Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 мая 2023 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Саая В.О., при секретаре Халааран Ш.Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО7 к Министерству образования Республики Тыва о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
с участием истца ФИО6 и его представителя по устному заявлению ФИО4,
установил:
истец обратился в суд к ответчику с иском о предоставлении жилого помещения, указывая на то, что он является сиротой и воспитывался опекуном - тетей. Истец поставлен на льготную очередь с ДД.ММ.ГГГГ и в настоящее время находится под №. Истцу негде жить, снимает квартиру, имеет семью с тремя несовершеннолетними детьми.
Просит обязать Министерство образования Республики Тыва предоставить ФИО8 квартиру по договору социального найма по категории «ребенок-сирота» за счет средств федерального бюджета на территории <адрес>.
В судебном заседании истец и его представитель по устному ходатайству ФИО4 поддержали иск, просили его удовлетворить, уточнив, что не возражают против предоставления жилья на территории постановки на учет – <адрес>.
Представитель ответчика не явился, извещен надлежащим образом.
Суд рассматривает дело без участия неявившегося лица на основании ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав сторону истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 3 и п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Аналогичные положения установлены статьей 8 Закона Республики Тыва от 26.11.2004 г. N 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей", согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по реализации государственной политики в отношении семьи и детей (далее - уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва), на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном статьей 8.3 настоящего Закона, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 10.07.2013 N 414 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Тыва по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва" Министерство труда и социальной политики Республики Тыва определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва.
Постановлениями Правительства Республики Тыва от 18 мая 2022 № 290 и 291 внесены изменения в положения Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, Министерство образования Республики Тыва.
Министерству образования Республики Тыва переданы полномочия - предоставлять в установленном порядке жилые помещения, предназначенные для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящие в состав специализированного жилищного фонда (п.51 раздела III), формировать список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва (п.52 раздела III).
Согласно свидетельству №, выданному ДД.ММ.ГГГГ, ФИО9 родился ДД.ММ.ГГГГ, о чём составлена запись акта №. Отцом указан ФИО10, матерью указана ФИО11.
Согласно свидетельству №. выданному ДД.ММ.ГГГГ, ФИО12. ДД.ММ.ГГГГ г.р., умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чём составлена запись акта №.
Решением федерального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО13 лишен родительских прав в отношении малолетнего ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Постановлением председателя администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 назначена попечителем над несовершеннолетним ФИО15.
Согласно регистрационно-контрольной карточке, выданной ДД.ММ.ГГГГ, ФИО16 поставлен на учет с ДД.ММ.ГГГГ в категории сирота, оставшийся без попечения родителей. На момент ДД.ММ.ГГГГ года под №.
Согласно ответу Министерства образования Республики Тыва № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ г.р., состоит в утвержденном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ под №.
Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ №, в ЕГРН не имеется сведений о правах собственности ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на объекты недвижимости на территории Российской Федерации.
Таким образом, установлено, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот, и имеет право на предоставление жилого помещения, однако на день рассмотрения дела жилое помещение не предоставлено.
Из содержания приведенных выше норм закона следует, что действующее законодательство не ставит предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимость от каких-либо условий, в том числе от времени постановки на учет такого лица, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также от иных условий.
Объективная нуждаемость истца в жилье ввиду отсутствия в пользовании жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма подтверждается материалами дела, и сведений, опровергающих это обстоятельство, ответчиком не приводится. При этом право истца на обеспечение жилым помещением на законном основании не оспаривается.
Таким образом, поскольку истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам специализированного найма жилых помещений, жильем не обеспечен, поставлен на учет на территории <адрес> в установленном порядке, то требование о предоставлении жилого помещения на условиях договора специализированного найма подлежит удовлетворению.
Жилое помещение необходимо предоставить на территории <адрес> на условиях договора найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным, гигиеническим требованиям и техническим нормам, не ниже нормы предоставления применительно к условиям населенного пункта, в котором оно предоставляется.
Положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также принятые во исполнение указанного закона законы Республики Тыва, не содержат указания на срок, в течение которого жилое помещение должно быть предоставлено названной категории граждан, что означает, что оно должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего права. При этом, учитывается, что реализация права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилого помещения не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств на приобретение жилья, наличия либо отсутствия иных лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
В целях обеспечения реального исполнения решения суд устанавливает срок его исполнения - в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление ФИО19 к Министерству образования Республики Тыва о возложении обязанности предоставить жилое помещение удовлетворить.
Обязать Министерство образования Республики Тыва (ИНН 1701048891) предоставить ФИО20 жилое помещение на территории <адрес> на условиях договора найма специализированного жилого помещения, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным, гигиеническим требованиям и техническим нормам, не ниже нормы предоставления применительно к условиям населенного пункта, в котором оно предоставляется, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва.
Мотивированное решение составлено 07 июня 2023 года.
Судья В.О. Саая