дело №2-145/2023
Уникальный идентификатор дела
44RS0004-01-2023-000035-55
Мотивированное решение
изготовлено 26 апреля 2023 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Мантурово 19 апреля 2023 года
Мантуровский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Громовой С.А.,
при секретаре Смирновой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Лицей №1 городского округа город Мантурово Костромской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о гражданской обороне,
У С Т А Н О В И Л:
В Мантуровский районный суд обратился Мантуровский межрайонный прокурор Костромской области в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Лицей №1 городского округа город Мантурово Костромской области (далее по тексту - МБОУ Лицей №1) о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о гражданской обороне. В обоснование исковых требований указал, что Мантуровской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о гражданской обороне в деятельности МБОУ Лицей № 1. В ходе проверки установлено, что в здании МБОУ Лицей №1, расположенном по адресу: [адрес], имеется защитное сооружение гражданской обороны(далее по тексту - ЗС ГО), а именно противорадиационное укрытие (далее по тексту ПРУ). Здание по вышеуказанному адресу передано 11.10.2012 года комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации городского округа город Мантурово Костромской области (далее по тексту – КУМИ и ЗР) на праве оперативного управления МБОУ Лицей №1. Комиссией, созданной постановлением администрации г.о.г. Мантурово от 22.06.2021 года №222, 18 ноября 2022 года проведено обследование вышеуказанного ПРУ, о чем составлен соответствующий акт. Комиссией предложено исключить ПРУ из журнала учета ЗС ГО в связи с отсутствием элементов инженерно-технического оборудования, а также отсутствия потребности в укрытии населения. Проверкой, проведенной межрайонной прокуратурой, установлено, что в ПРУ, расположенном в здании МБОУ Лицей № 1 по адресу: [адрес], отсутствует фильтровентиляционное оборудование, автономное электроснабжение, помещение санитарных узлов, тамбур-шлюз, тамбуры, защитно-герметические двери. Восстановление указанного инженерно-технического оборудования экономически нецелесообразно. При этом в течение длительного времени каких-либо мер, направленных на восстановление надлежащего технического состояния указанного защитного сооружения, не принимается. На территории г.о.г. Мантурово организации, отнесенные к первой или второй категории по гражданской обороне, для которых необходимо здание ПРУ, отсутствуют. Таким образом, имеются основания для изменения типа ЗС ГО, расположенного в здании МБОУ Лицей № 1 по адресу: [адрес], с ПРУ на укрытие. Вместе с тем, до настоящего времени руководством МБОУ Лицей № 1 мер к созданию комиссии в целях подготовки документации для изменения типа ЗС ГО, а также подготовке документации для согласования изменения типа ЗС ГО и ее направлению в ГУ МЧС России по Костромской области не принято. Просит суд обязать МБОУ Лицей №1 в срок до 01.06.2023 года принять меры к созданию комиссии в целях подготовки документации для изменения типа ЗС ГО, а также подготовке документации для согласования изменения типа ЗС ГО, а также ее направлению в ГУ МЧС России по Костромской области в отношении противорадиационного укрытия, расположенного по адресу: [адрес].
В судебном заседании прокурор Ларионова Е.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить иск в полном объеме.
Ответчик МБОУ Лицей № 1 в лице директора Зуйковой Т.М. (действующей на основании распоряжения администрации г.о.г.Мантурово о назначении на должность от 21.12.2016 года №360) исковые требования прокурора признала в полном объеме, указав, что изначально в ЕГРН внесены ошибочные сведения о юридическом адресе, в связи с чем в актах обследования ПРУ, расположенного в здании МБОУ Лицей № 1, указан адрес: [адрес], тогда как согласно ЕГРЮЛ юридический адрес МБОУ Лицей № 1: [адрес].
Представитель привлеченных к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора администрации г.о.г.Мантурово и Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации г.о.г. Мантурово Безкровная Е.Ю. (действующая на основании доверенности от 14.03.2023 года б/н, доверенности от 09.01.2023 года б/н) в судебном заседании не возражала на удовлетворении исковых требований.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ГУ МЧС России по Костромской области, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного разбирательства не направило в суд своего представителя, а так же отзыва на исковое заявление или каких либо ходатайств. Третье лицо направило в суд сведения, согласно которых в реестре МЧС России числится ЗС ГО под номером 54305 и, соответственно, имеет инвентарный номер 333-45. Адрес местонахождения, класс ЗС ГО, вместимость, общая площадь, год ввода в эксплуатацию, тип ЗС ГО, сведения о балансодержателе и эксплуатирующей организации, форме собственности имеется в прилагаемых паспорте ЗС ГО и копии акта инвентаризации ЗС ГО за 2018 год (л.д.185-189).
Выслушав прокурора, представителя ответчика и представителя третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в защиту прав граждан неопределенного круга лиц, а также публичных интересов.
Согласно ст. ст. 1, 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
Судом установлено, что Мантуровской межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства о гражданской обороне в деятельности МБОУ Лицей № 1, в ходе которой было установлено, в здании МБОУ Лицей № 1 по адресу: [адрес] расположено защитное сооружение гражданской обороны – противорадиационное убежище.
Обследование защитного сооружения свидетельствует о том, что оно находится в ненадлежащем состоянии, что подтверждается актом о результатах проведения проверки Мантуровской межрайонной прокуратурой от 27.09.2022 года и приложенной к нему фототаблицей (л.д.32, 33-35).
Результаты проверки ответчиком не оспаривались.
Согласно учетной карточки ЗС ГО (противорадиационного укрытия) и инвентаризационной карточки ЗС ГО №44/134, объект расположен по адресу: [адрес] на балансе МБОУ Лицей № 1, имеет общую площадь 500 кв.м., фактическая вместимость 300 человек, дата ввода в эксплуатацию 10.10.1977 года (л.д.25-26,27-28).
Как следует из договора от 11.03.2010 года между комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования г.о.г. Мантурово и МБОУ Лицей № 1, последний принял в пользование на праве оперативного управления имущество, отраженное в балансе, согласно акту передачи к настоящему договору (л.д.9,10-21,22-23)
Согласно свидетельства о государственной регистрации права серия 44-АБ №417752 от 07.10.2010 года муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей № 1 на праве оперативного управления владеет трехэтажным нежилым зданием (подземных этажей – 1) общей площадью 5122 кв.м., инв. № 7310 по адресу: [адрес] (л.д.24).
Как следует из паспорта ПРУ №333-45, расположенного в подвале школы по адресу: [адрес], организация эксплуатирующая помещение: МБОУ Лицей № 1, дата ввода в эксплуатацию 1977 год, вместимость 0,3 тыс. человек, общая площадь 500,0 кв.м., группа укрытия П-5 (л.д.186-187).
Согласно исследованных в судебном заседании акта инвентаризации ЗС ГО на территории г.о. г. Мантурово от 01.09.2017г., акта инвентаризации, оценки содержания и использования ЗС ПРУ инв. №333-45 от 10.10.2018 г., акта обследования объекта от 18.11.2021г., объект, расположенный по адресу: [адрес] является объектом ЗС ГО - ПРУ. Фильтровентиляционное помещение, автономное электроснабжение, помещение санитарных узлов, тамбур-шлюз, тамбуры, защитно-герметические двери отсутствуют, а также отсутствует паспорт защитного сооружения ГО. Вывод комиссии - в связи с отсутствием элементов инженерно-технического оборудования, а также отсутствии в г.о.г.Мантурово потребности в укрытии установленных категорий населения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" ПРУ, расположенное по адресу: [адрес], инвентарный номер 54305 следует снять с учета ЗС ГО – тип ПРУ, исключить из журнала учета ЗС ГО. Перевод ЗС ГО в тип укрытие нецелесообразно (л.д.29, 30-31,188-189).
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О гражданской обороне" организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны: создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
На основании пункта "а" статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту 3 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, производственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, в силу п. 2 которого к объектам гражданской обороны относится убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники и иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
В соответствии с пунктом 10 данного Порядка организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Приказом МЧС России от 15.12.2002 г. N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее Правила), рассчитанные на случаи режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с пунктом 2.1 Правил Учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО.
Согласно пункту 2.3, 2.4 Правил сведения о наличии ЗС ГО представляются в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, где им присваивается инвентарный номер.
Пункт 2.5 Правил предусматривает исчерпывающий перечень оснований для снятия ЗС ГО с учета, а пункты 2.6 - 2.13 Правил регламентируют процедуру снятия объекта с учета в качестве ЗС ГО, делегирующую полномочия по принятию решения специально создаваемой комиссии.
С учетом положения пунктов 2, 8 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 1309 от 29.11.1999 спорное убежище относится к объектам гражданской обороны.
В соответствии с учетной карточкой защитного сооружения, паспорта объекта защитного сооружения, актов инвентаризации и актов обследования объекта подвальное помещение, находящееся по адресу: [адрес] стоит на учете в качестве защитного сооружения гражданской обороны (противорадиационного укрытия), инвентаризационный номер 333-45, документ о переводе ПРУ в статус укрытия отсутствует.
В то же время суд учитывает, что в ходе судебного разбирательства по настоящему делу администрацией городского округа город Мантурово Костромской области 22.03.2023 года вынесено распоряжение №123 «О присвоении адреса объектам недвижимости», согласно которого нежилому зданию с кадастровым номером [№], площадью 5122 кв.м, расположенному по адресу: [адрес] присвоен адрес: [адрес], городской округ [адрес] (л.д.142).
На основании указанного распоряжения в ЕГРН так же внесены изменения, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 19.04.2023 года № КУВИ-001/2023-92624284 (л.д.191-197).
На основании указанных документов суд приходит к выводу, что ЗС ГО – ПРУ состоящее в реестре МЧС России под номером 54305 и, соответственно, имеющее инвентарный номер 333-45. Расположено по адресу: [адрес].
Порядок и процедура снятия защитного сооружения гражданской обороны с учета регламентирован пунктами 2.5 - 2.12 Правил N 583. Вместе с тем спорный объект не снят с учета в порядке, предусмотренном указанными Правилами.
В силу пункта 2.5 Правил защитные сооружения снимаются с учета, в том числе, при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно.
При этом согласно пункту 2.6 данных Правил, в целях подготовки документации для снятия с учета защитных сооружений гражданской обороны создается комиссия решением соответствующего должностного лица, в том числе - руководителем организации.
В полномочия указанной комиссии входит, по итогам рассмотрения документации планируемого к снятию с учета защитного сооружения гражданской обороны, составление акта о снятии его с учета либо принятие решения об отказе в снятии с учета данного защитного сооружения гражданской обороны (пункт 2.8 указанных Правил).
До утверждения акта о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны с прилагаемой документацией направляется на согласование в МЧС России (пункт 2.10 названных Правил). После этого акт о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны утверждается решением соответствующего должностного лица (пункт 2.12 этих же Правил).
Как следует из материалов дела, в настоящее время спорный объект с учета не снят.
Тот факт, что в настоящее время решается вопрос о снятии с учета убежища, однако решение уполномоченной комиссией еще не принято, не освобождает ответчика от исполнения обязанностей по содержанию, обеспечению готовности и использованию данного убежища.
Действующим законодательством (ст. 210 ГК РФ) прямо предусмотрено, что бремя содержания имущества несет его собственник.
Акт инвентаризации ЗС ГО на территории г.о. г. Мантурово от 01.09.2017г., акт инвентаризации, оценки содержания и использования ЗС ПРУ инв. №333-45 от 10.10.2018 г., акт обследования объекта от 18.11.2021г., составленные комиссионно, являются письменными доказательствами, предусмотренными ст.55 ГПК РФ подтверждающими, что ЗС ПРУ, зарегистрированное в реестре МЧС России под номером 54305 инв. №333-45 находится в ненадлежащем состоянии, восстановление которого нецелесообразно.
Непринятие мер по подготовке документации на изменение типа защитного сооружения ГО, нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение возможности укрытия в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя срок для исполнения данной обязанности, суд исходит из характера проведения необходимых процедур, временных затрат, необходимых для их выполнения, полагает достаточным и разумным срок для исполнения решения до 01.09.2023 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области (ИНН 4401011783, ОГРН 1034408615230) - удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей №1 городского округа город Мантурово Костромской области (ИНН 4404002794, ОГРН 1024401633816) в срок до 01.09.2023 года принять меры к созданию комиссии в целях подготовки документации для изменения типа защитного сооружения гражданской обороны, а также подготовке документации для согласования изменения типа защитного сооружения гражданской обороны, а также ее направлению в ГУ МЧС России по Костромской области в отношении противорадиационного укрытия, расположенного по адресу: [адрес].
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: С.А. Громова