Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-101/2023 от 03.05.2023

Судья Захарова М.В.

№21-101/2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

08 июня 2023 г.

г.Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Республики Карелия «Комплексный центр социального обслуживания населения Республики Карелия» на постановление заместителя главного государственного инспектора Беломорского и Сегежского районов по пожарному надзору, заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Беломорскому и Сегежскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Карелия от 06 декабря 2022 г. и решение судьи Беломорского районного суда Республики Карелия от 30 марта 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении,

установил:

в соответствии с постановлением должностного лица органа пожарного надзора №21 от 06 декабря 2022 г., оставленным без изменения по результатам судебного пересмотра, ГБУ СО «КЦСОН РК» было признано виновным в совершении противоправного деяния, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и с учетом применения положений чч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.

В поданной в вышестоящий суд жалобе защитник Редькина Н.Н. просит отменить решение судьи и прекратить производство по данному делу в связи с допущенными в ходе проведения плановой выездной проверки нарушениями установленных действующим законодательством требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), принятием учреждением социального обслуживания поэтапных и действенных мер, направленных на соблюдение при осуществлении деятельности норм пожарной безопасности, недопустимостью ряда составленных должностными лицами доказательств и необоснованностью обвинения в совершении нарушений, перечисленных в пунктах 1, 2, 12, 14 и 16 протокола об административном правонарушении и постановления о назначении административного наказания.

Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Исходя из положений ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В ч.1 ст.20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст.8.32 и 11.16 данного Кодекса и чч.6, 6.1 и 7 настоящей статьи.

В силу ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» обязательные требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Согласно ст.38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

В п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон №123-ФЗ) определено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из условий, когда: выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности; пожарный риск не превышает допустимых значений; выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях; выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации; результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты.

В соответствии с подп.«а» п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона №123-ФЗ здания (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) по классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, возможности пребывания их в состоянии сна подразделяются на Ф1 - здания, предназначенные для постоянного проживания и временного пребывания людей, в том числе, Ф1.1 - здания специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные).

Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, определяющие требования пожарной безопасности и порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.

Свод правил СП 6.13130.2021 «Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасности», утвержденный приказом МЧС России от 06.04.2021 №200, устанавливает нормы к питанию электроприемников, линиям связи, электрооборудованию систем противопожарной защиты зданий и сооружений.

Нормы и правила проектирования и последующего содержания систем пожарной сигнализации и автоматизации противопожарной защиты для зданий, сооружений, оборудования, наружных установок различного назначения, в том числе возводимых в районах с особыми климатическими и природными условиями, регламентированы Сводом правил СП 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования», утвержденным приказом МЧС России от 31.07.2020 №582.

Свод правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» устанавливает требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях.

В соответствии с п.4.4.6 Свода правил СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденного приказом МЧС России от 19.03.2020 №194, выходы из помещений и этажей на лестничные клетки должны быть оборудованы дверями с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах, за исключением дверей квартир.

В силу подп.«б» п.7.3.1 ГОСТ Р 53325-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний», утвержденного и введенного в действие приказом Росстандарта от 22.11.2012 №1028-ст, приборы приемно-контрольные пожарные должны обеспечивать выполнение функции по автоматическому контролю исправности шлейфа пожарной сигнализации и других линий связи, в том числе линий связи между компонентами прибора (для проводных - на обрыв и короткое замыкание, для радиоканальных, оптико-волоконных и цифровых линий - на пропадание связи).

Согласно п.4.4 Свода правил СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от 20.07.2020 №539, в зданиях и сооружениях, указанных в данном перечне, следует защищать автоматической установкой пожаротушения и (или) системой пожарной сигнализации все помещения независимо от площади, кроме помещений чердаков (за исключением чердаков в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2.1, Ф4.1 и Ф4.2).

В соответствии с Уставом ГБУ СО «КЦСОН РК» является организацией социального обслуживания, осуществляющей предоставление гражданам социальных услуг в полустационарной и стационарной формах (п.7).

Исследование материалов дела показало, что в связи с выполнением в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора ежегодного плана проведения проверок по решению заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Беломорскому и Сегежскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Карелия от 17 октября 2022 г. в период с 01 по 14 ноября 2022 г. уполномоченным должностным лицом проведена плановая выездная проверка в отношении находящегося у ГБУ СО «КЦСОН РК» на праве оперативного управления объекта защиты - отделения временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, расположенного по адресу: Республика Карелия, Беломорский район, пос.Летнереченский, улица Заречная, дом 4а, которому присвоен класс функциональной пожарной опасности Ф1.1.

Согласно распоряжению органа пожарного надзора №34 от 09 августа 2021 г. в целях организации федерального государственного пожарного надзора с применением риск-ориентированного подхода данный объект защиты отнесен к категории чрезвычайно высокого риска.

Также установлено, что по результатам проведения проверки 14 ноября 2022 г. оформлен акт , согласно которому было обнаружено, что:

1. в нарушение п.397 Правил противопожарного режима в Российской Федерации находящееся в здании количество огнетушителей (6 штук) не соответствует установленным требованиям;

2. в нарушение ч.4 ст.107 Федерального закона №123-ФЗ пожарные шкафы изготовлены из горючих материалов;

3. в нарушение п.24 Правил противопожарного режима в Российской Федерации все двери эвакуационных выходов из правого крыла здания и двери эвакуационных выходов с кухни не оборудованы приспособлением для самозакрывания;

4. в нарушение ч.4 ст.4, ч.1 ст.6 Федерального закона №123-ФЗ, п.4.4.6 СП 1.13130.2020 все двери, ведущие из помещений и этажей на лестничную клетку правого крыла здания, и дверь, ведущая на лестничную клетку на втором этаже левого крыла здания, не оборудованы уплотнениями в притворах;

5. в нарушение п.394 Правил противопожарного режима в Российской Федерации в инструкции о мерах пожарной безопасности не имеется информации об ответственных за обеспечение пожарной безопасности лицах;

6. в нарушение п.48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации водоотдача внутреннего противопожарного водопровода не соответствует установленным требованиям (составляет менее 2,5 л/с, высота компактной части струи менее 6 м, давление у клапана «диктующего» пожарного крана составило 0,01 Мпа);

7. в нарушение п.13 Правил противопожарного режима в Российской Федерации не проведена огнезащитная обработка строительных конструкций и инженерного оборудования чердачного помещения здания;

8. в нарушение п.43 Правил противопожарного режима в Российской Федерации не определены порядок и сроки проведения работ по очистке воздуховодов от горючих отходов и отложений;

9. в нарушение п.54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации на объекте отсутствует техническая документация на оборудование систем противопожарной защиты, автоматической установки пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в полном объеме;

10. в нарушение ч.2 ст.91 Федерального закона №123-ФЗ, п.5.4 СП 6.13130.2021 не обеспечено бесперебойное электропитание систем противопожарной защиты (при отключении основного питания происходит переключение на автономный источник электропитания с последующим выключением приборов приемно-контрольных пожарных);

11. в нарушение ч.2 ст.82 Федерального закона №123-ФЗ, п.6.4 СП 6.13130.2021 отсутствует подтверждение работоспособности кабельных линий (в части способа прокладки) систем противопожарной защиты в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций;

12. в нарушение ч.2 ст.82 Федерального закона №123-ФЗ, п.6.4 СП 6.13130.2021, таблицы 2 ГОСТ 31565-2012 выбор вида и исполнения кабелей и проводов систем противопожарной защиты для здания класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 не соответствует требованиям пожарной безопасности (соединительные линии системы противопожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре выполнены кабелями с маркировкой «FRLS»);

13. в нарушение ч.4 ст.4, ч.1 ст.6 Федерального закона №123-ФЗ, пп.5.4, 5.10 СП 6.13130.2021 питание электроприемников систем противопожарной защиты (СПЗ, СОУЭ) осуществляется не от панели питания электрооборудования систем противопожарной защиты, самостоятельного низковольтного комплектного устройства, имеющего отличительную окраску (красную) фасадной части;

14. в нарушение ч.4 ст.4, ч.1 ст.6 Федерального закона №123-ФЗ, приложения А к СП 6.13130.2021 отсутствует расчет емкости аккумуляторной кислотной батареи для функционирования систем противопожарной защиты при прекращении электроснабжения от основного источника питания;

15. в нарушение п.54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации не обеспечено исправное состояние средств обеспечения пожарной безопасности (при воздействии на пожарный извещатель, расположенный в коридоре 2-го этажа напротив кабинета «Заведующая отделением», не происходит передача сигнала о пожаре на прибор приемно-контрольный пожарный);

16. в нарушение ч.4 ст.4, ч.1 ст.6 Федерального закона №123-ФЗ, п.5.14 СП 484.1311500.2020 при смежном расположении нескольких приборов расстояние между ними составляет менее 50 мм (между прибором «Стрелец» и смежным с ним);

17. в нарушение ч.4 ст.4, ч.1 ст.6 Федерального закона №123-ФЗ, п.4.4 СП 486.1311500.2020 чердак здания с классом функциональной пожарной опасности Ф1.1 не оборудован автоматической установкой пожарной сигнализации;

18. в нарушение ч.4 ст.4, ч.1 ст.6 Федерального закона №123-ФЗ, п.5.17 СП 484.13115002020 прибором приемно-контрольным пожарным не обеспечивается автоматический контроль исправности проводных линий связи системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (на обрыв и короткое замыкание);

19. в нарушение п.54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации система оповещения с использованием индивидуальных оповещателей («Стрелец») находится в неисправном состоянии;

20. в нарушение ч.4 ст.84 Федерального закона №123-ФЗ, пп.4.2, 4.3, 4.8 СП 3.13130.2009 в части помещений уровень звука системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не соответствует требованиям пожарной безопасности.

В связи с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности 23 ноября 2022 г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и постановлением должностного лица отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Беломорскому и Сегежскому районам УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Карелия от 06 декабря 2022 г. ГБУ СО «КЦСОН РК» признано виновным в совершении инкриминируемого деяния, которое по результатам судебного пересмотра оставлено без изменения.

Подвергнув анализу все необходимые обстоятельства, подлежащие выяснению по делу рассматриваемой категории, оценив их в соответствии со ст.26.1 КоАП РФ применительно к заложенной в ч.1 ст.20.4 КоАП РФ диспозиции, сути выявленных нарушений и сфере специального нормативного регулирования, должностное лицо и судья пришли к правильным выводам о наличии в рассматриваемом случае события и квалифицирующих признаков состава инкриминируемого противоправного деяния.

Изложенные в обжалуемых актах выводы основаны на фактических обстоятельствах дела и собранных по делу доказательствах в их совокупности, которые получили надлежащую правовую оценку по правилам ст.ст.26.1, 26.11 КоАП РФ с точки зрения относимости, допустимости и достаточности для установления содеянного, формального подхода при разрешении настоящего дела не установлено.

При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности, принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст.1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены.

При решении вопроса о мере ответственности учтены положения ст.4.1 КоАП РФ, назначенное с применением чч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ наказание отвечает принципам справедливости и соразмерности, соответствует предусмотренным ч.1 ст.3.1 КоАП РФ целям административного наказания.

Вопреки доводам автора жалобы грубых нарушений порядка проведения проверки, перечень которых содержится в ч.2 ст.91 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», влекущих признание результатов проверки недействительными, не установлено, осуществленная ранее плановая проверка окончена 12 февраля 2021 г., и информация о проведении рассматриваемого контрольного (надзорного) мероприятия включена в соответствующий реестр 17 сентября 2021 г.

Проверка проведена уполномоченным должностным лицом, указанным в решении от 17 октября 2022 г. о проведении такого мероприятия, в решении изложен предмет проверки, виды контрольных (надзорных) действий, срок проведения плановой проверки и иные сведения, необходимые для реализации прав привлекаемого к ответственности лица, которому также разъяснено право обжалования данного решения.

В установленном ч.5 ст.31 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» порядке при проведении контроля (надзора) присутствовало должностное лицо учреждения - заведующая отделением временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов подразделения по Беломорскому району (...) (приказ о приеме на работу от 02 декабря 2021 г. ), которая в соответствии с приказом ГБУ СО «КЦСОН» от 01 ноября 2021 г. является лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности и соблюдение обязательных требований.

С учетом присутствия при проведении должностным лицом органа пожарного надзора осмотра представителя контролируемого лица ведение видеозаписи не являлось обязательным, протокол осмотра и акт плановой выездной проверки подписаны уполномоченной на представление интересов учреждения на основании доверенности от 30 декабря 2021 г. руководителем подразделения ГБУ СО «КЦСОН» по Беломорскому району (...) без каких-либо замечаний к содержанию данных процессуальных документов.

Сотрудники ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория по Республике Карелия» (...) значатся в решении в качестве специалистов, привлекаемых к проведению проверки, отсутствие в протоколе инструментального обследования подписей названных лиц, удостоверивших факт совершения процессуальных действий путем составления протоколов испытания системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, и сведений о предупреждении их об ответственности не свидетельствует о недопустимости доказательства в виде протокола инструментального обследования.

Следует отметить, что ст.19.26 КоАП РФ установлена административная ответственность лишь в отношении экспертов, участвующих в осуществлении государственного контроля (надзора), к разряду которых названные выше лица не привлекались.

Доводы жалобы о нецелесообразности проведения плановой выездной проверки при допустимости и приоритетности проведения профилактического мероприятия и необоснованности включения в объем обвинения нарушений, изложенных в пунктах 1, 2, 12, 14 и 16 протокола об административном правонарушении и постановления о назначении административного наказания, были проверены судьей районного суда с последующими анализом и правовой оценкой, не согласиться с которой оснований не имеется.

При этом с учетом положений п.2 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в рамках федерального государственного пожарного надзора разрешено было провести запланированные на 2022 г. плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля категории чрезвычайно высокого риска, оказывающих социальные услуги с обеспечением проживания.

Ссылка на имущественное и финансовое положение и проведение в 2023 г. капитального ремонта здания освобождение от административной ответственности не влечет, поскольку невыполнение учреждением требований пожарной безопасности может повлечь негативные последствия и привести к недопустимому риску для жизни и здоровья персонала и людей, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, и для устранения ряда нарушений осуществление работ капитального характера не требуется.

Иные доводы жалобы правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность постановления должностного лица и решения судьи, не содержат.

Таким образом, бесспорных доказательств принятия ГБУ СО «КЦСОН» всех зависящих от него эффективных и своевременных мер по соблюдению обязательных требований пожарной безопасности в целях недопущения выявленных многочисленных нарушений, создающих угрозу для безопасности получателей социальных услуг, не имеется.

Учитывая, что событие административного правонарушения, виновность юридического лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны в предусмотренном законом порядке, и каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть настоящее дело, не допущено, постановление должностного лица органа пожарного надзора и решение судьи районного суда, основанные на правильном применении норм материального права, подлежат оставлению без изменения, жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя главного государственного инспектора Беломорского и Сегежского районов по пожарному надзору, заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Беломорскому и Сегежскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Карелия от 06 декабря 2022 г. и решение судьи Беломорского районного суда Республики Карелия от 30 марта 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, в отношении государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Республики Карелия «Комплексный центр социального обслуживания населения Республики Карелия» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (190195, г.Санкт-Петербург, ул.Садовая, д.26).

Судья Н.А.Колбасова

21-101/2023

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
ГБУ СО "Комплексный центр социального обслуживания населения Республики Карелия"
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Колбасова Наталья Анатольевна
Статьи

ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--kar.sudrf.ru
04.05.2023Материалы переданы в производство судье
25.05.2023Судебное заседание
08.06.2023Судебное заседание
09.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.06.2023Дело оформлено
13.06.2023Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее