Дело № 2-249/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Змиевка Орловской области 18 июля 2023 года
Свердловский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Белозерцевой В.Р.,
при секретаре судебного заседания Поремчук Е.В.,
с участием представителя истца – адвоката Гореловой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Белоусова Н.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на снижение установленного пенсионного возраста и назначении пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Белоусова Н.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области (далее по тексту - ОСФР по Орловской области), в обоснование которого указала, что 02.06.2023 она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении государственной пенсии по старости в связи с постоянным проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Однако, 08.06.2023 решением ОСФР по Орловской области ей было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием права на снижение на 1 год общеустановленного возраста выхода на пенсию в соответствии с нормами ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1224-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Полагает, что ответчик необоснованно не учел при подсчете период её проживания в п. Змиевка Свердловского района Орловской области 05.05.1986, 19.05.1986, 27.05.1986, 11.06.1986 и 21.06.1986.
Просила суд признать за ней право на досрочное назначение пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста на один год в связи с постоянным проживанием в указанные даты на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – в п. Змиевка Свердловского района Орловской области; обязать ответчика назначить ей пенсию по старости на льготных условиях со снижением пенсионного возраста на один год с 02.06.2023.
В судебном заседании представитель истца – адвокат Горелова А.И. исковые требования поддержал в полном объеме, сославшись на приведенные в иске основания.
Представитель ответчика ОСФР по Орловской области Селифанова Е.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, о чем представила письменное заявление, в котором также указала, что ответчик исковые требования не признает по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Из содержания письменных возражений ответчика следует, что постоянное проживание на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом подтверждается регистрацией в паспорте или адресно-справочной информацией, предоставляемой уполномоченными органами Орловской области при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается. При отсутствии в паспорте необходимых сведений о регистрации по месту жительства могут приниматься выписки из домовой (поквартирной) книги, поквартирной карточки, похозяйственной книги. Представленными документами подтвержден период проживания и работы истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 07.06.1993 по 16.02.1995, то есть 1 год 8 месяцев 10 дней, что не дает право на снижение общеустановленного возраста выхода на пенсию.
Выслушав объяснения представителя истца, проверив доводы иска и возражений на него, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
Зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (пункт 5 статьи 10 указанного Федерального закона).
В силу пункта 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом.
Статьей 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Статьей 34 названного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. ��������������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�-�?�?�0�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�???????????????????????????????????????j�?????????J?J?????????????�?�??��?????????J?J??�???????J?J??�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������¤�����?������¤������????????�?�? �?�?????????�???????¤????????�???�????�?????¤??????�?????¤??????�?????¤??????