Дело № 2-219/2023
УИД 18RS0023-01-2022-002666-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации 24 января 2023 года г. Сарапул УРРешение в окончательной форме принято 1 февраля 2023 года
Сарапульский городской суд Удмуртской республики в составе:председательствующий судья Косарев А.С.,
при секретаре Валовой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алабужева <данные изъяты> к Администрации г. Сарапула о признании права собственности на объекты недвижимости,
установил:
Алабужев И.О. обратился в Сарапульский городской суд с иском к Администрации г. Сарапула о признании права собственности на объекты недвижимости.
Свои требования мотивирует тем, что 30.12.2020 года между истцом и ФИО1 был заключен договор купли-продажи нежилого здания и земельного участка, согласно которому ФИО1 продал, а истец приобрел в собственность нежилое здание (наименование: строительство холодного гаража и стоянки большегрузных автомобилей, площадью 198,6 кв.м.) по адресу: УР, <адрес>, и земельный участок (площадь 2031 кв.м.) по адресу: УР, <адрес>. Согласно передаточному акту от 30.12.2020 года к договору купли-продажи ФИО1 передал, а истец принял нежилое помещение и земельный участок. Расчет за здание и земельный участок произведен истцом полностью наличными денежными средствами, ключи от здания истцом получены. 03.01.2021 года ФИО1 умер, в связи с чем, стороны договора купли-продажи не успели совместно обратиться с заявлением в Росреестр о государственной регистрации перехода права собственности на указанный земельный участок и нежилое здание. Наследники ФИО1 от наследства отказались, в связи с чем истец 14.02.2022 года в одностороннем порядке обратился с заявлениями в Росреестр через МФЦ Сарапульского района о государственной регистрации перехода прав на указанный земельный участок и нежилое здание. 25.02.2022 года от Росреестра истцом получены уведомления о приостановлении государственной регистрации прав до 24.05.2022 года в связи со смертью продавца, в которых истцу было разъяснено право обратиться с заявлением в суд о государственной регистрации перехода права собственности к универсальным правопреемникам продавца (его наследникам), после чего повторно обратиться с заявлениями о государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества. 24.05.2022 года от Росреестра истцом получены уведомления об отказе государственной регистрации прав. Поскольку договор купли-продажи заключенный между истцом и ФИО1 совершен в надлежащей форме, продавцом исполнена обязанность по передаче недвижимого имущества, а покупателем обязанность по оплате его стоимости, единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, истец обращается в суд с настоящим иском.
Просит признать за ним, Алабужевым И.О. право собственности на объект недвижимого имущества:
- назначение: нежилое здание; наименование: строительство холодного гаража и стоянки большегрузных автомобилей по адресу: УР, <адрес>; количество этажей: 1; площадь: 198,6 кв.м.; кадастровый №; адрес: Удмуртская Республика, <адрес>;
- объект права: земельный участок; категория земель: земли населенных пунктов; виды разрешенного использования: «гаражи и автостоянки» для строительства гаража и автостоянки большегрузных автомобилей; площадь: 2031 кв.м.; кадастровый №; адрес: Удмуртская Республика, <адрес>.
В судебное заседание истец Алабужев И.О. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика, Администрации г. Сарапула в судебное заседание не явился, будучи извещённым о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Удмуртской Республике в судебное заседание не явился, будучи извещённым о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В соответствии ст. 167 ГПК РФ, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы гражданского дела, проверив и оценив все доказательства в совокупности, суд пришёл к следующему.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Положениями п. 1 ст. 235 ГК РФ установлено, что при отчуждении собственником своего имущества другим лицам право собственности прекращается.
П.1 ст. 549 ГК РФ установлено, что по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).
В соответствии со ст. 550 ГК РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434).
Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.
В силу ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации (п. 1).
Согласно п. 1 ст. 555 ГК РФ договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества.
Согласно п. 1 ст. 556 ГК РФ передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче.
Если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.
В ходе судебного разбирательства установлены и подтверждены материалами дела следующие обстоятельства.
30.12.2020 года между ФИО1 (Продавец) и Алабужевым И.О. (Покупатель) заключен договор купли-продажи нежилого здания и земельного участка, согласно которому продавец продал, а покупатель приобрел в собственность нежилое здание и земельный участок, на котором оно расположено.
сведения о здании:
- назначение: нежилое здание; наименование: строительство холодного гаража и стоянки большегрузных автомобилей по адресу: УР, <адрес>; количество этажей: 1; площадь: 198,6 кв.м.; кадастровый №; адрес: Удмуртская Республика, <адрес>;
сведения о земельном участке:
- объект права: земельный участок; категория земель: земли населенных пунктов; виды разрешенного использования: «гаражи и автостоянки» для строительства гаража и автостоянки большегрузных автомобилей; площадь: 2031 кв.м.; кадастровый №; адрес: Удмуртская Республика, <адрес>.
Из содержания договора следует, что здание и земельный участок продаются за 1600000 рублей (п. 8). Расчет по настоящему договору производится покупателем продавцу наличными денежными средствами в момент подписания настоящего договора (п. 9).
Указанный договор совершен в простой письменной форме, подписан продавцом и покупателем.
Согласно передаточному акту от 30.10.2020 года к договору купли-продажи нежилого здания и земельного участка продавец ФИО1 и покупатель Алабужев И.О. подписали акт, согласно которому продавец передал, а покупатель принял нежилое здание и земельный участок. Претензий по передаваемому зданию и земельному участку покупатель к продавцу не имеет. С момента подписания настоящего акта здание и земельный участок переходят к покупателю, обязанность продавца по передаче считается исполненной. Расчет за здание и земельный участок произведен покупателем полностью наличными денежными средствами, ключи от здания переданы продавцом покупателю.
Далее, судом установлено, что договор купли-продажи нежилого здания и земельного участка не был зарегистрирован в органе государственной регистрации, а в настоящее время регистрация договора невозможна в связи со смертью продавца ФИО1
Согласно свидетельству о смерти II-HИ № 654453 от 08.01.2021 года, ФИО1 умер 03.01.2021 года.
Из материалов наследственного дела № 95/2021 в отношении ФИО1, умершего 03.01.2021 года следует, что наследники наследодателя ФИО1 – ФИО5 (супруга), действующая от себя и от имени несовершеннолетних детей ФИО6, ФИО7, а также ФИО8, ФИО9 (родители), ФИО10 (брат) отказалась от причитающейся им по закону доли на наследство, оставшегося после смерти ФИО1, что следует из их заявлений нотариусу.
В соответствии с п. 1 ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
Таким образом, из анализа исследованных доказательств суд находит установленным, что договор купли-продажи нежилого здания и земельного участка является состоявшимся, договор фактически был исполнен, продавец передал покупателю нежилое здание и земельный участок, а покупатель передал продавцу за нежилое здание и земельный участок денежные средства в установленном договором размере, однако в связи со смертью продавца переход права собственности на объекты недвижимости зарегистрирован не был.
Вместе с тем отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости в ЕГРН не влияет на действительность самой сделки.
В случае, когда одна из сторон договора купли-продажи уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности (статья 6, пункт 3 статьи 551 ГК РФ).
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", на основании статей 58, 1110 и 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанности продавца по договору купли-продажи переходят к его универсальным правопреемникам, поэтому покупатель недвижимого имущества вправе обратиться с иском о государственной регистрации перехода права собственности (статья 551 Гражданского кодекса Российской Федерации) к наследникам или иным универсальным правопреемникам продавца. При отсутствии наследников продавца либо при ликвидации продавца - юридического лица судам необходимо учитывать, что покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя.
Принимая во внимание, что договор купли-продажи спорных объектов недвижимости совершен между сторонами в надлежащей форме, состоявшаяся между ФИО1 и Алабужевым И.О. сделка является фактически исполненной сторонами, а именно продавцом ФИО1 исполнена обязанность по передаче спорных объектов недвижимости в момент заключения указанного договора, в том числе посредством передачи ключей, а покупателем Алабужевым И.О. – обязанность по оплате их стоимости, и фактический переход к истцу права собственности на спорные объекты недвижимости никем не оспаривался, суд приходит к выводу о наличии оснований признания за истцом права собственности на спорные объекты недвижимости на основании договора купли-продажи от 30.12.2020 года. По изложенным основаниям, исковые требования Алабужева И.О. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> (░░░░░░░ ░░░░░ №) ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░:
- ░░░░░░░ ░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░, <░░░░░>; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░: 1; ░░░░░░░: 198,6 ░░.░.; ░░░░░░░░░░░ №; ░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, <░░░░░>;
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: «░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░» ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░: 2031 ░░.░.; ░░░░░░░░░░░ №; ░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.