Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1338/2021 ~ М-1091/2021 от 13.07.2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13сентября 2021 года Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Навроцкой Н.А.

при помощнике судьи Филатовой К.П.,

с участием прокурора          Деминой В.В.,

представителя административного истца Гусейновой Г.Г.,

представителя Думы г.о. Самара Плотникова А.Ю.,

представителя Департамента градостроительства г.о. Самара Беришвили В.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1338/2021 по административному иску Лапшиной Любови Александровны об оспаривании в части Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы 26.04.2001 года № 61,

У С Т А Н О В И Л:

Лапшина Л.А. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением с последующим уточнением, в котором просила признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу решение Думы г.о. Самара от 29.12.2020 года № 45 «О внесении изменений в Постановление Самарской Городской Думы от 26.04.2001 № 61 «Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре» установления общественно –деловой зоны для размещения объектов спортивно-зрелищного назначения, в отношении земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 886 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

    Свои требования мотивировали тем, что на основании решения Советского районного суда г. Самары от 13.12.2007 года является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Кроме того она является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Земельный участок поставлен на кадастровый учет 21.09.2009, границы земельного участка определены, в соответствии с требованиями земельного законодательства, категория земель: земли населенных пунктов: вид разрешенного использования: под строительство индивидуального жилого дома. 22.06.2017 она обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением, с целью заключения соглашения о перераспределения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности с кадастровым . Распоряжением от 20.07.2017 № РД-1811 Департамент градостроительства г.о. Самара отказал в перераспределении земельного участка. 21.11.2017 обратилась в Комиссию по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара с заявлением о проведении публичных слушаний о внесение изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 № 61, в части изменения зонирования земельного участка с зоны Ц-4с(общественно-деловая зона для размещения объектов спортивно-зрелищного назначения) на зону Ж-4 (зона застройки многоэтажными жилыми домами). 08.09.2019 Администрацией г.о. Самара принято Постановление № 416 «О проведении в г.о. Самара публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 № 61. В Приложении к данному Постановлению подготовлен проект о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 № 61, в котором в п. 77 указано на изменение зонирования спорного земельного участка с зоны Ц-4с на зону Ж-4. 10.09.2020 Дума г.о. Самара приняла решение № 568 о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, в приложение № 3 к Правилам застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденным Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 № 61. В приложении № 1 к данному Решению в п. 8 указано изменение части зоны Ц-4с(площадью 886 кв.м.) на зону Ж-4, согласно Рисунку 8 Приложения № 2. 01.12.2020 истец обратилась в комиссию по застройке и землепользованию рот Главе г.о. Самара с заявлением о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления решения на условно-разрешенный вид использования (под индивидуальное жилищное строительство) указанного земельного участка площадью 886 кв.м. 13.04.2021 истцу направлен отказ Департамента градостроительства г.о. Самара с пояснением, что в соответствии с Генеральным планом г.о. Самара, утвержденным решением Думы г.о. Самара от 20.03.2008 №539, принято Решение Думы г.о. Самара от 29.12.2020 о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самара, которым вновь установлена зона Ц-4с, в отношении земельного участка , площадью 886 кв.м., в которой использование земельного участка для индивидуального жилищного строительства не предусмотрено градостроительным регламентом, чем нарушаются её права, просит удовлетворить заявленные административные требования.

    Административный истец в судебное заседание не явилась, о дне слушания извещена надлежащим образом.

Представитель административного истца в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель Думы городского округа Самары по доверенности Плотникова А.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, пояснив, что оспариваемый нормативный правовой акты принят в соответствии с нормами действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы административного истца. Установленная в Правилах застройки территориальная зона Ц-4, в которой расположен спорный земельный участок, соответствует предусмотренной Генеральным планом функциональной зоне.

Представитель Департамента градостроительства г.о. Самара Беришвили В.Р. в судебном заседании считала требования не подлежащими удовлетворению

Представители Администрации г.о. Самары, Главы г.о.Самара в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель Главы г.о.Самара представил письменные возражения на административный иск.

    Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении заявленных административных требованиях следует отказать, суд приходит к следующему.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

Согласно части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ( далее - Закон № 131-ФЗ) утверждение генерального плана поселения и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ).

Как следует из статьи 1 ГрК РФ, правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

В силу единства норм части 3 статьи 9 и пункта 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ генеральный план как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решения, в том числе при разработке правил землепользования и застройки. При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).

Из системного толкования положений пунктов 2, 5-8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны.

Согласно статье 22 Устава городского округа Самары, утверждённого решением Думы городского округа Самары от 10 июля 2006 года № 294, Дума городского округа Самара является представительным органом городского округа Самара.

В рамках предоставленных полномочий Решением Думы городского округа Самары от 20 марта 2008 года № 539 утвержден Генеральный план городского округа Самары.

Указанный нормативный правовой акт был принят с соблюдением процедуры его принятия, опубликован в изданиях "Самарская Газета", N 59(3852), 03.04.2008 (карты и схемы), "Самарская Газета", N 64(3857), 10.04.2008 и по процедуре его принятия административными истцами не оспаривается.

Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61 утверждены Правила застройки и землепользования в городе Самаре.

Решением Думы городского округа Самары от 29 декабря 2020 года № 45 внесены изменения в Постановление Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61 «Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре».

Указанное Решение Думы опубликовано в газете «Самарская газета» № 287 (6724) от 31 декабря 2020 года.

Принятию данного нормативного правового акта предшествовало издание Администрацией городского округа Самара постановления от 27 августа 2020 года № 690 «О подготовке проекта о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 № 61».

На основании постановления Администрации городского округа Самары от 22 сентября 2020 года № 761 по проекту решения назначены публичные слушания в срок с 3 октября 2020 года по 10 ноября 2020 года.

Постановление о проведении публичных слушаний опубликовано в издании «Самарская газета» 24 сентября 2020 года № 205 (6642).

Публичные слушания состоялись 5 ноября 2020 года, что подтверждается протоколом от 5 ноября 2020 года.

По результатам публичных слушаний составлено заключение о публичных слушаниях от 6 ноября 2020 года, согласно которому комиссии по застройке и землепользованию при главе городского округа Самара рекомендовано принимать решение по проекту внесения изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.20001 № 61, с учетом поступивших в ходе публичных слушаний мнений, предложений и замечаний.

Заключение о публичных слушаниях опубликовано в «Самарской газете» от 10 ноября 2020 года № 243 ( 6680).

Генеральный план и Правила застройки и землепользования приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования, по процедуре их принятия не оспариваются.

Из материалов дела следует, что на основании решения Советского районного суда г. Самары от 13.12.2007, определения Советского районного суда Самары от 08.08.2008 Лапшина Л.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.09.2009.

На основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве собственности, удостоверенного нотариусом Первой Куйбышевской Государственной нотариальной конторы Бескровновым А.И. по реестру №76712, договора удостоверенного старшим государственным нотариусом Советского района г. Куйбышева ФИО1. 04.04.1985 по реестру 1-1048, решения Советского районного суда г. Самары от 13.12.2007, определения Советского районного суда г. Самары от 08.08.2008 Лапшина является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 600 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство индивидуального жилого дома, по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.07.2012

Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 21.09.2009 года.

22.06.2017 Лапшина Л.А. обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением, с целью заключения соглашения о перераспределения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности с кадастровым номером . К заявлению приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Распоряжением от 20.07.2017 № РД-1811 Департамент градостроительства г.о. Самара отказал в перераспределении земельного участка, в соответствии с пп. 11 п.9 ст. 39.29 ЗК РФ ( имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п.12 ст. 11.10 ЗК РФ)

21.11.2017 Лапшина Л.А. обратилась в Комиссию по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара с заявлением о проведении публичных слушаний о внесение изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 № 61, в части изменения зонирования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, с зоны Ц-4с(общественно-деловая зона для размещения объектов спортивно-зрелищного назначения) на зону Ж-4 (зона застройки многоэтажными жилыми домами).

08.09.2019 Администрацией г.о. Самара принято Постановление № 416 «О проведении в г.о. Самара публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 № 61. В Приложении к данному Постановлению подготовлен проект о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 № 61, в котором в п. 77 указано на изменение зонирования земельного участка с кадастровым номером , площадью 886 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с зоны Ц-4с(общественно-деловая зона для размещения объектов спортивно-зрелищного назначения) на зону Ж-4 (зона застройки многоэтажными жилыми домами).

10.09.2020 Дума г.о. Самара приняла решение № 568 о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, в приложение № 3 к Правилам застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденным Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 № 61. В приложении № 1 к данному Решению в п. 8 указано изменение части зоны Ц-4с (площадью 886 кв.м.) на зону Ж-4, согласно Рисунку 8 Приложения № 2 земельного участка с кадастровым номером .

01.12.2020 Лапшина Л.А. обратилась в комиссию по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара с заявлением о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно-разрешенный вид использования (под индивидуальное жилищное строительство) указанного земельного участка площадью 886 кв.м.

13.04.2021 Лапшиной Л.А.направлен отказ Департамента градостроительства г.о. Самара с указанием на то, что в соответствии с Генеральным планом г.о. Самара, утвержденным решением Думы г.о. Самара от 20.03.2008 №539, принято Решение Думы г.о. Самара от 29.12.2020 о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самара, которым вновь установлена зона Ц-4с, в отношении земельного участка , площадью 886 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно сведениям Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара от 06.07.2021 указанный земельный участок по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61, в соответствии с решением Думы городского округа Самара от 29.12.2020 № 45 земельный участок находится в зоне Ц-4с- (общественно-деловая зона для размещения объектов спортивно-зрелищного назначения). На часть земельного участка регламент не распространяется.

Из сообщения Департамента градостроительства городского округа Самара от 02.09.2021 следует что в первоначальной редакции Генерального плана г.о. Самара, утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 № 539 испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером находился в зоне «площадки многоэтажного строительства» и «структура общегородской системы обслуживания». Изменения в генеральный план не в отношении указанной территории не вносились.

Согласно ответу на запрос Департамента градостроительства городского округа Самара от 13.09.2021 в целях упорядочения правовых отношений в области землеустройства и градостроительства на территории города Самары, руководствуясь Градостроительным кодексом Российской Федерации и Законом Самарской области «О земле», Самарская городская Дума Постановлением Самарской Губернской Думой от 26.04.2001 № 61, утвердила Правила землепользования и застройки городского округа Самара. «Общественно-деловая зона для размещения объектов спортивно-зрелищного назначения» (Ц-4с) соответствует функциональному зонированию «Планируемая территория структуры общегородской системы обслуживания» по Генеральному плану городского округа Самара, утвержденному Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 № 539.

В силу требований части 3 статьи 9, части 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса, должен соблюдаться принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.

При этом фактическое землепользование не исключает необходимости соблюдения указанного принципа соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, производным от которого является требование о соответствии территориальных зон функциональным зонам, определенным генеральным планом.

Территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам, в соответствии со статьями 1, 34 и 35 Градостроительного кодекса.

Из толкования вышеприведенных норм во взаимосвязи с частью 9 и частью 10 статьи 31 Градостроительного кодекса следует закрепление принципа первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития, перед правилами землепользования и застройки.

В соответствии с положениями ст. 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

Устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (п. 3 ст. 1 ГрК РФ).

В силу ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Из анализа указанных норм следует, что генеральный план является документом территориального планирования, несёт функцию определения назначения территории, исходя из планов развития территории городского поселения в целом, и не направлен на фиксацию существующего положения.

Действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана городского поселения определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории. Исходя из положений статьи 34 ГрК РФ, при установлении правилами землепользования и застройки территориальных зон учитывается не только фактически существующее землепользование, но и иные факторы, указанные в данной статье.

В этой связи доводы представителя административного истца о том, что при утверждении оспариваемых нормативных правовых актов не было учтено фактическое разрешенное землепользование, не могут быть приняты во внимание.

Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования ( пункт 3 статьи 85 ГрК РФ).

В силу части 1 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Федеральное законодательство ограничивает права собственника по использования земельного участка необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента.

Вместе с тем, часть 8 статьи 36 ГрК РФ предусматривает возможность использования земельных участков или объектов капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Несостоятельными суд признаёт доводы представителя административного истца о несоблюдении при утверждении оспариваемых норм баланса частных интересов административных истцов, поскольку по смыслу части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечить не только права и законные интересы собственников и иных обладателей прав на земельные участки, но и публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципальных образований.

То обстоятельство, что ранее принималось решение об изменении территориальной зоны с Ц-4с на Ж5 так еже не может служить основанием к удовлетворению заявленных требований по выше изложенным обстоятельства.

Требования об оспаривании в части Генерального плана городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 года № 539 административным истцом заявлены не были.

На основании изложенного, поскольку несоответствия территориальной зоны указанного земельного участка его функциональной зоне, установленной Генпланом г.о. Самары, а также нарушений прав административного истца не установлено, Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, административные исковые требования Лапшиной Л.А. об оспаривании в части Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы 26.04.2001 года № 61, необоснованны и удовлетворению не подлежат.

    Руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Лапшиной Любови Александровны о признании недействующим решения Думы г.о. Самары от 29 декабря 2020 года № 45 «О внесении изменений в Постановление Самарской Городской Думы от 26.04.2001 № 61 «Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре», в отношении земельного участка с кадастровым номером в части установления зоны Ц-4с (общественно-деловая зона для размещения объектов спортивно-зрелищного назначения) отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 22сентября 2021 года.

Председательствующий:                    Н.А. Навроцкая.

3а-1338/2021 ~ М-1091/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Лапшина Л.А.
Прокуратура Самарской области
Ответчики
Дума г.о. Самара
Другие
Глава г.о. Самара
Департамент градостроительства г.о.Самара
Администрация городского округа Самары
Суд
Самарский областной суд
Судья
Навроцкая Н. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
13.07.2021Регистрация административного искового заявления
13.07.2021Передача материалов судье
16.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
16.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.08.2021Подготовка дела (собеседование)
02.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.08.2021Судебное заседание
02.09.2021Судебное заседание
10.09.2021Судебное заседание
13.09.2021Судебное заседание
22.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее