Дело № 2-2255/2022 Копия
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пермь 20 июля 2022 года
Мотивированное решение составлено 27 июля 2022 года
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Симкина А.С.,
при секретаре судебного заседания Швецовой Н.Д.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Пермского района Грязевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пермского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Лобановского сельского поселения о возложении обязанности установить уличное освещение,
установил:
Заместитель прокурора Пермского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Лобановского сельского поселения о возложении обязанности установить уличное освещение.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Пермского района проведена проверка по обращению ФИО3 об отсутствии уличного освещения на <адрес>. Из информации, предоставленной администрацией Лобановского сельского поселения, следует, что обустройство уличного освещения на указанной улице в 2022 г. не планируется. В силу ч. 3 ст. 14, п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обустройство уличного освещения на территории населённого пункта д. <адрес>, расположенного на территории Лобановского сельского поселения, относится к полномочиям органов местного самоуправления Лобановского сельского поселения. Таким образом, администрацией Лобановского сельского поселения не приняты необходимые меры по организации освещения <адрес> д. <адрес>, что нарушает права граждан на безопасное передвижение по территории населённого пункта.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик, извещённый о месте, дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие не заявил, о наличии уважительной причины для неявки представителя не сообщил.
В соответствии с ч. 1, ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещённого о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
При изложенных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Из содержания ст. 12 ГК РФ следует, что защита гражданских прав осуществляется путём присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении её в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 ч. 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 настоящей статьи).
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131 к вопросам местного значения городского поселения относятся: утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения.
Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счёт средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счёт средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1, п. 4 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона № 131 правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования.
Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений.
Строительными нормами и правилами Российской Федерации (Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*, утверждёнными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 ноября 2016 г. № 777/пр), установлены нормы освещённости улиц в зависимости от их расположения и функционального назначения.
Согласно п. 7.5.1.13, 7.5.1.14 указанных Строительных норм и правил Российской Федерации для надёжной ориентации водителей и пешеходов в тёмное время суток светильники в ряду следует располагать так, чтобы образуемая ими линия однозначно указывала направление дороги или улицы.
Средняя освещённость и равномерность освещённости на дорожном покрытии улиц, дорог, проездов и площадей сельских поселений должны соответствовать таблице 7.11 данных Строительных норм и правил Российской Федерации.
Из содержания письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18 сентября 2017 г. № 33418-АЧ/04 следует, что организация уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В этой связи, исходя из установленных ГПК РФ принципов диспозитивности и состязательности, правомерность заявленных исковых требований определяется судом на основании оценки доказательств, представленных сторонами в обоснование (опровержение) их правовых позиций.
Из материалов дела следует и судом установлено, что на основании обращения ФИО3 прокуратурой <адрес> проведена проверка наличия уличного освещения на <адрес>.
В ходе проведения проверки установлено, что уличное освещение на <адрес> д. <адрес> отсутствует, при этом данный факт ответчиком не оспаривается.
Из содержания письма администрации Лобановского сельского поселения следует, что обустройство линией уличного освещения <адрес> <адрес> в 2022 г. не запланировано (л.д. 7).
В этой связи судом установлено, что по <адрес> д. <адрес> Лобановского сельского поселения <адрес> уличное освещение отсутствует, что противоречит Строительными нормам и правилам Российской Федерации (Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*, утверждёнными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 ноября 2016 г. № 777/пр), доказательств обратного суду не представлено.
При таких обстоятельствах и с учётом исследованных доказательств исковое требование судом признаётся обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определённые порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Таким образом, суд вправе установить срок исполнения решения судебного постановления.
В этой связи суд приходит к выводу о том, что срок, предложенный истцом для исполнения решения суда - до 31 декабря 2023 г., является разумным и достаточным для надлежащего исполнения данной обязанности (исполнения решения суда).
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 233 – 237 ГПК РФ суд
решил:
Исковые требования прокурора Пермского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Лобановского сельского поселения о возложении обязанности установить уличное освещение, удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию Лобановского сельского поселения установить уличное освещение на <адрес> в срок до 31 декабря 2023 г.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: /подпись/ А.С. Симкин
Копия верна
Судья А.С. Симкин
Подлинник подшит
в гражданском деле № 2-2255/2022
Пермского районного суда Пермского края
УИД 59RS0008-01-2022-002157-70