Судья Захарова М.В. |
№21-101/2023 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
08 июня 2023 г. |
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Республики Карелия «Комплексный центр социального обслуживания населения Республики Карелия» на постановление заместителя главного государственного инспектора Беломорского и Сегежского районов по пожарному надзору, заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Беломорскому и Сегежскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Карелия от 06 декабря 2022 г. и решение судьи Беломорского районного суда Республики Карелия от 30 марта 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении,
установил:
в соответствии с постановлением должностного лица органа пожарного надзора №21 от 06 декабря 2022 г., оставленным без изменения по результатам судебного пересмотра, ГБУ СО «КЦСОН РК» было признано виновным в совершении противоправного деяния, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и с учетом применения положений чч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
В поданной в вышестоящий суд жалобе защитник Редькина Н.Н. просит отменить решение судьи и прекратить производство по данному делу в связи с допущенными в ходе проведения плановой выездной проверки нарушениями установленных действующим законодательством требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), принятием учреждением социального обслуживания поэтапных и действенных мер, направленных на соблюдение при осуществлении деятельности норм пожарной безопасности, недопустимостью ряда составленных должностными лицами доказательств и необоснованностью обвинения в совершении нарушений, перечисленных в пунктах 1, 2, 12, 14 и 16 протокола об административном правонарушении и постановления о назначении административного наказания.
Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Исходя из положений ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ч.1 ст.20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст.8.32 и 11.16 данного Кодекса и чч.6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
В силу ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» обязательные требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно ст.38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон №123-ФЗ) определено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из условий, когда: выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности; пожарный риск не превышает допустимых значений; выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях; выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации; результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты.
В соответствии с подп.«а» п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона №123-ФЗ здания (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) по классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, возможности пребывания их в состоянии сна подразделяются на Ф1 - здания, предназначенные для постоянного проживания и временного пребывания людей, в том числе, Ф1.1 - здания специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные).
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, определяющие требования пожарной безопасности и порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
Свод правил СП 6.13130.2021 «Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасности», утвержденный приказом МЧС России от 06.04.2021 №200, устанавливает нормы к питанию электроприемников, линиям связи, электрооборудованию систем противопожарной защиты зданий и сооружений.
Нормы и правила проектирования и последующего содержания систем пожарной сигнализации и автоматизации противопожарной защиты для зданий, сооружений, оборудования, наружных установок различного назначения, в том числе возводимых в районах с особыми климатическими и природными условиями, регламентированы Сводом правил СП 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования», утвержденным приказом МЧС России от 31.07.2020 №582.
Свод правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» устанавливает требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях.
В соответствии с п.4.4.6 Свода правил СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденного приказом МЧС России от 19.03.2020 №194, выходы из помещений и этажей на лестничные клетки должны быть оборудованы дверями с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах, за исключением дверей квартир.
В силу подп.«б» п.7.3.1 ГОСТ Р 53325-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний», утвержденного и введенного в действие приказом Росстандарта от 22.11.2012 №1028-ст, приборы приемно-контрольные пожарные должны обеспечивать выполнение функции по автоматическому контролю исправности шлейфа пожарной сигнализации и других линий связи, в том числе линий связи между компонентами прибора (для проводных - на обрыв и короткое замыкание, для радиоканальных, оптико-волоконных и цифровых линий - на пропадание связи).
Согласно п.4.4 Свода правил СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от 20.07.2020 №539, в зданиях и сооружениях, указанных в данном перечне, следует защищать автоматической установкой пожаротушения и (или) системой пожарной сигнализации все помещения независимо от площади, кроме помещений чердаков (за исключением чердаков в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2.1, Ф4.1 и Ф4.2).
В соответствии с Уставом ГБУ СО «КЦСОН РК» является организацией социального обслуживания, осуществляющей предоставление гражданам социальных услуг в полустационарной и стационарной формах (п.7).
Исследование материалов дела показало, что в связи с выполнением в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора ежегодного плана проведения проверок по решению заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Беломорскому и Сегежскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Карелия от 17 октября 2022 г. № в период с 01 по 14 ноября 2022 г. уполномоченным должностным лицом проведена плановая выездная проверка в отношении находящегося у ГБУ СО «КЦСОН РК» на праве оперативного управления объекта защиты - отделения временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, расположенного по адресу: Республика Карелия, Беломорский район, пос.Летнереченский, улица Заречная, дом 4а, которому присвоен класс функциональной пожарной опасности Ф1.1.
Согласно распоряжению органа пожарного надзора №34 от 09 августа 2021 г. в целях организации федерального государственного пожарного надзора с применением риск-ориентированного подхода данный объект защиты отнесен к категории чрезвычайно высокого риска.
Также установлено, что по результатам проведения проверки 14 ноября 2022 г. оформлен акт №, согласно которому было обнаружено, что:
1. в нарушение п.397 Правил противопожарного режима в Российской Федерации находящееся в здании количество огнетушителей (6 штук) не соответствует установленным требованиям;
2. в нарушение ч.4 ст.107 Федерального закона №123-ФЗ пожарные шкафы изготовлены из горючих материалов;
3. в нарушение п.24 Правил противопожарного режима в Российской Федерации все двери эвакуационных выходов из правого крыла здания и двери эвакуационных выходов с кухни не оборудованы приспособлением для самозакрывания;
4. в нарушение ч.4 ст.4, ч.1 ст.6 Федерального закона №123-ФЗ, п.4.4.6 СП 1.13130.2020 все двери, ведущие из помещений и этажей на лестничную клетку правого крыла здания, и дверь, ведущая на лестничную клетку на втором этаже левого крыла здания, не оборудованы уплотнениями в притворах;
5. в нарушение п.394 Правил противопожарного режима в Российской Федерации в инструкции о мерах пожарной безопасности не имеется информации об ответственных за обеспечение пожарной безопасности лицах;
6. в нарушение п.48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации водоотдача внутреннего противопожарного водопровода не соответствует установленным требованиям (составляет менее 2,5 л/с, высота компактной части струи менее 6 м, давление у клапана «диктующего» пожарного крана составило 0,01 Мпа);
7. в нарушение п.13 Правил противопожарного режима в Российской Федерации не проведена огнезащитная обработка строительных конструкций и инженерного оборудования чердачного помещения здания;
8. в нарушение п.43 Правил противопожарного режима в Российской Федерации не определены порядок и сроки проведения работ по очистке воздуховодов от горючих отходов и отложений;
9. в нарушение п.54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации на объекте отсутствует техническая документация на оборудование систем противопожарной защиты, автоматической установки пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в полном объеме;
10. в нарушение ч.2 ст.91 Федерального закона №123-ФЗ, п.5.4 СП 6.13130.2021 не обеспечено бесперебойное электропитание систем противопожарной защиты (при отключении основного питания происходит переключение на автономный источник электропитания с последующим выключением приборов приемно-контрольных пожарных);
11. в нарушение ч.2 ст.82 Федерального закона №123-ФЗ, п.6.4 СП 6.13130.2021 отсутствует подтверждение работоспособности кабельных линий (в части способа прокладки) систем противопожарной защиты в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций;
12. в нарушение ч.2 ст.82 Федерального закона №123-ФЗ, п.6.4 СП 6.13130.2021, таблицы 2 ГОСТ 31565-2012 выбор вида и исполнения кабелей и проводов систем противопожарной защиты для здания класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 не соответствует требованиям пожарной безопасности (соединительные линии системы противопожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре выполнены кабелями с маркировкой «FRLS»);
13. в нарушение ч.4 ст.4, ч.1 ст.6 Федерального закона №123-ФЗ, пп.5.4, 5.10 СП 6.13130.2021 питание электроприемников систем противопожарной защиты (СПЗ, СОУЭ) осуществляется не от панели питания электрооборудования систем противопожарной защиты, самостоятельного низковольтного комплектного устройства, имеющего отличительную окраску (красную) фасадной части;
14. в нарушение ч.4 ст.4, ч.1 ст.6 Федерального закона №123-ФЗ, приложения А к СП 6.13130.2021 отсутствует расчет емкости аккумуляторной кислотной батареи для функционирования систем противопожарной защиты при прекращении электроснабжения от основного источника питания;
15. в нарушение п.54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации не обеспечено исправное состояние средств обеспечения пожарной безопасности (при воздействии на пожарный извещатель, расположенный в коридоре 2-го этажа напротив кабинета «Заведующая отделением», не происходит передача сигнала о пожаре на прибор приемно-контрольный пожарный);
16. в нарушение ч.4 ст.4, ч.1 ст.6 Федерального закона №123-ФЗ, п.5.14 СП 484.1311500.2020 при смежном расположении нескольких приборов расстояние между ними составляет менее 50 мм (между прибором «Стрелец» и смежным с ним);
17. в нарушение ч.4 ст.4, ч.1 ст.6 Федерального закона №123-ФЗ, п.4.4 СП 486.1311500.2020 чердак здания с классом функциональной пожарной опасности Ф1.1 не оборудован автоматической установкой пожарной сигнализации;
18. в нарушение ч.4 ст.4, ч.1 ст.6 Федерального закона №123-ФЗ, п.5.17 СП 484.13115002020 прибором приемно-контрольным пожарным не обеспечивается автоматический контроль исправности проводных линий связи системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (на обрыв и короткое замыкание);
19. в нарушение п.54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации система оповещения с использованием индивидуальных оповещателей («Стрелец») находится в неисправном состоянии;
20. в нарушение ч.4 ст.84 Федерального закона №123-ФЗ, пп.4.2, 4.3, 4.8 СП 3.13130.2009 в части помещений уровень звука системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не соответствует требованиям пожарной безопасности.
В связи с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности 23 ноября 2022 г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и постановлением должностного лица отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Беломорскому и Сегежскому районам УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Карелия от 06 декабря 2022 г. ГБУ СО «КЦСОН РК» признано виновным в совершении инкриминируемого деяния, которое по результатам судебного пересмотра оставлено без изменения.
Подвергнув анализу все необходимые обстоятельства, подлежащие выяснению по делу рассматриваемой категории, оценив их в соответствии со ст.26.1 КоАП РФ применительно к заложенной в ч.1 ст.20.4 КоАП РФ диспозиции, сути выявленных нарушений и сфере специального нормативного регулирования, должностное лицо и судья пришли к правильным выводам о наличии в рассматриваемом случае события и квалифицирующих признаков состава инкриминируемого противоправного деяния.
Изложенные в обжалуемых актах выводы основаны на фактических обстоятельствах дела и собранных по делу доказательствах в их совокупности, которые получили надлежащую правовую оценку по правилам ст.ст.26.1, 26.11 КоАП РФ с точки зрения относимости, допустимости и достаточности для установления содеянного, формального подхода при разрешении настоящего дела не установлено.
При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности, принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст.1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены.
При решении вопроса о мере ответственности учтены положения ст.4.1 КоАП РФ, назначенное с применением чч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ наказание отвечает принципам справедливости и соразмерности, соответствует предусмотренным ч.1 ст.3.1 КоАП РФ целям административного наказания.
Вопреки доводам автора жалобы грубых нарушений порядка проведения проверки, перечень которых содержится в ч.2 ст.91 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», влекущих признание результатов проверки недействительными, не установлено, осуществленная ранее плановая проверка окончена 12 февраля 2021 г., и информация о проведении рассматриваемого контрольного (надзорного) мероприятия включена в соответствующий реестр 17 сентября 2021 г.
Проверка проведена уполномоченным должностным лицом, указанным в решении от 17 октября 2022 г. о проведении такого мероприятия, в решении изложен предмет проверки, виды контрольных (надзорных) действий, срок проведения плановой проверки и иные сведения, необходимые для реализации прав привлекаемого к ответственности лица, которому также разъяснено право обжалования данного решения.
В установленном ч.5 ст.31 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» порядке при проведении контроля (надзора) присутствовало должностное лицо учреждения - заведующая отделением временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов подразделения по Беломорскому району (...) (приказ о приеме на работу от 02 декабря 2021 г. №), которая в соответствии с приказом ГБУ СО «КЦСОН» от 01 ноября 2021 г. № является лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности и соблюдение обязательных требований.
С учетом присутствия при проведении должностным лицом органа пожарного надзора осмотра представителя контролируемого лица ведение видеозаписи не являлось обязательным, протокол осмотра и акт плановой выездной проверки подписаны уполномоченной на представление интересов учреждения на основании доверенности от 30 декабря 2021 г. руководителем подразделения ГБУ СО «КЦСОН» по Беломорскому району (...) без каких-либо замечаний к содержанию данных процессуальных документов.
Сотрудники ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория по Республике Карелия» (...) значатся в решении в качестве специалистов, привлекаемых к проведению проверки, отсутствие в протоколе инструментального обследования подписей названных лиц, удостоверивших факт совершения процессуальных действий путем составления протоколов испытания системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, и сведений о предупреждении их об ответственности не свидетельствует о недопустимости доказательства в виде протокола инструментального обследования.
Следует отметить, что ст.19.26 КоАП РФ установлена административная ответственность лишь в отношении экспертов, участвующих в осуществлении государственного контроля (надзора), к разряду которых названные выше лица не привлекались.
Доводы жалобы о нецелесообразности проведения плановой выездной проверки при допустимости и приоритетности проведения профилактического мероприятия и необоснованности включения в объем обвинения нарушений, изложенных в пунктах 1, 2, 12, 14 и 16 протокола об административном правонарушении и постановления о назначении административного наказания, были проверены судьей районного суда с последующими анализом и правовой оценкой, не согласиться с которой оснований не имеется.
При этом с учетом положений п.2 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в рамках федерального государственного пожарного надзора разрешено было провести запланированные на 2022 г. плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля категории чрезвычайно высокого риска, оказывающих социальные услуги с обеспечением проживания.
Ссылка на имущественное и финансовое положение и проведение в 2023 г. капитального ремонта здания освобождение от административной ответственности не влечет, поскольку невыполнение учреждением требований пожарной безопасности может повлечь негативные последствия и привести к недопустимому риску для жизни и здоровья персонала и людей, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, и для устранения ряда нарушений осуществление работ капитального характера не требуется.
Иные доводы жалобы правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность постановления должностного лица и решения судьи, не содержат.
Таким образом, бесспорных доказательств принятия ГБУ СО «КЦСОН» всех зависящих от него эффективных и своевременных мер по соблюдению обязательных требований пожарной безопасности в целях недопущения выявленных многочисленных нарушений, создающих угрозу для безопасности получателей социальных услуг, не имеется.
Учитывая, что событие административного правонарушения, виновность юридического лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны в предусмотренном законом порядке, и каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть настоящее дело, не допущено, постановление должностного лица органа пожарного надзора и решение судьи районного суда, основанные на правильном применении норм материального права, подлежат оставлению без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя главного государственного инспектора Беломорского и Сегежского районов по пожарному надзору, заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Беломорскому и Сегежскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Карелия от 06 декабря 2022 г. и решение судьи Беломорского районного суда Республики Карелия от 30 марта 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, в отношении государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Республики Карелия «Комплексный центр социального обслуживания населения Республики Карелия» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (190195, г.Санкт-Петербург, ул.Садовая, д.26).
Судья Н.А.Колбасова