Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-397/2024 (2-3768/2023;) ~ М-3385/2023 от 11.12.2023

УИД № 76RS0022-01-2023-004171-55

Дело № 2-397/2024

Изг. 18.04.2024 г.

                                

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Ярославль 21 марта 2024 года

Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Ратехиной В.А.,

при секретаре Сизоненко Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ярославского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области, Федеральной службе исполнения наказаний о возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Ярославский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с указанным исковым заявлением к ФКУ «ИК-8 УФСИН России по Ярославской области», УФСИН России по Ярославской области, ФСИН России.

Исковые требования мотивированы тем, что Ярославской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ходе осуществления надзорных полномочий при проверке в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области выявлены нарушения требований законодательства в сфере пожарной безопасности.

Проведенной в июне 2023 г. выездной прокурорской проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства, регламентирующего положения, касающиеся вопросов соблюдения пожарной безопасности, здание храма (церкви), расположенное по адресу: город Ярославль, улица Колышкина, д. 1а, лит. А-О; помещение магазина для лиц из числа спецконтингента, расположенное в здании клуба исправительного учреждения по адресу: город Ярославль, улица Колышкина 1а, лит. А-И, не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Последствием выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности может явиться причинение вреда здоровью сотрудников учреждения и осужденных в результате пожара.

По факту выявленных нарушений закона прокуратурой в адрес начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области 30.06.2023 г. вносилось соответствующее представление для устранения выявленных нарушений. Однако до настоящего времени требования закона в данной сфере администрацией исправительного учреждения должным образом не устранены, в том числе с связи с отсутствием финансовых средств, необходимых для проведения необходимых работ.

Фактическое наличие нарушений подтверждается также справкой о результатах дополнительной совместной проверки, проведенной в феврале 2024 г. специализированной прокуратурой и специалистами ГУ МЧС России по Ярославской области.

Обращение прокурора в суд вызвано непринятием надлежащих мер на протяжении длительного времени по исполнению требований законодательства в области пожарной безопасности, что влечет за собой нарушение прав и законных интересов осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области.

Ссылаясь на указанные фактические обстоятельства, с учетом заявления об уточнении иска истец просил:

1. Обязать ФКУ «ИК-8 УФСИН России по Ярославской области» в течение 6 месяцев после вступления в законную силу решения суда устранить нарушения законодательства в области пожарной безопасности, а именно:

оборудовать системой пожарной сигнализации: здание храма (церкви) исправительного учреждения, расположенное по адресу: г.Ярославль, ул.Колышкина, д. 1а, лит. А-О; помещение магазина для лиц из числа спецконтингента, расположенного в здании клуба исправительного учреждения по адресу: г.Ярославль, ул. Колышкина, д. 1а, лит. А-И;

оборудовать системой оповещения и управления эвакуации людей: здание храма (церкви) исправительного учреждения, расположенное по адресу: г.Ярославль, ул.Колышкина, д. 1а, лит. А-О; помещение магазина для лиц из числа спецконтингента, расположенное в здании клуба исправительного учреждения по адресу: г.Ярославль, ул.Колышкина, д. 1а, лит. А-И.

2.    Обязать УФСИН России по Ярославской области и ФСИН России при недостаточности у ФКУ «ИК-8 УФСИН России по Ярославской области» необходимых денежных средств обеспечить финансирование мероприятий по устранению федерального законодательства.

Протокольным определением суда к участию в деле привлечено ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Ярославской области.

В судебном заседании старший помощник Ярославского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ярославской области Кузьмич А.С. поддержал уточненные исковые требования, дал пояснения согласно заявленному, в том числе по дополнительным доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 105-107), не возражал продлить срок устранения нарушения требований законодательства до 31.12.2024 г.

Представитель ответчиков ФКУ «ИК-8 УФСИН России по Ярославской области», ФСИН России, УФСИН России по Ярославской области Кузьмина С.В., действующая на основании доверенностей, не оспаривала обстоятельства, на которых истец основывал свои требования, в том числе необходимость выполнения соответствующих работ, одновременно просила продлить срок устранения нарушения требований законодательства до 31.12.2024 г. Полагала, что оснований для удовлетворения иска в части требований об обязании УФСИН России по Ярославской области и ФСИН России при недостаточности у ФКУ «ИК-8 УФСИН России по Ярославской области» необходимых денежных средств обеспечить финансирование мероприятий по устранению федерального законодательства не имеется /(л.д. 30-37, 48-53).

Иные лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

Согласно ч. 6 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на охрану здоровья.

В силу п. 4 ст.13 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 г. № 5473-1 обеспечивать охрану здоровья осужденных - одна из обязанностей уголовно-исполнительной системы. Поэтому выполнение норм, направленных на охрану здоровья, создание необходимых материально-технических и иных средств обеспечения охраны здоровья осужденных, является важнейшим направлением деятельности персонала исправительных учреждений.

Положениями ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» определено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

По правовому смыслу вышеуказанной статьи Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. нарушением требований пожарной безопасности являются невыполнение либо ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно предписаниям ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994г. руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; осуществлять непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 г. № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч. 1, 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Автоматические установки пожаротушения должны быть обеспечены: расчетным количеством огнетушащего вещества, достаточным для ликвидации пожара в защищаемом помещении, здании или сооружении; устройством для контроля работоспособности установки; устройством для оповещения людей о пожаре, а также дежурного персонала и (или) подразделения пожарной охраны о месте его возникновения; устройством для задержки подачи газовых и порошковых огнетушащих веществ на время, необходимое для эвакуации людей из помещения пожара; устройством для ручного пуска установки пожаротушения, за исключением установок пожаротушения, оборудованных оросителями (распылителями), оснащенными замками, срабатывающими от воздействия опасных факторов пожара.

Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

Из материалов дела усматривается, что Ярославской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ходе осуществления надзорных полномочий при проверке в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области выявлены нарушения требований законодательства в сфере пожарной безопасности.

Проведенной в июне 2023 г. выездной прокурорской проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства, регламентирующего положения, касающиеся вопросов соблюдения пожарной безопасности, здание храма (церкви), расположенное по адресу: город Ярославль, улица Колышкина, д. 1а, лит. А-О; помещение магазина для лиц из числа спецконтингента, расположенное в здании клуба исправительного учреждения по адресу: город Ярославль, улица Колышкина 1а, лит. А-И, в нарушение п. 4.3, п. 4.4, п. 48 таблица 3 СП 486. 1311500.2020, ч. 1 п. 1 ст. 84 Федерального закона № 123-ФЗ; раз. 7 таб. 2 СП 3.13130.2009 не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами проверки, не отрицаются ответчиком.

Последствием выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности может явиться причинение вреда здоровью сотрудников учреждения и осужденных в результате пожара.

По факту выявленных нарушений закона прокуратурой в адрес начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области 30.06.2023 г. вносилось соответствующее представление для устранения выявленных нарушений. Однако до настоящего времени требования закона в данной сфере администрацией исправительного учреждения должным образом не устранены, в том числе с связи с отсутствием финансовых средств, необходимых для проведения необходимых работ.

Фактическое наличие нарушений подтверждается также справкой о результатах дополнительной совместной проверки, проведенной в феврале 2024 г. специализированной прокуратурой и специалистами ГУ МЧС России по Ярославской области.

Обращение прокурора в суд вызвано непринятием надлежащих мер на протяжении длительного времени по исполнению требований законодательства в области пожарной безопасности, что влечет за собой нарушение прав и законных интересов осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области.

Суд, учитывая объем работ, которые необходимо провести для устранения нарушений пожарной безопасности, принцип разумности, баланс интересов сторон, приходит к выводу об установления срока для устранения нарушений до 31.12.2024 г.

Разрешая исковые требования, заявленные к УФСИН России по Ярославской области, ФСИН России, об обязании при недостаточности у ФКУ «ИК-8 УФСИН России по Ярославской области» необходимых денежных средств обеспечить финансирование мероприятий по устранению федерального законодательства, суд приходит к следующему.

Согласно п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. N 1314, ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

При этом понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Возложение на ФСИН России обязанности организовать финансовое обеспечение расходов устранения нарушений требований пожарной безопасности является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.

В связи с вышеизложенным требования к ФСИН России, а также к УФСИН России по Ярославской области как территориальному органу ФСИН России удовлетворению не подлежат.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений. Суд считает, что истец предоставил суду доказательства законности и обоснованности своих исковых требований в пределах удовлетворенных.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования исполняющего обязанности Ярославского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области» (ИНН 7603013926) удовлетворить.

Обязать ФКУ «ИК-8 УФСИН России по Ярославской области» в срок до 31.12.2024 г. устранить нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности, а именно:

оборудовать системой пожарной сигнализации: здание храма (церкви) ФКУ «ИК-8 УФСИН России по Ярославской области», расположенное по адресу: г.Ярославль, ул.Колышкина, д. 1а, лит. А-О; помещение магазина для лиц из числа спецконтингента, расположенного в здании клуба исправительного учреждения по адресу: г.Ярославль, ул. Колышкина, д.1а, лит. А-И;

оборудовать системой оповещения и управления эвакуации людей: здание храма (церкви) ФКУ «ИК-8 УФСИН России по Ярославской области», расположенное по адресу: город Ярославль, ул.Колышкина, д. 1а, лит. А-О; помещение магазина для лиц из числа спецконтингента, расположенное в здании клуба исправительного учреждения по адресу: г.Ярославль, ул. Колышкина, д. 1а, лит. А-И.

В удовлетворении требований исполняющего обязанности Ярославского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ярославской области (ИНН 7604014792), Федеральной службе исполнения наказаний (ИНН 7706562710) отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд г.Ярославля в течение месяца со дня его вынесения.

Судья     В.А. Ратехина

2-397/2024 (2-3768/2023;) ~ М-3385/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ярославский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях
Ответчики
ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области
Федеральная служба исполнения наказаний РФ
Другие
ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по ЯО
Суд
Заволжский районный суд г. Ярославля
Судья
Ратехина Виктория Алексеевна
Дело на сайте суда
zavolzhsky--jrs.sudrf.ru
11.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.12.2023Передача материалов судье
18.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.01.2024Судебное заседание
20.02.2024Судебное заседание
21.03.2024Судебное заседание
18.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.05.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее