УИД № 76RS0022-01-2023-004171-55
Дело № 2-397/2024
Изг. 18.04.2024 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Ярославль 21 марта 2024 года
Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Ратехиной В.А.,
при секретаре Сизоненко Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ярославского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области, Федеральной службе исполнения наказаний о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Ярославский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с указанным исковым заявлением к ФКУ «ИК-8 УФСИН России по Ярославской области», УФСИН России по Ярославской области, ФСИН России.
Исковые требования мотивированы тем, что Ярославской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ходе осуществления надзорных полномочий при проверке в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области выявлены нарушения требований законодательства в сфере пожарной безопасности.
Проведенной в июне 2023 г. выездной прокурорской проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства, регламентирующего положения, касающиеся вопросов соблюдения пожарной безопасности, здание храма (церкви), расположенное по адресу: город Ярославль, улица Колышкина, д. 1а, лит. А-О; помещение магазина для лиц из числа спецконтингента, расположенное в здании клуба исправительного учреждения по адресу: город Ярославль, улица Колышкина 1а, лит. А-И, не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Последствием выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности может явиться причинение вреда здоровью сотрудников учреждения и осужденных в результате пожара.
По факту выявленных нарушений закона прокуратурой в адрес начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области 30.06.2023 г. вносилось соответствующее представление для устранения выявленных нарушений. Однако до настоящего времени требования закона в данной сфере администрацией исправительного учреждения должным образом не устранены, в том числе с связи с отсутствием финансовых средств, необходимых для проведения необходимых работ.
Фактическое наличие нарушений подтверждается также справкой о результатах дополнительной совместной проверки, проведенной в феврале 2024 г. специализированной прокуратурой и специалистами ГУ МЧС России по Ярославской области.
Обращение прокурора в суд вызвано непринятием надлежащих мер на протяжении длительного времени по исполнению требований законодательства в области пожарной безопасности, что влечет за собой нарушение прав и законных интересов осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области.
Ссылаясь на указанные фактические обстоятельства, с учетом заявления об уточнении иска истец просил:
1. Обязать ФКУ «ИК-8 УФСИН России по Ярославской области» в течение 6 месяцев после вступления в законную силу решения суда устранить нарушения законодательства в области пожарной безопасности, а именно:
оборудовать системой пожарной сигнализации: здание храма (церкви) исправительного учреждения, расположенное по адресу: г.Ярославль, ул.Колышкина, д. 1а, лит. А-О; помещение магазина для лиц из числа спецконтингента, расположенного в здании клуба исправительного учреждения по адресу: г.Ярославль, ул. Колышкина, д. 1а, лит. А-И;
оборудовать системой оповещения и управления эвакуации людей: здание храма (церкви) исправительного учреждения, расположенное по адресу: г.Ярославль, ул.Колышкина, д. 1а, лит. А-О; помещение магазина для лиц из числа спецконтингента, расположенное в здании клуба исправительного учреждения по адресу: г.Ярославль, ул.Колышкина, д. 1а, лит. А-И.
2. Обязать УФСИН России по Ярославской области и ФСИН России при недостаточности у ФКУ «ИК-8 УФСИН России по Ярославской области» необходимых денежных средств обеспечить финансирование мероприятий по устранению федерального законодательства.
Протокольным определением суда к участию в деле привлечено ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Ярославской области.
В судебном заседании старший помощник Ярославского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ярославской области Кузьмич А.С. поддержал уточненные исковые требования, дал пояснения согласно заявленному, в том числе по дополнительным доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 105-107), не возражал продлить срок устранения нарушения требований законодательства до 31.12.2024 г.
Представитель ответчиков ФКУ «ИК-8 УФСИН России по Ярославской области», ФСИН России, УФСИН России по Ярославской области Кузьмина С.В., действующая на основании доверенностей, не оспаривала обстоятельства, на которых истец основывал свои требования, в том числе необходимость выполнения соответствующих работ, одновременно просила продлить срок устранения нарушения требований законодательства до 31.12.2024 г. Полагала, что оснований для удовлетворения иска в части требований об обязании УФСИН России по Ярославской области и ФСИН России при недостаточности у ФКУ «ИК-8 УФСИН России по Ярославской области» необходимых денежных средств обеспечить финансирование мероприятий по устранению федерального законодательства не имеется /(л.д. 30-37, 48-53).
Иные лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
Согласно ч. 6 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на охрану здоровья.
В силу п. 4 ст.13 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 г. № 5473-1 обеспечивать охрану здоровья осужденных - одна из обязанностей уголовно-исполнительной системы. Поэтому выполнение норм, направленных на охрану здоровья, создание необходимых материально-технических и иных средств обеспечения охраны здоровья осужденных, является важнейшим направлением деятельности персонала исправительных учреждений.
Положениями ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» определено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
По правовому смыслу вышеуказанной статьи Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. нарушением требований пожарной безопасности являются невыполнение либо ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно предписаниям ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994г. руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; осуществлять непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 г. № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 1, 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Автоматические установки пожаротушения должны быть обеспечены: расчетным количеством огнетушащего вещества, достаточным для ликвидации пожара в защищаемом помещении, здании или сооружении; устройством для контроля работоспособности установки; устройством для оповещения людей о пожаре, а также дежурного персонала и (или) подразделения пожарной охраны о месте его возникновения; устройством для задержки подачи газовых и порошковых огнетушащих веществ на время, необходимое для эвакуации людей из помещения пожара; устройством для ручного пуска установки пожаротушения, за исключением установок пожаротушения, оборудованных оросителями (распылителями), оснащенными замками, срабатывающими от воздействия опасных факторов пожара.
Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Из материалов дела усматривается, что Ярославской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ходе осуществления надзорных полномочий при проверке в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области выявлены нарушения требований законодательства в сфере пожарной безопасности.
Проведенной в июне 2023 г. выездной прокурорской проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства, регламентирующего положения, касающиеся вопросов соблюдения пожарной безопасности, здание храма (церкви), расположенное по адресу: город Ярославль, улица Колышкина, д. 1а, лит. А-О; помещение магазина для лиц из числа спецконтингента, расположенное в здании клуба исправительного учреждения по адресу: город Ярославль, улица Колышкина 1а, лит. А-И, в нарушение п. 4.3, п. 4.4, п. 48 таблица 3 СП 486. 1311500.2020, ч. 1 п. 1 ст. 84 Федерального закона № 123-ФЗ; раз. 7 таб. 2 СП 3.13130.2009 не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами проверки, не отрицаются ответчиком.
Последствием выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности может явиться причинение вреда здоровью сотрудников учреждения и осужденных в результате пожара.
По факту выявленных нарушений закона прокуратурой в адрес начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области 30.06.2023 г. вносилось соответствующее представление для устранения выявленных нарушений. Однако до настоящего времени требования закона в данной сфере администрацией исправительного учреждения должным образом не устранены, в том числе с связи с отсутствием финансовых средств, необходимых для проведения необходимых работ.
Фактическое наличие нарушений подтверждается также справкой о результатах дополнительной совместной проверки, проведенной в феврале 2024 г. специализированной прокуратурой и специалистами ГУ МЧС России по Ярославской области.
Обращение прокурора в суд вызвано непринятием надлежащих мер на протяжении длительного времени по исполнению требований законодательства в области пожарной безопасности, что влечет за собой нарушение прав и законных интересов осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области.
Суд, учитывая объем работ, которые необходимо провести для устранения нарушений пожарной безопасности, принцип разумности, баланс интересов сторон, приходит к выводу об установления срока для устранения нарушений до 31.12.2024 г.
Разрешая исковые требования, заявленные к УФСИН России по Ярославской области, ФСИН России, об обязании при недостаточности у ФКУ «ИК-8 УФСИН России по Ярославской области» необходимых денежных средств обеспечить финансирование мероприятий по устранению федерального законодательства, суд приходит к следующему.
Согласно п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. N 1314, ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
При этом понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Возложение на ФСИН России обязанности организовать финансовое обеспечение расходов устранения нарушений требований пожарной безопасности является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.
В связи с вышеизложенным требования к ФСИН России, а также к УФСИН России по Ярославской области как территориальному органу ФСИН России удовлетворению не подлежат.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений. Суд считает, что истец предоставил суду доказательства законности и обоснованности своих исковых требований в пределах удовлетворенных.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования исполняющего обязанности Ярославского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области» (ИНН 7603013926) удовлетворить.
Обязать ФКУ «ИК-8 УФСИН России по Ярославской области» в срок до 31.12.2024 г. устранить нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности, а именно:
оборудовать системой пожарной сигнализации: здание храма (церкви) ФКУ «ИК-8 УФСИН России по Ярославской области», расположенное по адресу: г.Ярославль, ул.Колышкина, д. 1а, лит. А-О; помещение магазина для лиц из числа спецконтингента, расположенного в здании клуба исправительного учреждения по адресу: г.Ярославль, ул. Колышкина, д.1а, лит. А-И;
оборудовать системой оповещения и управления эвакуации людей: здание храма (церкви) ФКУ «ИК-8 УФСИН России по Ярославской области», расположенное по адресу: город Ярославль, ул.Колышкина, д. 1а, лит. А-О; помещение магазина для лиц из числа спецконтингента, расположенное в здании клуба исправительного учреждения по адресу: г.Ярославль, ул. Колышкина, д. 1а, лит. А-И.
В удовлетворении требований исполняющего обязанности Ярославского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ярославской области (ИНН 7604014792), Федеральной службе исполнения наказаний (ИНН 7706562710) отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд г.Ярославля в течение месяца со дня его вынесения.
Судья В.А. Ратехина