УИД 38RS0№-18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июня 2023 года город Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Васюниной Н.М., при помощнике судьи Овчинниковой Н.С.,
с участием прокурора Обыдённовой А.Л., представителя ответчика ФГБОУ ВО ИГУ ФИО9, третьих лиц ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» ФИО5, Управления ФСБ по <адрес> ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к федеральному государственному бюджетному учреждению высшего образования «Иркутский государственный университет» о признании паспорта безопасности незаконным,
установил:
прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в Кировский районный суд <адрес> с исковым заявлением, в обоснование которого указал, что по рассмотрению обращения начальника ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по <адрес>» ФИО4 по факту неправомерно присвоенной категории опасности объекту (общежития №, расположенного по адресу: <адрес>) Иркутского государственного университета). Приказом ректора от ДД.ММ.ГГГГ № ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» утвержден состав комиссии по обследованию и категорированию объектов (территорий) университета. ДД.ММ.ГГГГ по результатам обследования комиссией составлен акт обследования и категорирования вышеуказанного общежития, по результатам которого объекту (территории) присвоена вторая категория. Выводы комиссии истец считает неверными, поскольку общая численность лиц, которые могут находиться на объекте – 610 человек, вместе с тем согласно п.п. «б» п. 16 требований объекты (территории) второй категории – объекты (территории), прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта составляет от 50 до 500 человек.
На основании изложенного, с учетом уточненного искового заявления, прокурор <адрес> просит суд признать паспорт безопасности общежития № ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», расположенного по адресу: г Иркутск, <адрес>, по присвоению второй категории опасности, незаконным.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство науки и высшего образования РФ.
Прокурор Обыдённова А.Л. в судебном заседании поддержала исковые требования, просила их удовлетворить.
Представители ответчика ФГБОУ ВО ИГУ ФИО9, представитель третьего лица Управления ФСБ по <адрес> ФИО3, против удовлетворения исковых требований истца.
Третье лицо ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» ФИО5 исковые требования прокурора поддержал, просил их удовлетворить.
Третьи лица Министерство науки и высшего образования РФ, представитель ГУ МЧС России по <адрес>, уведомлены надлежащим образом.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способом защиты гражданских прав, в том числе является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее Требования) установлены требования обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и подведомственных ему организаций, иных объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (далее - объекты (территории).
В соответствии с п. 9, 10 Требований установлено, что в целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
Возможные последствия совершения террористического акта на объекте (территории) определяются на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью.
В силу п. 11 требований для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия) в течение месяца после принятия решения о включении объекта (территории) в перечень объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и подведомственных ему организаций, подлежащих категорированию в целях их антитеррористической защищенности, либо после получения уведомления о включении объекта (территории) в перечень объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в целях их антитеррористической защищенности, а также в случае актуализации паспорта безопасности объекта (территории).
Работа комиссии осуществляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня создания комиссии (п. 12).
Из п. 13 Требования следует, что в состав комиссии включаются представители органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), работники объекта (территории), а также (по согласованию) представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории).
К работе комиссии могут привлекаться эксперты из числа работников специализированных организаций, имеющих право осуществлять экспертизу безопасности объектов (территорий).
Комиссию возглавляет должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), или уполномоченное им лицо (председатель комиссии).
В соответствии с п. 18 Требования результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии не позднее последнего дня работы комиссии.
Акт обследования и категорирования объекта (территории) составляется в 2 экземплярах и является основанием для разработки и неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории).
В случае возникновения в ходе составления указанного акта разногласий между членами комиссии решение принимается в форме голосования простым большинством голосов. В случае равенства голосов решение принимается председателем комиссии. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акт обследования и категорирования объекта (территории), при этом их особое мнение приобщается к акту обследования и категорирования объекта (территории).
Пунктом 16 требований установлены следующие категории объектов (территорий):
а) объекты (территории) первой категории - объекты (территории), прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта на которых составляет более 500 человек;
б) объекты (территории) второй категории - объекты (территории), прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта на которых составляет от 50 до 500 человек;
в) объекты (территории) третьей категории - объекты (территории), прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта на которых составляет менее 50 человек.
На каждый объект (территорию) на основании акта обследования и категорирования объекта (территории) в течение 30 рабочих дней после его утверждения составляется паспорт безопасности объекта (территории) по форме, утвержденной настоящим постановлением (п. 48).
Судом установлено, что здание с кадастровым № по адресу: Иркутск, <адрес>, является общежитием №, принадлежащим на праве собственности Российской Федерации и находящимся на праве оперативного управления ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет».
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № на должность ректора ФГБОУ «Иркутский государственный университет» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сроком на 5 лет утвержден ФИО6
Приказом № ректора ФГБОУ «Иркутский государственный университет» ФИО7 № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден состав комиссии, согласно приложению, по обследованию и категорированию объектов (территорий) университета (п.1).
На основании пункта 2 указанного Приказа утвержденной комиссии приказано в течение 30 рабочих дней с даты его подписании провести обследование и категорирование объектов (территории) университета, в том числе в общежития № по адресу: <адрес>.
Результаты обследования оформить соответствующим актом (п.3).
ДД.ММ.ГГГГ комиссией составлен акт обследования и категорирования указанного общежития, по результатам которого объекту (территории) присвоенная вторая категория.
В разделе 2 данного акта комиссией установлено, что численность лиц, находящихся на указанном объекте (территории) составила 610 человек.
В разделе 4 комиссией приводятся возможные последствия совершения террористического акта на объекте (территории), а именно:
1. При совершении подрыва здания, разрушения его несущих конструкций при возможной зоне разрушения (заражения) не более 5000 кв.м., указывается, что возможное количество пострадавших не более 300 человек;
2. При поджоге, пожаре (задымлении) при возможной зоне разрушения (заражения) 3000 кв.м., указывается, что возможное количество пострадавших не более 100 человек;
3. При отравлении химическими (токсическими) веществами при возможной зоне разрушения (заражения) 2000 кв.м., указывается, что возможное количество пострадавших не более 70 человек;
4. При захвате в заложники при возможной зоне разрушения (заражения) 1000 кв.м., указывается, что возможное количество пострадавших не более 50 человек.
ДД.ММ.ГГГГ на основании указанного акта составлен паспорт безопасности общежития № ФГБОУ «Иркутский государственный университет».
К акту приложено особое мнение от ДД.ММ.ГГГГ главного специалиста ПЦО «Центральный» УВО по <адрес> – филиала ФГКУ УВО ВНГ России по <адрес> ФИО5. Согласно указанному акту член комиссии выражает несогласие с присвоенной категорией, поскольку численность лиц, находящихся на объекте, составляет более 500 человек (610). В связи с чем полагает необходимым провести комплекс организационных, инженерно-технических, правовых и иных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности общежития.
В последующем ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» обратилось в прокуратуру <адрес> с просьбой принять меры прокурорского реагирования.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» вынесено представление <адрес> с требованием принять меры по устранению выявленных нарушений, в обоснование которого указано, что расчет прогнозируемого количества пострадавших в результате террористического акта, исходя из числа фактически зарегистрированного количества человек, является ошибочным.
В ответ на представление ФГБОУ ВО «ИГУ» ДД.ММ.ГГГГ дан ответ, согласно которому в ходе проверки установлено, что в общежитии ИГУ № на дату проверки зарегистрировано 515 человек. По результатам работы комиссии, с учетом прогнозируемого количества пострадавших в результате террористического акт, данному объекту присвоена 2 категория.
При этом, по результатам рассмотрения представления, в акт обследования внесены коррективы.
В разделе 2 данного акта комиссией установлено, что численность лиц, находящихся на указанном объекте (территории) в течение рабочего дня работников, обучающихся и иных лиц, в том числе арендаторов, лиц, осуществляющих безвозмездное пользование имуществом, находящимся на объекте (территории), а также сотрудников охранных организаций: 515 человек, ночью, в выходные, праздничные дни - 510 человек.
Количество зарегистрированных лиц подтверждается справкой ФГБОУ ВО «ИГУ» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в общежитии № ФГБОУ ВО «ИГУ» (<адрес>А) общее количество мест – 623, зарегистрировано 515 нанимателей.
В разделе 4 комиссией приводятся возможные последствия совершения террористического акта на объекте (территории), а именно:
1. При совершении подрыва здания, разрушения его несущих конструкций при возможной зоне разрушения (заражения) не более 5000 кв.м., указывается, что возможное количество пострадавших не более 350 человек;
2. При поджоге, пожаре (задымлении) при возможной зоне разрушения (заражения) 3000 кв.м., указывается, что возможное количество пострадавших до 150 человек;
3. При отравлении химическими (токсическими) веществами при возможной зоне разрушения (заражения) 2000 кв.м., указывается, что возможное количество пострадавших до 100 человек;
4. При захвате в заложники при возможной зоне разрушения (заражения) 1000 кв.м., указывается, что возможное количество пострадавших до 80 человек.
После внесения указанных корректив паспорт безопасности был согласован Управлением ФСБ России по <адрес> ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» ГУ МЧС России по <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и утвержден ректором ФГБОУ ВО «ИГУ» ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание вышеприведенные нормы закона в их совокупности, учитывая состав комиссии, сроки составления, суд приходит к выводу о том, что при проведении и составлении акта комиссией от ДД.ММ.ГГГГ, в последующем на основании этого акта составление 09.03.2022паспорта безопасности объекта, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, является законным.
Так, подсчет количества людей, указанных в акте, которые могут погибнуть в результате совершения террористического акта на объекте (территории) основан исключительно на возможном совершении террористического акта при пребывании людей, и возможными последствиями гибели людей не превышающем 500 человек, что в соответствии с п.п. б п. 16 требований относится ко второй категории.
При этом несогласие одного члена комиссии не может являться безусловным основанием для признания паспорта безопасности общежития незаконным.
Сославшись на общую вместительность общежития, которая составляет 623 человека, при этом прокурор расчет прогнозируемого количества пострадавших не привел, ограничившись ссылкой на наличие сомнений приведенному в акте прогнозируемому числу пострадавших.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.