб.; размер убытков, понесенных собственником в результате изъятия жилого помещения составляет 576 000 руб. (т.1 л.д.62-75).
Письмом от дд.мм.гггг <суммы изъяты> ответчикам направлялся проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с выплатой возмещения в размере 6 206 000 руб., определенного на основании отчета об оценке от дд.мм.гггг <суммы изъяты>, выполненного ООО «Региональный экспертный центр» (т.1 л.д.62-75). Почтовое отправление возвращено отправителю за истечением срока хранения (т.1 л.д.60-61).
Соглашение о выкупе жилого помещения сторонами не достигнуто, что следует из материалов дела.
Поскольку между сторонами имеется спор по определению стоимости изымаемого имущества, а также то, что указанное экспертное заключение в соответствии с ч.2 ст.12 Федерального закона Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» на момент рассмотрения дела в суде не соответствовало по своей актуальности, исходя из даты его составления, определением суда от 28 декабря 2023 года назначена судебная оценочная экспертиза (т.1 л.д.154-159).
Как следует из заключения эксперта <данные изъяты> от дд.мм.гггг, размер рыночной стоимости (выкупной цены) жилого помещения - <адрес>, с учётам технического состояния квартиры, доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, доли земельного участка и убытков, причинённых собственникам изъятием данной квартиры, с учётом положений ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации на дату проведения экспертизы составляет 5 463 680 руб. Размер компенсации, причитающийся Гулиеву З.Н. оглы, Гулиевой Г.Н. кызы, за непроизведённый на указанную дату капитальный ремонт дома в ценах на дату проведения судебной экспертизы составляет 1 399 069 руб.
Экспертное заключение <данные изъяты> от дд.мм.гггг не вызывает сомнений в объективности и обоснованности, оно не содержит каких-либо противоречий. Экспертное заключение подготовлено по всем вопросам, поставленным перед экспертом судом, его выводы отвечают принципам полноты и обоснованности, являются последовательными и не противоречат материалам дела и представленным доказательствам. Содержание заключения эксперта не вызывает сомнений в его правильности или обоснованности, эксперт имеет необходимую квалификацию, предупрежден об уголовной ответственности и не заинтересован в исходе дела, обладает специальными познаниями в области оценочной деятельности.
Оснований не доверять выводам указанной экспертизы у суда не имеется, поскольку она назначена и проведена в соответствии с нормами действующего законодательства, а доказательств, указывающих на недостоверность проведенной экспертизы, либо ставящих под сомнение ее выводы, в материалах дела не содержится. Экспертное исследование содержит фотоматериал, сведения о примененных экспертом при исследовании методиках, список использованной литературы и нормативно-методических рекомендаций, подробное описание проведенного исследования, выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации), необходимо иметь в виду следующее: нормы, содержащиеся в статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.
В п.7 «Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 декабря 2015 года, отмечено, что по смыслу ст.282 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.3 ст.55, п.1 ст.62 Земельного кодекса Российской Федерации в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
Такой подход призван обеспечивать права и законные интересы сторон в процедуре изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд в случаях, когда в связи с невозможностью проведения процедуры в установленные законом сроки, например, при не достижении соглашения, стоимость изымаемого имущества изменяется в ту или иную сторону.
Достоверных данных об иной рыночной стоимости спорного жилого помещения с учетом принадлежащих ответчику долей на земельный участок и общего имущества, убытков в порядке ч.7 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации на дату принятия судом решения сторонами суду не представлено.
Отчет об оценке от дд.мм.гггг <суммы изъяты>, выполненный <данные изъяты>, на момент рассмотрения дела в суде не соответствует по своей актуальности, исходя из даты его составления, следовательно, определенные оценщиком рыночные цены утратили свою актуальность, в связи с чем, суд их не принимает во внимание.
Исходя из изложенного, суд полагает, что именно экспертное заключение ООО «Центр независимой экспертизы и оценки «АРУС» от дд.мм.гггг отвечает критериям относимости, допустимости и достоверности и принимается как наиболее соответствующее выкупной стоимости изымаемого имущества с учетом положений ч.7 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, при расчете выкупной стоимости принадлежащего ответчикам имущества, суд исходит из определенной указанным экспертным заключением рыночной стоимости изымаемого имущества в размере рыночной стоимости (выкупной цены) жилого помещения - <адрес>, с учётам технического состояния квартиры, доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, доли земельного участка и убытков, причинённых собственникам изъятием данной квартиры, с учётом положений ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации на дату проведения экспертизы -5 463 680 руб. Размер компенсации, причитающийся Гулиеву З.Н. оглы, Гулиевой Г.Н. кызы, за непроизведённый на указанную дату капитальный ремонт дома в ценах на дату проведения судебной экспертизы - 1 399 069 руб.
Разрешая вопрос о возможности включения в выкупную стоимость сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, суд приходит к выводу о наличии у Гулиева З.Н. оглы, Гулиевой Г.Н. кызы права на дополнительную гарантию, предусмотренную статьей 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в виде возмещения расходов за непроизведённый на указанную дату капитальный ремонт дома в ценах на дату проведения судебной экспертизы - 1 399 069 руб.
Таким образом, при расчете выкупной стоимости принадлежащего ответчикам имущества, суд исходит из определенной указанным экспертным заключением рыночной стоимости изымаемого имущества в размере, с учетом доли в праве общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома включая земельный участок, а также сумме убытков, которые понесут собственники в связи с изъятием жилого помещения, определенных в заключении эксперта <данные изъяты> от дд.мм.гггг отвечает с учетом компенсации за непроизведенный капитальный ремонт в размере6862749 руб. (5463 680 руб. + 1399 069 руб.).
Согласно п.20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику компенсации.
При этом суд отмечает, что на момент вынесения решения в спорном жилом помещении зарегистрированные лица не значится, в отношении жилого помещения запреты, ограничения отсутствуют.
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд, руководствуясь положениями статей 31, 32, 35 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», разъяснениями, данными в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части изъятия для муниципальных нужд спорного жилого помещения у ответчиков путем его выкупа, прекращения права общей долевой собственности на квартиру, признания права собственности на нее за муниципальным образованием город Новый Уренгой.
В соответствии со ст. 36 Земельного Кодекса РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством. Так, согласно ст.16 Жилищного Кодекса РФ земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, реализованы в Жилищном кодексе РФ и Федеральном законе «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» предписания Конституции РФ. А именно, с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в МКД, законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в МКД земельного участка под этим домом как элемента общего имущества такого МКД. Следовательно, право собственников помещений многоквартирного дома на земельный участок вытекает напрямую из права собственности на жилое или нежилое помещение в таком доме.
Доля собственности на общее имущество прямо пропорциональна площади, принадлежащей конкретному гражданину (на основании п.1, ст. 37 ЖК РФ).
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных жилищным и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме, при этом доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме, доля в праве общей собственности на общее имущество в данном доме нового собственника такого помещения равна доле в праве общей собственности на указанное общее имущество предшествующего собственника такого помещения.
Право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании (доме) в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав.
При определении выкупной стоимости изымаемого жилого помещения у ответчиков оценщиком учитывалась стоимость земельного участка, рыночная стоимость квартиры, рыночная стоимость нежилых помещений, а также убытки, причиненные изъятием имущества, включая компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт, таким образом, ответчикам компенсирована выкупная цена изымаемого жилого помещения в полном объеме по правилам, указанным в ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Требования истца о прекращении права собственности ответчиков и признании права собственности муниципального образования город Новый Уренгой на доли земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и на доли нежилых помещений (общее имущество), расположенных по адресу: <адрес>, суд находит излишне заявленными, поскольку в связи с прекращением права собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, у них в силу закона прекращается и право общей долевой собственности и на общее имущество в доме и на долю земельного участка под многоквартирным домом, в связи с чем, в удовлетворении данной части исковых требований надлежит отказать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 94, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Департамента имущественных и жилищных отношений Администрации города Новый Уренгой к Гулиеву З.Н., Гулиевой Г.Н. об изъятии недвижимого имущества путем выкупа удовлетворить частично.
Изъять у Гулиева З.Н., Гулиевой Г.Н., принадлежащее им на праве общей долевой собственности недвижимое имущество: <адрес>, для муниципальных нужд путем выкупа с выплатой собственникам в качестве возмещения выкупной стоимости изымаемого недвижимого имущества в размере 6 862 749 рублей.
Взыскать с Администрации города Новый Уренгой в пользу Гулиева З.Н., <данные изъяты> выкупную стоимость <данные изъяты> доли жилого помещения - <адрес>, в размере 3431374,50 руб.
Взыскать с Администрации города Новый Уренгой в пользу Гулиевой Г.Н., <данные изъяты> выкупную стоимость <данные изъяты> доли жилого помещения - <адрес>, в размере 3431374,50 руб.
Прекратить право собственности Гулиева З.Н. на <данные изъяты> доли, Гулиевой Г.Н. на <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение – <адрес>, после выплаты возмещения.
Возложить на Гулиева З.Н., Гулиеву Г.Н. обязанность принять от Администрации города Новый Уренгой причитающееся им возмещение за изымаемое жилое помещение - <адрес> и предоставить банковские реквизиты для перечисления денежных средств.
Признать право собственности на жилое помещение квартиру <данные изъяты>, расположенную по адресу: <адрес> за муниципальным образованием город Новый Уренгой после выплаты возмещения в размере 3431374,50 руб. в пользу Гулиева З.Н., в размере 3431374,50 руб. в пользу Гулиевой Г.Н..
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.С. Волошина
Решение в окончательной форме изготовлено 14 мая 2024 года.