Дело № 2-1232/2023 <данные изъяты>
УИД 74RS0037-01-2023-000811-78
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Сатка 23 мая 2023 года
Саткинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Патраковой Е.Б.,
при секретаре Барановой М.А.,
с участием прокурора Соловьевой Е.Г.,
с участием представителя ответчика Савиной Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Саткинского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (в том числе несовершеннолетних) к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» о понуждении к исполнению закона,
У С Т А Н О В И Л:
Саткинский городской прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (несовершеннолетних) обратился в суд с иском к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» (далее по тексту МАОУ «СОШ №») о понуждении к исполнению закона. Просит возложить обязанность на МАОУ «СОШ №» заменить линолеумное покрытие полов в кабинетах №, №; демонтировать светильники в кабинетах №; устранить повреждения откосов оконного блока лестничного марша между 3 и 4 этажами; вывести из эксплуатации и списать систему противопожарной защиты, достигшую предельного срока службы (более 10 лет), монтировать новую систему автоматической пожарной сигнализации; установить турникеты с шириной прохода не менее 1,2 метра; оборудовать помещение спортивного зала автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В обоснование своих требований указал, что Саткинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологических требований и требований пожарной безопасности. Установлено, что в МАОУ «СОШ №», что образовательным учреждением требования закона выполняются не в полной мере, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия пребывания в образовательных учреждениях для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних учащихся.
В судебном заседании прокурор настаивала на исковых требованиях в полном объеме, полагала возможным установить срок для исполнения требований пожарной безопасности до ДД.ММ.ГГГГ, для исполнения санитарно-эпидемиологических требований до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика МАОУ «СОШ №»Савина Е.П. в судебном заседании просила установить срок для исполнения требований прокурора до ДД.ММ.ГГГГ.
Представители третьего лица Муниципального казенного учреждения «Управление образования» Саткинского муниципального района, Администрации Саткинского муниципального района в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания надлежаще извещены.
Выслушав доводы прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковое заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 34 Федерального закона N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся имеют право на охрану жизни и здоровья.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно статье 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п. 2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на организации всех форм собственности возложена обязанность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Как следует из ст. 8 указанного Федерального закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
На основании ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в дальнейшем - ФЗ «О пожарной безопасности») граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
В силу ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; а также несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п. 12 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является минимизация последствий проявлений терроризма.
Невыполнение требований по обеспечению пожарной безопасности влечет снижение уровня антитеррористической защищенности объекта и в случае совершения в его помещениях преступлений террористической направленности (террористический акт, захват заложника и др.), может повлечь значительное увеличение потенциального количества пострадавших от террористического акта людей, степени тяжести вреда, причиненного их здоровью, а также размера причиненного материального ущерба, т.к. создает препятствия эффективного и оперативного осуществления мероприятий по ликвидации последствий террористических актов.
В судебном заседании установлено, что МАОУ «СОШ №» является юридическим лицом, созданным для осуществления образовательной деятельности. В учреждении в рабочие дни находится неопределенный круг сотрудников учреждения и несовершеннолетних учащихся (воспитанников).
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №» осуществляет деятельность на основании лицензии на право оказания образовательных услуг с регистрационным номером №, выданной ДД.ММ.ГГГГ Министерством образования и науки <адрес>.
Пунктами 1.3, 1.6 Устава МАОУ «СОШ №» предусмотрено, что учреждение является автономным, учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование «Саткинский муниципальный район» в лице администрации Саткинского муниципального района. Полномочия учредителя учреждения осуществляет МКУ «Управление образования» Саткинского муниципального района.
В нарушение указанных требований закона на момент проверки в МАОУ «СОШ №» в нарушение п. 2.5.2 санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20); в нарушение п.п. 2.8.5, 2.8.9 санитарных правил СП 2.4.3648-20 в кабинетах № линолеумное покрытие полов имеет дефекты и повреждения, что препятствует проведению качественной влажной уборки и дезинфекции, в кабинетах № используются светильники устаревшего образца (лампы накаливания); в нарушение п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20 оконный блок лестничного марша между 3 и 4 этажами имеет повреждение откосов; система противопожарной защиты, достигла предельного срока службы (более 10 лет), в нарушение абз. «а» п. 27 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее - Постановление № 1479 на входе в учреждение установлены турникеты с шириной прохода 0,6 метра; в нарушение п. 1 табл. А1 прил. А к СП 484.1311500.2020 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования" Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 помещение спортивного зала не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, что свидетельствует о неисполнении учреждением требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических требований, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия пребывания в образовательных учреждениях для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних учащихся.
Кроме того, существующая на объекте система противопожарной защиты, достигшая предельного срока службы, отсутствие в помещении спортивного зала автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, находящихся в общеобразовательном учреждении, в том числе детей, нарушая их право на получение образования в условиях, отвечающих требованиям пожарной безопасности.
Учитывая, что монтаж и замена АПС и СОУЭ в здании МАОУ «СОШ №» требует значительного вложения денежных средств, что подтверждается предоставленным представителем ответчика сметным расчетом №,с учетом мнения сторон, суд считает возможным установить срок для исполнения требований пожарной безопасности до ДД.ММ.ГГГГ, для исполнения санитарно-эпидемиологических требований до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Саткинского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (в том числе несовершеннолетних) удовлетворить.
Возложить на Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» обязанность
заменить линолеумное покрытие полов в кабинетах №; демонтировать светильники в кабинетах №; устранить повреждения откосов оконного блока лестничного марша между 3 и 4 этажами; установить турникеты с шириной прохода не менее 1,2 метра в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
вывести из эксплуатации и списать систему противопожарной защиты, достигшую предельного срока службы (более 10 лет), монтировать новую систему автоматической пожарной сигнализации; оборудовать помещение спортивного зала автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Саткинский городской суд.
Председательствующий (подпись) Патракова Е.Б.
Мотивированное решение изготовлено 29 мая 2023 года.
Копия верна.
Судья Патракова Е.Б.
Секретарь Баранова М.А.