ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 мая 2023 года город Киров
Нововятский районный суд города Кирова в составе председательствующего судьи Осокина К.В.,
при секретаре Перминовой Е.В.,
с участием представителя истца старшего помощника прокурора Нововятского района г.Кирова Васильевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № (№) по иску прокурора Нововятского района города Кирова к садоводческому некоммерческому товариществу «Яблоневое» о возложении обязанности,
установил:
прокурор Нововятского района города Кирова, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к садоводческому некоммерческому товариществу «Яблоневое» (далее СНТ «Яблоневое») о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующую требованиям п.3 раздела II санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3; в срок до ДД.ММ.ГГГГ заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором АО «Куприт».
В обоснование заявленных требований истец указывает, что прокуратурой района в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об отходах производства и потребления выявлены нарушения закона в деятельности СНТ «Яблоневое», а именно: в нарушение требований действующего законодательства накопление и транспортирование твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) с территории СНТ «Яблоневое» должным образом не организовано, договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором – АО «Куприт» не заключен, места накопления отходов не определены, контейнерная площадка, соответствующая нормативным требованиям, не оборудована. Невыполнение обществом указанных требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды может повлечь за собой наступление негативных последствий, а также приводит к нарушению прав и законных интересов собственников садовых (огородных) земельных участков, так и граждан, посещающих садоводческое общество на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду и безопасные условия проживания.
В судебном заседании старший помощник прокурора Нововятского района города Кирова Васильева Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительных пояснений по иску не имеет, согласна на вынесение заочного решения по делу.
Ответчик СНТ «Яблоневое» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил.
Суд счёл возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, – администрация г.Кирова, явку представителя в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, направила письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что поддерживают исковые требования прокурора, поскольку оборудование мест для контейнерных площадок предусмотрено абзацем 8 пункта 8.3 Правил внешнего благоустройства в МО «Город Киров», утвержденных решением Кировской городской Думы от 27.08.2008 № 19/41.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, – Территориальное управление администрации г.Кирова по Нововятскому району, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, направило письменный отзыв, в котором просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, решение по исковым требованиям оставляет на усмотрение суда.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, – акционерное общество «Куприт», явку представителя в судебное заседание не обеспечило, извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, направило письменный отзыв на исковое заявление, в котором указало, что исковые требования подлежат удовлетворению. СНТ «Яблоневое» несет ответственность за создание и содержание места накопления ТКО. В адрес АО «Куприт», осуществляющего функции регионального оператора в области обращения с твердыми коммунальными отходами, заявки на заключение договора от СНТ «Яблоневое» на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО не поступало. ДД.ММ.ГГГГ АО «Куприт» направил уведомление в адрес СНТ о необходимости заключения такого договора.
Суд, заслушав заместителя прокурора Нововятского района города Кирова, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон от 24.06.1998 № 89) юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии с частью 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Аналогичное положение следует из пункта 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, согласно которому договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1(1) Правил.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (пункт 3 раздела II санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3).
В соответствии с пунктом 6 части 7 статьи 18 Федерального закона от 29.07.2017 № 217- ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям правления товарищества относится принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 3 раздела II правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (п. 4 раздела II правил).
Пунктом 5.4 СП 53.13330.2019. «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения», утвержденного приказом Минстроя России от 14.10.2019 № 618/пр (далее – СП 53.13330.2019), установлено, что территория ведения садоводства состоит, в том числе, из земельных участков общего назначения, к которым относятся земли, занятые площадками и участками объектов имущества общего пользования (включая их санитарно-защитные зоны).
В состав зданий, сооружений общего назначения входят площадки для контейнеров твердых коммунальных отходов (таблица 5.1 пункта 5.5 СП 53.13330.2019.
Пунктом 5.10 СП 53.13330.2019 предусмотрено, что на территории ведения садоводства и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Органические отходы должны утилизироваться на садовых земельных участках. Для не утилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на земельных участках общего назначения должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров твердых коммунальных отходов (по таблице 5.1).
Следовательно, в число обязательных объектов общего имущества садового товарищества входит наличие контейнерной площадки.
В соответствии с пунктом 8.3 Правил внешнего благоустройства в муниципальном образовании «Город Киров», утвержденных решением Кировской городской Думы от 27.08.2008 № 19/41 (далее – Правила внешнего благоустройства), садоводческие товарищества обеспечивают сбор и регулярный вывоз твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями пунктов 3.3 - 3.5 Правил.
Все виды твердых коммунальных отходов должны собираться в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов в специальные мусоросборники (контейнеры, бункеры), которые устанавливаются на специально оборудованных контейнерных площадках в необходимом количестве в соответствии с нормами накопления либо на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов (пункт 3.3 Правил внешнего благоустройства).
Из вышеизложенного следует, что обязанность по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов лежит, в том числе, на садоводческих товариществах.
Как следует из материалов дела, прокуратурой района в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об отходах производства и потребления выявлены нарушения закона в деятельности СНТ «Яблоневое».
В ходе осуществления надзорных мероприятий установлено, что в нарушение требований действующего законодательства накопление и транспортирование твердых коммунальных отходов с территории СНТ «Яблоневое» должным образом не организовано, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором в сфере обращения с ТКО - АО «Куприт» не заключен, места накопления отходов не определены, контейнерная площадка, соответствующая нормативным требованиям, не оборудована. Указанное обстоятельство стороной ответчика не оспаривается.
Данное нарушение создает угрозу наступления негативных последствий, а также приводит к нарушению прав и законных интересов как собственников садовых (огородных) земельных участков, так и граждан, посещающих товарищество на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду и безопасные условия проживания.
Разрешая спор, проанализировав представленные доказательства, с учетом вышеприведенных норм законодательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о возложении на ответчика обязанности в полном объеме, а именно: обязать садоводческое общество в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующую требованиям пункта 3 раздела II санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3; в срок до ДД.ММ.ГГГГ заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором АО «Куприт».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 235-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Нововятского района города Кирова к садоводческому некоммерческому товариществу «Яблоневое» удовлетворить.
Обязать садоводческое некоммерческое товарищество «Яблоневое» (ИНН №) в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующую требованиям п.3 раздела II санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3; в срок до ДД.ММ.ГГГГ заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором АО «Куприт».
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено 29 мая 2023 года.
Судья К.В. Осокин