Дело № 11-40( 2-7/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 августа 2020 года пгт Кумены
Куменский районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Дербенёвой Н.В.,
при секретаре Милковой Е.А.,
с участием истца Штина А.Г.,
представителя ответчика Зориной К.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика КОГУП «Аптечный склад» на решение мирового судьи судебного участка № 21 Куменского судебного района Кировской области от 25.02.2020 г., вынесенное по иску Штина А.Г. к КОГУП «Городская аптека №40», Министерству здравоохранения Кировской области, КОГУП «Аптечный склад» о взыскании затрат, понесенных на приобретение лекарственных препаратов, которым постановлено:
исковые требования Штина А.Г. к КОГУП «Городская аптека №40», Министерству здравоохранения Кировской области и КОГУП «Аптечный склад» о взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов и убытков удовлетворить частично.
Взыскать с КОГУП «Аптечный склад» в пользу Штина А.Г. расходы на приобретение лекарственных препаратов в сумме 833,15 рубля и убытки в сумме 174,50 рубля, а всего 1007,65 рублей.
В удовлетворении остальной части иска Штина А.Г. к КОГУП «Городская аптека №40», Министерству здравоохранения Кировской области и КОГУП «Аптечный склад» о взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов и убытков отказать,
у с т а н о в и л:
Штин А.Г. обратился к мировому судье с иском, первоначально заявляя исковые требования к КОГУП «Городская аптека №40» о взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов в сумме 833, 15 рубля.
В ходе рассмотрения дела мировым судьей к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Министерство здравоохранения Кировской области и КОГУП «Аптечный склад». Истец, с учетом данных обстоятельств, просил о взыскании стоимости лекарственных препаратов и убытков в сумме 185,50 рублей с Министерства здравоохранения Кировской области, считая, что по вине именно этого ответчика он был вынужден ДД.ММ.ГГГГ приобрести в аптеке №51 пгт Кумены (структурном подразделении КОГУП «Городская аптека №40) выписанные ему ДД.ММ.ГГГГ по льготному рецепту (для получения бесплатно) лекарственные препараты (<данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>) за свой счет, израсходовав для этого 833,15 рубля. Данные рецепты в день их предъявления были поставлены в указанной аптеке на отсроченное обслуживание, ввиду отсутствия лекарств. В течение последующих 10 рабочих дней, исходя из графика работы аптеки, работающей ежедневно, лекарства в аптеку не поступили, в связи с чем, он ДД.ММ.ГГГГ был вынужден приобрести их за свой счет, потратив для этого 833,15 рубля. Считает, что Министерство здравоохранения Кировской области, являющееся заказчиком по государственным контрактам на поставку лекарственных препаратов, не выполнило свои обязанности по обеспечению поставки лекарственных препаратов в достаточном количестве, отпускаемых по льготным рецептам. Убытки, заявленные к взысканию, истец мотивирует необходимостью копирования документов при обращении с иском в суд в защиту своих прав и законных интересов.
Мировым судьей постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
Ответчик КОГУП «Аптечный склад», не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение мирового судьи и принять по делу новое решение, отказав истцу в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано следующее. ДД.ММ.ГГГГ льготные рецепты, предъявленные истцом в аптеку №40 пгт.Кумены, на лекарственные препараты «<данные изъяты>» в количестве 1 упаковки; «<данные изъяты> в количестве 1 упаковки и «<данные изъяты>», 600 мг., №, были поставлены на отсроченное обслуживание в виду отсутствия в аптеке данных лекарственных препаратов. В результате действий, предусмотренных распоряжением Министерства здравоохранения Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ № лекарственные препараты по указанным выше рецептам в необходимом количестве были доставлены в аптеку №51 (КОГУП «Городская аптека №40) ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на 9 рабочий день с момента обращения пациента и организации отсроченного обслуживания, т.е. в сроки, установленные п.6 Правил отпуска лекарственных препаратов…, утвержденных приказом Министерства здравоохранения России от 11.07.2017 г. №403 н.
В тот же день, т.е ДД.ММ.ГГГГ, Штин А.Г. был проинформирован о поступлении лекарственных препаратов, однако, от их получения отказался. Выписанные по рецептам лекарственные препараты за свой счет он приобрел ДД.ММ.ГГГГ по своей личной инициативе, в нарушение установленного порядка обеспечения лекарственными препаратами, в пределах сроков, установленных законодательством для организации отсроченного обслуживания льготных рецептов, а потому, как считает ответчик, взыскание расходов на их приобретение является незаконным и необоснованным.
Кроме того, по мнению ответчика- исчисление срока отсроченного обслуживания в календарных днях, равно как и исчисление данного срока по режиму работы аптеки пгт Кумены, которая работает ежедневно, нарушает п.6 Правил отпуска лекарственных препаратов, утвержденных приказом Минздрава России от 11.07.2017 г. №403 н, а также ограничивает возможность по проведению работы в целях обеспечения населения Кировской области льготными лекарственными препаратами в соответствии с порядком, установленными распоряжениями Министерства здравоохранения Кировской области от 03.09.2013 г. №834 и №835 от 03.09.2013 г., поскольку иные участники обеспечения лекарственными препаратами льготных категорий граждан работают в режиме 5-ти дневной рабочей недели с выходными днями – суббота и воскресенье).
Представитель ответчика КОГУП «Городская аптека №40» в отзыве на апелляционную жалобу указал о том, что наличие лекарственных препаратов, выписанных по льготным рецептам Штину А.Г. и поставленных на отстроченное обслуживание ДД.ММ.ГГГГ при предъявлении им рецептов в аптеку, было обеспечено по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. При этом тиоктовая кислота по запросу их аптеки была перераспределена и доставлена из аптеки №115 пгт Нижнеивкино Куменского района. Индапамид был приобретен за счет собственных средств в розничной торговой сети аптеки; метопролол - взят из фондов региональной (вместо федеральной льготы, по которой обеспечивался истец), однако, данный лекарственный препарат был не в той лекарственной форме, в которой он был выписан истцу, т.е. не ретард. От получения данных лекарственных препаратов ДД.ММ.ГГГГ Штин А.Г. отказался, пояснив, что приобрел выписанные ему лекарственные препараты за свой счет ДД.ММ.ГГГГ Лекарственные препараты, выписанные истцу по рецептам, аптечным складом были поставлены в аптеку феврале и марте 2020 г.
Ответчик Министерство здравоохранения Кировской области отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В судебном заседании представитель ответчика КОГУП «Аптечный склад» Зорина К.М. жалобу поддержала, считает, что КОГУП «Аптечный склад» и КОГУП «Городская аптека № 40» обязательства по обеспечению Штина А.Г. лекарственными препаратами по льготным рецептам в установленные законом сроки выполнили.
Истец Штин А.Г. жалобе возражал по изложенным в иске основаниям.
Представители ответчиков КОГУП «Городская аптека №40» и Министерства здравоохранения Кировской области в судебное заседание, о дате, времени и месте которого были своевременно и надлежаще извещены, не явились. Об уважительности причин неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили. При данных обстоятельствах суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие указанных выше лиц.
Изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца, проверив материалы дела в соответствии с правилами статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, указываемых в апелляционной жалобе и возражениях на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно ст.ст.6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, относятся в том числе, инвалиды. В состав набора предоставляемых им социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, социальной защиты населения и в сфере здравоохранения. (п.5 статьи 6.3 ФЗ №178-ФЗ от 17.07.1999 г.)
Во исполнение указанной правовой нормы Министерством здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 г. №328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, согласно п.2.7 которого- в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.
Аналогичное правовое регулирование при отсроченном обслуживании льготных рецептов (на получение лекарственных препаратов бесплатно) установлено п.6 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 11.07.2017 г. №403н в развитие статьи 55 Федерального закона от 12.04.2010 г. №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», которым регулируются отношения, возникающие в связи с обращением (изготовлением, хранением, перевозкой, отпуском, реализацией, передачей, применением) лекарственных средств.
Помимо приведенного законодательства в его дальнейшее правовое развитие в Кировской области приняты и действуют распоряжения Министерства здравоохранения Кировской области от 3.09.2013 г. N 834 «Об организации обеспечения граждан лекарственными препаратами, мед.изделиями» и от 03.09.2013 г. №835 «Об обеспечении отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, мед.изделиями за счет средств областного бюджета», которыми установлен порядок отсроченного обслуживания лекарственными препаратами льготной категории граждан. Согласно данного порядка – в случае отсутствия выписанного лекарственного препарата аптечная организация организует отсроченное обслуживание рецепта в порядке и сроки, установленные законодательством. Учет отсроченных рецептов осуществляется в программном продукте "Льготный учет" и в журнале по установленной форме. Кроме того, пункты отпуска (аптеки) ежедневно с использованием программного продукта "Льготный учет" отправляют в МИАЦ информацию о рецептах, находящихся на отсроченном обслуживании, а МИАЦ ежедневно передает в уполномоченную фармацевтическую организацию (УФО), т.е. в рассматриваемом случае – в КОГУП «Аптечный склад» и еженедельно в Министерство здравоохранения области реестр рецептов, находящихся на отсроченном обслуживании в аптеке. При наличии лекарственных препаратов в других пунктах отпуска аптека и УФО оперативно перераспределяют их между аптечными организациями. Кроме того, на основании ежедневной информации об отсроченных рецептах, получаемой от МИАЦ, УФО обязано принимать меры по отгрузке в аптечные организации лекарственных препаратов по рецептам, находящимся на отсроченном обслуживании. При невозможности поставить необходимые лекарственные препараты в установленные сроки, УФО информирует об этом министерство здравоохранения и аптечную организацию.
На тех же условиях обеспечения отсроченного обслуживания между Министерством здравоохранения и КОГУП «Аптечный склад» были заключены государственные контракты от ДД.ММ.ГГГГ №Ф.2018.673386 и Ф.2018.673327, согласно условий которых и технических заданий к ним, исполнитель (КОГУП «Аптечный склад») обязался оказать услуги по хранению, обработке, доставке в пункты отпуска (аптеки), учету и отпуску по рецептам врача лекарственных препаратов, а также выполнять обязанности по отсроченному обслуживанию в соответствии с порядком, установленным распоряжениями Министерства здравоохранения № и № от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о которых приведены выше в определении суда. Помимо этого, аптечный склад обязан осуществлять информационно-технологическое взаимодействие со всеми участниками, организующими и осуществляющими обеспечение граждан лекарственными препаратами.
Таким образом, поскольку обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ (Министерством здравоохранения Кировской области) с фармацевтическими организациями, то надлежащим ответчиком по делу о компенсации расходов, произведенных гражданином в связи с приобретением необходимых для лечения лекарственных средств, указанных в рецепте, выписанном врачом на бесплатной основе, в случае отсутствия этих лекарственных средств в аптеках, являются соответствующие уполномоченные фармацевтические организации, выигравшие конкурс на заключение этих контрактов на реализацию лекарственных средств, в рассматриваемом случае – это КОГУП «Аптечный склад».
Аптечная организация – КОГУП «Городская аптека №40» в лице структурного подразделения аптеки №51 пгт Кумены, приняв на отсроченное обслуживание лекарственные препараты, выписанные по льготному рецепту Штину А.Г., в соответствии с действующим законодательством и договором на оказание услуг №№ от 09.01.2019 г., заключенным с КОГУП «Аптечный склад», приняла входящие в ее обязанности меры для обеспечения пациента выписанными ему лекарственными препаратами, в том числе, было осуществлено перераспределение лекарственных препаратов между своими структурными подразделениями - тиоктовой кислоты, которая, однако, поступили в аптеку ДД.ММ.ГГГГ, тогда как десятидневный срок обслуживания отсроченного рецепта, с учетом ежедневного режима работы Городской аптеки №40 и аптеки №51 пгт Кумены, истек ДД.ММ.ГГГГ, а потому Штин А.Г. в силу объективных обстоятельств вынужден был ДД.ММ.ГГГГ приобрести выписанные ему препараты за свой счет, в том числе метопролол, перераспределенный аптекой с региональной льготы, но при этом лекарственный препарат имел не ту лекарственную форму, которая была выписана истцу и его замена врачом не производилась, и индапамид, приобретенный из торговой розничной сети аптеки, а не в порядке, установленном законодательством для обеспечения льготными лекарствами льготной категории граждан.
С учетом изложенных обстоятельств нельзя признать надлежащим состоявшееся обеспечение лекарственными препаратами истца, имеющего права на меры социальной помощи, доводы о чем приведены ответчиком –КОГУП «Аптечный склад» в апелляционной жалобе, а потому приобретение истцом ДД.ММ.ГГГГ лекарственных препаратов за свой счет являлось для него вынужденной и жизненно необходимой мерой.
КОГУП «Аптечный склад» каких-либо мер, в том числе в десятидневный срок рабочих дней при установленном для него режиме работы: 5 рабочих дней на 2 выходных дня, для обеспечения льготных рецептов, выписанных истцу, не принял, ограничившись теми мерами, которые были предприняты аптечной организацией. Лекарственные препараты, которые были выписаны истцу, поступили из аптечного склада в аптечную организацию только лишь в феврале и марте 2020 г., т.е. после истечения срока отсроченного обслуживания, в том числе с учетом режима работы КОГУП «Аптечный склад». О невозможности поставить необходимые лекарственные препараты в установленные сроки, УФО не информировало ни Министерство здравоохранения Кировской области, ни аптечную организацию; доказательств обратного, вопреки требований статьи 56 ГПК РФ, не представлено.
При данных обстоятельствах мировым судьей сделан правильный вывод о наличии правовых и фактических оснований для взыскания с ответчика КОГУП «Аптечный склад» в пользу Штина А.Г. затраченных им денежных средств на приобретение жизненно-важных для него лекарственных препаратов на сумму 833,15 рубля.
Ссылки ответчика о том, что аптечная организация должна была осуществить перераспределение лекарственных препаратов при их наличии в других аптечных организациях, суд оценивает критически, поскольку, согласно п.5.5 договора на оказание услуг №№ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между КОГУП «Городская аптека №40» и КОГУП «Аптечный склад» предусмотрено, что перераспределение лекарственных препаратов аптечная организация осуществляет между своими пунктами отпуска (т.е. структурными подразделениями), что и было фактически сделано в рассматриваемом случае (по лекарственному препарату тиоктовая кислота).
Перераспределение же лекарственных препаратов между аптечными организациями одного уровня является обязанностью аптечного склада, что следует из содержания государственных контрактов, заключенных с Министерством здравоохранения Кировской области и указанного выше договора №№ от ДД.ММ.ГГГГ. Иное толкование обязанностей необоснованно освобождало бы Аптечный склад от добросовестного исполнения им государственных контрактов в части отсроченного обслуживания лекарственными препаратами льготной категории граждан, с переложением данных обязанностей на аптечные организации.
Исковые требования в части взыскания убытков мировым судьей разрешены правильно.
Выводы мирового судьи соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, каких-либо нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела мировым судьей не допущено.
Доводы жалобы фактически направлены на переоценку выводов суда и представленных доказательств, но обоснованности этих выводов не опровергают, не свидетельствуют о нарушениях мировым судьей норм материального права, и основаниями для отмены судебного постановления по данному делу не являются.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение мирового судьи подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ответчика – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, суд
определил :
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №21 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 25.02.2020 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░