УИД 78RS0006-01-2020-003690-17
Дело № 2-4299/20 21 декабря 2020 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Немченко А.С.,
при секретаре Зуевой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Санкт-Петербургскому государственному автономному учреждению «Центр занятости населения Санкт-Петербурга» об обязании совершить определенные действия, взыскании пособия по безработице, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Санкт-Петербургскому государственному автономному учреждению «Центр занятости населения Санкт-Петербурга» (далее – СПб ГАУ ЦЗН»), в котором просила признать факт нарушения ответчиком положений, установленных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными», положений, введенных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и приостановлении действия отдельных положений Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными»; обязать ответчика внести истца в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения со дня подачи заявления в электронной форме - ДД.ММ.ГГГГ.; установить дату ДД.ММ.ГГГГ. - датой постановки истца на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы (на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 3 Временных правил); установить дату ДД.ММ.ГГГГ. – датой принятия решения о признании истца безработной, присвоение статуса безработного (в соответствии с пунктом 8 Временных правил); установить дату ДД.ММ.ГГГГ. - датой принятия решения о назначении истца пособия по безработице (в соответствии с пунктом 11 Временных правил); произвести начисление ФИО1 пособия по безработице с № дня признания безработной - с ДД.ММ.ГГГГ. (в соответствии с пунктом 12 Временных правил); взыскать с ответчика в пользу ФИО1 пособие по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ про ДД.ММ.ГГГГ в размере 12130 руб. – за каждый месяц (в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), судебные расходы в размере 1055,80 руб., компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.
В обоснование заявленных требований истец указала, что отсутствие справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы с учетом конституционного-правового смысла положений пунктом 1, 2 ст. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в РФ», выявленного Конституционным Судом РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №, не могло являться основанием для отказа ответчиком в регистрации истца в целях поиска подходящей работы в качестве безработного, признании его безработным, а также в начислении и выплате истцу пособия по безработице, что нарушило права истца.
Истец ФИО1 в судебное заседание явилась, требования заявленного иска поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО2 в судебное заседание явился, против удовлетворения заявленного иска возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Изучив представленные материалы, суд на основании оценки имеющихся доказательств полагает требования иска не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировалась на портале <адрес> где прикрепила электронные копии следующих документов: паспорт, заявление о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, трудовую книжку, документ об образовании, реквизиты банковской карты.
ДД.ММ.ГГГГ специалистом АЗН <адрес>, истице сообщено о необходимости предоставить справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), поскольку данные сведения влияют на размер и продолжительность выплаты пособия по безработице.
Согласно записи в трудовой книжке ФИО1 уволена с последнего места работы ДД.ММ.ГГГГ, т.е. относится к категории граждан, «стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва», не относится.
Согласно п. 2, ст. 3 Закона Рр от ДД.ММ.ГГГГ. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации» решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы).
Как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе законодательное закрепление перечня документов, при представлении которых гражданин, зарегистрированный в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, должен быть признан безработным, не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя, поскольку является элементом правового механизма социальной защиты от безработицы, и в силу этого не может рассматриваться ни как нарушение права граждан на защиту от безработицы, закрепленного статьей 37 (часть 3).
Конституции Российской Федерации, ни как умаление государственных гарантий его реализации. Вместе с тем, формируя такой перечень, федеральный законодатель должен принимать во внимание целевое назначение включаемых в него документов и исходить из того, что их истребование от граждан может быть оправдано исключительно необходимостью надлежащего осуществления органами службы занятости возложенных на них функций по предоставлению безработным гражданам мер государственной поддержки в области содействия занятости и не должно создавать необоснованных затруднений в реализации их права на защиту от безработицы (постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 24-П и от ДД.ММ.ГГГГ N 31-П).
Требование о представлении таким гражданином справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы обусловлено целью обеспечения подбора гражданину подходящей работы.
Кроме того, справка о среднем заработке необходима для определения размеров пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости (пункт 1 статьи 29, пункт 1 статьи 30, пункт 1 статьи 33 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Таким образом, закрепленный в пункте 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" перечень документов имеет универсальный характер, т.е. распространяется на все категории граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, вне зависимости от факта осуществления ими до обращения в органы службы занятости трудовой или иной общественно полезной деятельности, давности прекращения и характера этой деятельности, и не может расцениваться как нарушающий права истца.
В соответствии со ст. 62 Трудового кодекса РФ по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется) в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется); справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.
Заявление о предоставлении необходимых документов истец вправе направить работодателю, в том числе по электронной почте.
Таким образом, в целях получения пособия по безработице истцу необходимо было представить справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, которую она могла получить у работодателя не позднее трех рабочих дней со дня обращения.
Ссылка истца на Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 460, которым утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, не может быть принята во внимание, поскольку, как следует из искового заявления и подтверждено ответчиком в ходе судебного разбирательства, ФИО1 направила заявление на портал службы занятости населения – в государственное автономное учреждение СПб «Центр занятости населения» (ГАУ СПб.ЦЗН).
Согласно представленному в материалы дела ответу Агентства занятости населения Кировского района Санкт-Петербурга № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 зарегистрировалась на портале Службы занятости Санкт-Петербурга <адрес>, и направила пакет документов в электронном виде.
Между тем, для получения государственной услуги в соответствии с Временными правилами истцу необходимо было заполнить заявление в электронной форме в личном кабинете информационно-аналитической системы "Общероссийская база вакансий "Работа в России" либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Так, в соответствии с пунктом 2 Временных Правил, регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме):
- заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ имелось два способа для постановки на учет в целях признания безработным:
- на портале "Работа в России" без предоставления копий документов, при этом запрос на получение сведений о трудовой деятельности направлялся в Пенсионный фонд РФ автоматически,
- на портале Службы занятости Санкт-Петербурга <адрес>
Из материалов дела следует, что истец зарегистрировалась на портале Службы занятости Санкт-Петербурга <адрес>, в связи с чем для предоставления государственной услуги ей необходимо было представить полный комплект документов, в том числе и справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.
То обстоятельство, что вышеуказанная справка была получена ФИО1 после обращения с настоящим иском в суд, не свидетельствует о неправомерности действий ответчика и наличии оснований для удовлетворения заявленного иска.
Также подлежат отклонению требования о назначении государственного пособия по безработице в размере 12130 руб., поскольку Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № установлен данный размер пособия по безработице гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку ФИО1 уволена с последнего места работы ДД.ММ.ГГГГ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, на нее действие указанного Постановления Правительства не распространяется.
Также суд не усматривает оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда в размере 50000 руб.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", установленная статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации ответственность за моральный вред, причиненный гражданину, может быть применена только за действия (бездействие), нарушающие его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе. Одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом: вред причинен жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию.
Поскольку обстоятельства, на которые истец ссылается в обоснование своих требований о компенсации морального вреда, с учетом требований закона не доказывают факт причинения ему вреда, выразившегося в нарушении личных неимущественных прав в том понимании, как это трактуется законодателем, а оснований, предусмотренных для компенсации морального вреда, независимо от вины причинителя, предусмотренных статьей 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации, не имеется, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований.
При таком положении не имеется оснований для взыскания с ответчика понесенных истцом судебных расходов, поскольку в удовлетворении заявленного иска отказано в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░