Дело № 2- 1375/2024
УИД 11RS0001-01-2023-016208-50
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе судьи Некрасовой О.С.,
при секретаре Вильбергер Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре
21 мая 2024 года гражданское дело по исковому заявлению Фоминой Нины Егоровны к Администрации МО ГО «Сыктывкар» об оспаривании постановления, о возложении обязанности по восстановлению в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику, по уточненным требованиям - о признании незаконным Постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №..., в части утверждения протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от ** ** ** в части п. 10 о снятии Фоминой Нины Егоровны с учета из списков общей очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 56 ЖК РФ в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
- о возложении на ответчика обязанности восстановить Фомину Нину Егоровну в списке общей очереди на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с датой принятия на учёт ** ** **
В судебном заседании представитель истца, поддержал заявленный иск, представитель АМО ГО «Сыктывкар» Ануфриева М.В. с иском не согласна по основаниям, изложенным в отзыве, третье лицо Фомин С. А. полагал заявленный иск подлежащим удовлетворению. Иные участники процесса в суд не явились, суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу в их совокупности, материалы учетного дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что Фомина Нина Егоровна в 1978 г. была принята на учет для улучшения жилищных условий в улучшении жилищных условий. При постановке на учет проживала и продолжает проживать в настоящее время в жилом помещении по адресу: ... сохраняет в нем регистрацию по месту жительства с ** ** **
В адрес истца Администрацией г. Сыктывкара и Администрацией МО ГО «Сыктывкар» направлялись извещения с указанием продвижения в очереди нуждающихся, о прохождении перерегистрации.
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №..., утвержден протокол заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от ** ** **, пунктом 10 которого Фомина Нина Егоровна снята с учета из списков общей очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 56 ЖК РФ в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
В соответствии со ст.55 Жилищного кодекса РФ граждане сохраняют право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях до получения жилья. Снять их с учета можно только по обстоятельствам, которые исчерпывающим образом перечислены в Законе.
До вступления в действие Жилищного кодекса РФ 1 марта 2005 года основания для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий предусматривались статьей 32 Жилищного кодекса РСФСР. К таким основаниям относились: 1) улучшение жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; 2) выезд на другое постоянное место жительства; 3) выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; 4) прекращение трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
Со вступлением в действие Жилищного кодекса РФ с 01 марта 2005г. основания для снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрены ст. 56 Жилищного кодекса РФ: 1) подача ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утрата ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получение ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставление им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявление в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В силу пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189 — ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
До 01.03.2005 года постановка на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществлялась в соответствии с постановлением Совета Министров Коми АССР от 17.12.1984 года № 315 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в Коми АССР», утратил силу в связи с принятием Постановления Совета Министров Республики Коми от 12.03.1993 года № 132 «О правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми», утратил в связи с принятием Указа Главы Республики Коми от 27.05.1999 года № 190 «О правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми», утратил силу в связи с принятием Указа Главы Республики Коми от 10 июня 2005 г. № 76.
Согласно подпункту «а» пункта 8 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Республике Коми, утвержденных Указом Главы РК от 27.05.1999 г. № 190, (далее - Правила) нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи, независимо от вида жилищного фонда - 7 и менее квадратных метров.
В силу пункта 27 главы 3 Правил органы местного самоуправления, организации в ходе перерегистрации уточняют изменения в жилищных условиях граждан, состоящих на учете, а также другие обстоятельства, характеризующие нуждаемость в улучшении жилищных условий, и снимают их с учета в случаях:
Улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет 9 и более квадратных метров и отпали другие основания для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий;
Выявления в предоставленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет;
Прекращения трудовых отношений с организацией, если они стоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает в этой организации, кроме случаев увольнения в связи с выходом на пенсию, по сокращению численности или штата в течение двух лет после увольнения в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями), а также переходом на выборную должность в органах государственной власти и местного самоуправления;
Выезда на другое постоянное место жительства;
В иных случаях, предусмотренных законодательством.
В рассматриваемом случае из представленных в материалы дела документов следует, что производился перевод очереди с члена семьи истца на истца, в итоге АМО ГО «Сыктывкар» признает, что истец состоит на учете с датой принятия на учет ** ** **.
Доказательств обеспечения истца жилым помещением площадью выше установленной нормы в материалы дела не представлено. При постановке на учет в жилом помещении проживали 9 человек, при этом в акте обследования жилищно-бытовых условий заявителя указано, что заявитель нуждается в срочном улучшении жилищных условий.
Фомина Н.Е., 1929 года рождения, по-прежнему проживает в жилом помещении по адресу: ..., которое в настоящее время в установленном законом порядке признано аварийным и подлежащим сносу.
Фомина Н.Е. жилищные условия не улучшила, иные пригодные для проживания помещения в собственность не приобрела.
Ответчик, уполномоченный на ведение учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории МО ГО «Сыктывкар», принимая решение о снятии Фоминой Н.Е. с учёта, не представил документов- оснований для осуществления снятия Фоминой Н.Е. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе, по стоянию на дату вынесения оспариваемого постановления.
Несмотря на нахождение на учете в с 1978 г. Фомина Н.Е. не была обеспечена жилым помещением.
Нарушенное право подлежит судебной защите.
Суд, с учетом представленных доказательств, приходит к выводу о признании незаконным Постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №..., в части утверждения протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от ** ** ** в части п. 10 о снятии Фоминой Нины Егоровны с учета из списков общей очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 56 ЖК РФ в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
- о возложении на администрацию МО ГО «Сыктывкар обязанности по восстановлению Фомину Нины Егоровны в списке общей очереди на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с датой принятия на учёт ** ** **
Оценка нуждаемости, изменения жилищных условий Фоминой Н.Е. и членов ее семьи возможна при осуществлении перерегистрации лиц, состоящих на учете.
Принятое решение соответствует положениям действующего законодательства, поддерживается судебной практикой (пример Решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от ** ** ** по делу №...; от ** ** ** по делу №...)
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Фоминой Нины Егоровны (...) к администрации МО ГО «Сыктывкар» (...) удовлетворить.
Признать незаконным Постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №..., в части утверждения протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от ** ** ** в части п. 10 о снятии Фоминой Нины Егоровны с учета из списков общей очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 56 ЖК РФ в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар восстановить Фомину Нину Егоровну в списке общей очереди на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с датой принятия на учёт ** ** **
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - О.С. Некрасова
Решение суда принято в окончательной форме 24 мая 2024 года