Судебный акт #1 (Решение) по делу № 11-25/2022 от 17.05.2022

Мировой судья судебного участка № 2 09 июня 2022 года

Приморского судебного района Архангельской области

Колосова Н.П.

Дело № 11-25/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Приморского районного суда Архангельской области Алексеева Н.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу истца Государственного казенного учреждения Ростовской области «Центр занятости населения города Новочеркасска» на решение мирового судьи судебного участка № 2 Приморского судебного района Архангельской области от 21 февраля 2022 года, которым постановлено:

«в удовлетворении исковых требований государственного казенного учреждения Ростовской области «Центр занятости населения города Новочеркасска» к Парамоновой **** о взыскании денежных средств отказать»,

установил:

государственное казенное учреждение Ростовской области «Центр занятости населения города Новочеркасска» обратилось к мировому судье с иском к Парамоновой **** о взыскании денежных средств. В обоснование заявленных требований указало, что 01 мая 2020 года ответчик подала заявление в ГКУ Ростовской области «Центр занятости населения города Новочеркасска» для поиска работы и признании в качестве безработного гражданина через официальный интернет-портал «Работа в России». Приказом центра занятости населения от 08 мая 2020 года ответчик признана безработным гражданином с 01 мая 2020 года. В октябре 2020 года выявлено, что у Парамоновой **** отсутствует адрес места регистрации в г.Новочеркасске Ростовской области, она зарегистрирована по адресу: <адрес>, тогда как решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина. Ответчик получила пособие обманным путем в размере 22500 руб., в феврале 2021 года частично оплатила 3000 руб., таким образом, общая сумма задолженности составляет 19500 руб., которую просит взыскать с ответчика.

От ответчика Парамоновой **** поступили возражения на исковые требования, в которых она указала, что с иском не согласна, ею было выбрано место длительного преимущественного проживания: <адрес>, где она проживает в настоящее время и намерена проживать дальше, в связи с чем обратилась в Центр занятости г. Новочеркасска с заявлением о постановке на учет в качестве безработного гражданина.

Дело рассмотрено без вызова сторон согласно части 5 статьи 232.3 ГПК РФ в порядке упрощенного производства.

Мировой судья постановил указанное решение, с которым не согласился истец государственное казенное учреждение Ростовской области «Центр занятости населения города Новочеркасска». В апелляционной жалобе просит решение мирового судьи отменить. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что ответчик при подаче заявления через официальный интернет-портал «Работа в России» указал недостоверные сведения. Место жительства (постоянной регистрации) и место пребывания являются разными понятиями, в инструкции на интернет-портале «Работа в России» указано, что необходимо указывать адрес места жительства (регистрации), ответчик в графе «адрес места жительства (постоянной регистрации)» указал свое место пребывания. Полагает, что права и свободы ответчика не были нарушены.

В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит оставить решение мирового судьи без изменения.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 335.1. ГПК РФ без вызова лиц, участвующих в деле.

Проверив законность и обоснованность решения мирового судьи, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п. 3 ст. 1109 ГК РФ).

Поскольку добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, то бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации мер социальной поддержки, в том числе в связи с потерей работы.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости населения).

В силу п. 1 ст. 5 указанного Закона, государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Порядок и условия признания граждан безработными установлены ст. 3 Закона о занятости населения.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1).

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (п. 2).

Пунктом 3 ст. 3 Закона о занятости населения предусмотрено, что безработными не могут быть признаны граждане в том числе представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

Главой III Закона о занятости населения установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится социальная поддержка безработных граждан.

Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (п. 1 ст. 28 Закона о занятости населения).

Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (п. 1 ст. 31 Закона о занятости населения).

В соответствии с абз. 6 п. 2 ст. 35 Закона о занятости населения выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 № 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее также - Временные правила), в соответствии с п. 1 которых в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.Согласно п. 2 Временных правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).

Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы (п. 3 Временных правил).

Пунктом 4(1) Временных правил предусмотрено, что центры занятости населения с 1 июня 2020 года запрашивают в Министерстве внутренних дел Российской Федерации с использованием информационно-аналитической системы сведения о регистрации гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, по месту жительства, а также сведения о действительности паспорта гражданина.

В случае выявления противоречия между сведениями, указанными гражданами в заявлении в электронной форме, и сведениями, полученными в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, центры занятости населения с 1 июня 2020 года осуществляют перерасчет ранее назначенного пособия по безработице на основании данных Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, центр занятости населения отказывает гражданину в постановке его на регистрационный учет в качестве безработного и уведомляет о принятом решении в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала (п. 9 Временных правил).

Исходя из п. 19 Временных правил в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено мировым судьей, ответчик Парамонова *****. с 14 августа 1997 года зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>. При этом с 26 июля 2017 года ответчик также зарегистрирована по месту пребывания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> (на срок по 26 июля 2022 года).

01 мая 2020 года Парамонова **** в порядке, предусмотренном п. 2 Временных правил, обратилась в Учреждение с заявлением , поданным в электронной форме в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России", о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. В данном заявлении в графе "Адрес места жительства (пребывания)" ответчик указала адрес, по которому она зарегистрирована по месту пребывания: <адрес>.

Приказом ГКУ Ростовской области «Центр занятости населения города Новочеркасска» от 08 мая 2020 года Парамонова ****. признана безработной с 01 мая 2020 года, ей назначено пособие по безработице на период с 01 мая 2020 года по 31 июля 2020 года в размере 1500 руб.

На основании приказа от 05 августа 2020 года N продолжительность периода выплаты ответчику пособия по безработице увеличен с 01 августа 2020 года по 31 августа 2020 года (4500 руб.), с 01 сентября 2020 года по 30 сентября 2020 года (1500 руб.).

На основании приказа от 04 сентября 2020 года размер пособия увеличен до 4500 руб. за период с 01 мая 2020 года по 31 августа 2020 года, с 01 сентября 2020 года по 30 сентября 2020 года.

Приказом Учреждения от 12 октября 2020 года Парамонова ****. снята с регистрационного учета в целях поиска подходящий работы (в качестве безработной), выплата в ее пользу пособия по безработице прекращена с 30 сентября 2020 года, в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем.

Основанием для принятия Учреждением решения о прекращении выплаты пособия по безработице и снятии ответчика с регистрационного учета в целях поиска подходящий работы послужило указание Парамоновой ****. в заявлении о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы не соответствующих действительности сведений о месте своего жительства по адресу: <адрес>.

Разрешая заявленные требования, мировой судья пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения. При этом исходил из того, что отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства на территории соответствующего субъекта Российской Федерации само по себе не может являться формально непреодолимым препятствием для получения мер государственной поддержки в области содействия занятости и не должно создавать необоснованных затруднений в реализации его права на защиту от безработицы, при том условии, что в действиях такого гражданина не содержится признаков злоупотребления правом. При этом место жительства гражданина может быть установлено на основании различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами, а также видом такой регистрации.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» определение места жительства лица не связано исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.

Как верно указано мировым судьей, согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Ответчик Парамонова **** с 26 июля 2017 года зарегистрирована по месту пребывания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> (на срок по 26 июля 2022 года), в котором она фактически проживает и намерена проживать дальше, обманных действий для получения пособия по безработице ею совершено не было. Сведений о том, что наряду с обращением к истцу с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы ответчик также обращалась, либо имела намерение обратиться за предоставлением указанных мер социальной поддержки в какое-либо иное государственное учреждение службы занятости населения, расположенное вне места своего фактического проживания, материалы дела не содержат, о чем верно указано мировым судьей. Доказательств наличия в действиях ответчика злоупотребления правом иного рода Учреждением также не представлено.

Кроме этого, истец до назначения ответчику пособия по безработице имел возможность запросить в Министерстве внутренних дел Российской Федерации с использованием информационно-аналитической системы сведения о регистрации гражданина.

Ссылка истца на иную судебную практику правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет ввиду отсутствия преюдиции приведенных истцом решений.

В целом все доводы апелляционной жалобы повторяют доводы истца, изложенные в исковом заявлении, надлежащая оценка которым дана мировым судьей в судебном решении, направлены на переоценку установленных мировым судьей обстоятельств и представленных доказательств и не могут являться основанием для отмены решения мирового судьи.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, мировым судьей установлены полно и правильно, к спорным правоотношениям верно применен материальный закон, доводы сторон проверены, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем суд не находит оснований для отмены постановленного мировым судьей решения в пределах доводов апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьей 328, 335.1 ГПК РФ, судья

определил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 2 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 21 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░» - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

11-25/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ГКУ Ростовской области "Центр занятости населения города Новочеркасска"
Ответчики
Парамонова Татьяна Михайловна
Другие
Антипов Андрей Петрович
Суд
Приморский районный суд Архангельской области
Судья
Алексеева Надежда Владимировна
Дело на сайте суда
primsud--arh.sudrf.ru
17.05.2022Регистрация поступившей жалобы (представления)
17.05.2022Передача материалов дела судье
19.05.2022Вынесено определение о назначении судебного заседания
09.06.2022Судебное заседание
09.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.06.2022Дело оформлено
20.06.2022Дело отправлено мировому судье

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее