Дело №12-72/2021
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
01 марта 2021 года г. Улан-Удэ
Судья Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ Мотошкина О.В., при секретаре Дамбиевой Д.Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Алексеева А.В. на постановление мирового судьи судебного участка №3 Железнодорожного района г.Улан-Удэ от *** в отношении Алексеева А.В., привлекаемого по ст.20.8 ч.6 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №3 Железнодорожного района г.Улан-Удэ от *** Алексеев А.В. привлечен к административной ответственности по ст.20.8 ч.6 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 4000 руб. с конфискацией оружия <данные изъяты> ..., калибр <данные изъяты>
Не согласившись с вынесенным постановлением, Алексеев А.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит изменить решение мирового судьи, переквалифицировать его действия на п.1 ст.20.11 КоАП РФ.
В обоснование своих доводов Алексеев А.В. указал, что судом не принято во внимание Решение Пленума ВС РФ №5 от 12 марта 2002 п.11 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств», где под незаконным хранением огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств следует понимать сокрытие указанных предметов в помещениях, тайниках, а также в иных местах, обеспечивающих их сохранность. Таким образом, на основании норм Пленума Верховного Суда РФ следует, что хранение оружия с просроченным разрешением на его хранение не охватывается понятием незаконного хранения огнестрельного оружия, а наказание должно быть назначено на основании ч.1 ст.20.11 КоАП РФ. Кроме того, сотрудник Росгвардии проверял хранение оружия в сейфе примерно в ноябре 2020 г., соответственно никакого сокрытия с его стороны не было. Не принято во внимание Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. №440 п.2 (приложение №2 п.20 выдача разрешительных документов в сфере оборота оружия) «О продлении действия разрешений и иных особенностей в отношении разрешительной деятельности в 2020 года», где сказано о продлении разрешений на срок до 12 месяцев. Не принято в внимание, что в сроки, когда необходимо было продлевать разрешения в Республике Бурятия действовал Указ Главы Республики Бурятия от 13.03.2020 №37 «О дополнительных мерах по защите населения и территории Республики Бурятия от чрезвычайной ситуации, связанной с возникновением и распространением инфекции, вызванной новым типом короновируса» и посещение больниц не рекомендовалось. Заявитель опасался за свою жизнь и здоровье, а также за здоровье своей семьи и престарелых родителей. Не был запрошен Акт Росгвардии о проверке хранения оружия в сейфе, что само по себе подтверждает отсутствие умысла сокрытия оружия, о чем неоднократно было сказано при рассмотрении у мирового судьи.
Привлекаемое лицо Алексеев А.В. доводы жалобы поддержал в полном объеме. Пояснил суду, что обратился с заявлением о продлении срока разрешения на хранение оружия ***
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права по делу, исходя из его материалов и доводов жалобы, выслушав стороны, суд приходит к следующим выводам.
Частью 6 ст. 20.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконные приобретение, продажу, передачу, хранение, перевозку или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения.
В силу ч.1. ст.22 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. №150-ФЗ «Об оружии» хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.
Аналогичные требования установлены п.54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 года №814.
Статьей 13 указанного Федерального закона предусмотрено, что гражданину РФ органом внутренних дел по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения – разрешение на его хранение и ношение сроком на 5 лет. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном ст.9 данного Федерального закона, которой установлен порядок лицензирования приобретения оружия и патронов к нему.
Для получения лицензии на приобретение оружия гражданин РФ обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство РФ, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, а также медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и другие предусмотренные названным Федеральным законом документы.
При этом в соответствии с требованиями указанной нормы граждане РФ, являющиеся владельцами огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, обязаны не реже одного раза в пять лет проходить проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием; не реже одного раза в пять лет представлять в органы внутренних дел медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием.
В силу п.67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденной Приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. №288 «О мерах по реализации Постановления Правительства РФ» от 21 июля 1998 года №814, не позднее, чем за месяц до истечения срока действия выданных лицензий, а также разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия их владельцы представляют в орган внутренних дел по месту учета оружия заявления и документы, необходимые для получения соответствующих лицензий и разрешений.
По смыслу приведенных положений гражданин, который имеет намерение продлить действие такого разрешения, должен до истечения месячного срока обратиться в орган внутренних дел с соответствующим заявлением.
Таким образом, по истечении срока действия разрешения при несоблюдении предусмотренных Федеральным законом об оружии условий его продления хранение оружия является незаконным, так как отсутствует подтверждение соблюдения владельцем оружия необходимых безопасных условий его хранения и использования.
Аналогичная правовая позиция выражена в определении Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2015 г. №2557-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Зеленюка В.Н. на нарушение его конституционных прав положением ч.6 ст.20.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Хранение гражданского огнестрельного оружия по истечении срока действия разрешения является незаконным и образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.20.8 КоАП РФ.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, срок действия разрешения РОХа ..., выданного Управлением МВД России по г.Улан-Удэ *** Алексееву А.В., истек ***.
На основании Распоряжения Росгвардии от *** ...-Р «Об установлении особенностей осуществления в 2020 года разрешительной деятельности, нормативно-правовое регулирование которой отнесено к компетенции федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» установлено, что подтверждение соответствия юридических лиц, физических лиц и индивидуальных предпринимателей обязательным требованиям, в том числе предусматривающим переоформление (продление) лицензий, разрешений, удостоверений частного охранника и иных разрешительных документов, установленных законодательством РФ об оружии и частной охранной деятельности, за исключением лицензий на осуществление частной детективной и частной охранной деятельности, по которым сроки подтверждения соответствия наступили или наступают в период с 6 апреля по 1 ноября 2020 года, переносится на срок до 1 декабря 2020 г. Данное Распоряжение вынесено в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году"
Алексеевым представлены доказательства обращения за продлением Разрешения лишь *** посредством использования сайта госуслуг.
Факт совершения вмененного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, протоколом изъятия оружия, боеприпасов и патронов к нему, рапортом, сведениями разрешения РОХа.
В связи с этим вывод мирового судьи о наличии в действиях Алексеева А.В.. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст. 20.8 КоАП РФ, является правильным и соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Вместе с тем, в силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хоть и формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступления последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу статья 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Данная статья является общей нормой, не содержит исключений и ограничений и может быть применена судом в отношении любого состава правонарушения, предусмотренного в Особенной части названного Кодекса, с учетом оценки судом обстоятельств совершенного административного правонарушения. Таким образом, малозначительность является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела, в том числе, и при формальных составах правонарушения.
Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 разъяснено, что при установлении малозначительности в деянии лица необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. К ним, в частности, относятся административные правонарушения, предусмотренные статьями 12.8, 12.26 КоАП РФ.
Анализ приведенной нормы применительно к конкретным обстоятельствам данного дела, а именно незначительному сроку незаконного хранения оружия до момента выявления правонарушения, наличием реальной опасности заболеть новым типом короновируса при сборе документов для продления Разрешения, позволяет сделать вывод о том, что совершенное Алексеевым А.В. правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений и не повлекло наступления каких-либо вредных последствий.
В связи с изложенным имеются основания для признания вмененного Алексееву А.В. административного правонарушения малозначительным.
Согласно п. 2 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ в случае объявления устного замечания по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, судья считает, что производство по данному делу следует прекратить за малозначительностью с вынесением устного замечания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу Алексеева А.В. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка №3 Железнодорожного района г.Улан-Удэ от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ, в отношении Алексеева А.В. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения, объявить Алексееву А.В. устное замечание.
Изъятое огнестрельное гладкоствольное оружие <данные изъяты> ..., калибр <данные изъяты> возвратить законному владельцу Алексееву А.В. после продления срока разрешения на хранение и ношение оружия.
Судья О.В.Мотошкина