05RS0№-71
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 октября 2023 года <адрес>
Левашинский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Ибрагимова А.М., при секретаре ФИО2, с участием старшего помощника прокурора <адрес> РД ФИО4, ответчика ИП ФИО1., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о возложении на индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения обязанность в срок до 60 суток со дня вступления решения суда в законную силу устранить на опасном производственном объекте автомобильной газозаправочной станции под названием «Причал», расположенной по адресу: ул.<адрес> выявленные нарушения требований законодательства о промышленной и пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> Республики Дагестан обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц индивидуальному предпринимателю ФИО1 о возложении на индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения обязанность в срок до 60 суток со дня вступления решения суда в законную силу устранить на опасном производственном объекте автомобильной газозаправочной станции под названием «Причал», расположенной по адресу: <адрес>, выявленные нарушения требований законодательства о промышленной и пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства.
В обоснование своих исковых требований заместитель прокурора указывает в своем исковом заявлении, что прокуратурой <адрес> в соответствии с поручением первого заместителя прокурора Республики Дагестан ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении проверки исполнения требований действующего законодательства автомобильными заправочными и газозаправочными станциями, а также станциями технического обслуживания автомобилей» проведены проверки деятельности автомобильных заправочных и газозаправочных станций, расположенных на территории <адрес>.
Проведенной проверкой установлено, что по адресу: <адрес>, индивидуальным предпринимателем ФИО1 осуществляется эксплуатация автомобильной газозаправочной станции (далее – АГЗС) под названием «Причал».
Указанная автомобильная газозаправочная станция является многофункциональной, где осуществляется реализация сжиженного углеводородного газа – пропан и жидкого газомоторного топлива.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой района совместно со специалистами Кавказского управления Ростехнадзора, ОНД и ПР № по Левашинскому, Сергокалинскому, Акушинскому, Лакскому и <адрес>м УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес>, территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> установлено, что при эксплуатации опасного производственного объекта (АГЗС) индивидуальным предпринимателем ФИО1 допускаются многочисленные и грубые нарушения требований законодательства о промышленной и пожарной безопасности, а также санитарно-эпидемиологического законодательства.
Также в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что при эксплуатации АГЗС допускаются следующие нарушения требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов:
В нарушении п. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, п. 24 Правил безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива, утверждённых приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Правила №), не обеспечен аварийный останов технологического оборудования автозаправочной станции (не установлены электромагнитные клапана).
В нарушении п. 1 ст. 9, ст. 14.1 Федерального закона № 116-ФЗ, подп. «з» п. 228 и подп. «а» п. 229 Правил промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением, утверждённых приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Правила №), отсутствуют (не представлены) документы, подтверждающие аттестацию работников опасного производственного объекта, а также проведение проверки знаний обслуживающего персонала (рабочих) в объёме производственных инструкций.
В нарушении п. 1 ст. 9, п. 1 ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗ не заключен договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями.
В нарушении ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пунктов 93, 94 Правил № отсутствуют сигнализаторы загазованности, которые должны находиться в работе круглосуточно.
В нарушении ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, п. 169 Правил № сливо-наливные рукава не отвечают установленным требованиям (не представлены результаты гидравлических испытаний сливо-наливных рукавов СУГ; на рукавах отсутствуют обозначения с датой проведенного испытания и датой последующего испытания).
В нарушении ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗна предприятии отсутствует приказ о создании резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации аварий и их последствий.
В нарушении ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, п. 86 Правил № средства измерений (манометры) эксплуатируются с истекшим сроком поверки; на циферблате или корпусе показывающих манометров отсутствует обозначенное значение, соответствующее рабочему давлению.
В нарушении ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, п. 76 Правил № не проводится текущий осмотр резервуаров с арматурой и КИП в рабочем состоянии с записью в эксплуатационном журнале.
В нарушении ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, п. 92 Правил № не проводится контроль герметичности приборов, арматуры, технических устройств.
Истец далее указывает, что при эксплуатации ОПО АГЗС допускаются следующие нарушения требований пожарной безопасности:
На объекте защиты не организованы работы по техническому обслуживанию и эксплуатации средств пожарной безопасности, обеспечивающие их исправное состояние, чем нарушен п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Многотопливная автомобильная заправочная станция (далее – МАЗС) не обеспечена необходимым объёмом водоснабжения, при этом общая вместимость противопожарных водоемов или резервуаров должна быть определена расчетом, но составлять не менее 200 кубических метров (п. 8.49 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Резервуары для хранения жидкого моторного топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу МАЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара (п. 7.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ) (п. 8.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
На территории МАЗС допущена прокладка воздушных линий электропередач (п. 6.33 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Для автоматического опорожнения участков линий наполнения и возврата паров газового топлива, отсеченных от резервуара до штуцеров для подсоединения АЦ, посредством сброса указанных паров отсутствует сбросная труба (п. 8.41 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
На въезде и выезде с территории МАЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом не оборудованы соответствующие дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию МАЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения (п. 6.21 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Технологические колодцы с оборудованием СУГ, площадки для АЦ СУГ, заправочные островки, на которых транспортные средства могут заправляться СУГ, не оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций (п. 8.40 и 8.41 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Не представлена декларация пожарной безопасности(ст. 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Отсутствует покрывало для изоляции очага возгорания (кошма) размером не менее 2x1,5 метра (п. 389 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
Линии рециркуляции паров топлива из резервуара в АЦ не соответствуют предъявляемым требованиям (п. 7.26, СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности»).
Для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ на складской площадке и автоцистерны с СУГ в случае пожара не предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования (п. 8.50 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ на складской площадке и автоцистерны с СУГ в случае пожара не предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования (п. 8.50 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Расстояние между заправочным островком с СУГ и заправочным островком с жидким моторным топливом составляет менее 10 м., отсутствует экран из негорючего материала высотой не менее 2 м. (п. 8.15 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Истец просит возложить на индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (ИНН 052100105010, ОГРНИП А32-00871-0001 от ДД.ММ.ГГГГ) обязанность в срок до 60 суток со дня вступления решения суда в законную силу устранить на опасном производственном объекте автомобильной газозаправочной станции под названием «Причал», расположенной по адресу: <адрес>, выявленные нарушения требований законодательства о промышленной и пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства, изложенные в мотивировочной части настоящего искового заявления,
Старший помощник прокурора <адрес> РД ФИО4 в судебном заседании поддержал исковое заявление, просил исковое заявление удовлетворить, как обоснованное, по доводам, указанным в самом исковом заявлении.
Ответчик ИП ФИО1 в судебном заседании пояснил, что на АГЗС «Причал» имеют место нарушение пожарной безопасности и санитарно эпидемиологического законодательства, Все нарушения, выявленные в ходе проверки, будут в ближайшее время устранены.
Представитель третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований по существу спора – ОНД и ПР № по Левашинскому, Сергокалинскому, Акушинскому, Лакскому и <адрес>м УНД и ПР ГУ МЧС России по РД извещенный надлежащим образом в судебное заседание не явился, просит в своем ходатайстве рассмотреть дело без участия представителя третьего лица.
Представитель третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований по существу спора ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес>, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах своей неявки суду не сообщил.
В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц, их представителей.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно требованию заместителя прокурора <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ за № на ОНД и ПР № по Левашинскому, Сергокалинскому, Акушинскому, Лакскому и <адрес>м УНД и ПР ГУ МЧС России по РД; ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> возложена обязанность о проведении проверочных мероприятий по всем АЗС, АГЗС и СТО функционирующих на территории <адрес> РД в пределах компетенции на предмет соблюдения противопожарной безопасности и санитарных правил.
Во исполнение вышеизложенного требования прокуратуры <адрес> составлена справка от ДД.ММ.ГГГГ по результатам совместного осмотра опасного производственного объекта АГЗС «ИП ФИО1», вследствие чего и обнаружены вышеуказанные нарушения по пожарной безопасности.
Также, во исполнение вышеизложенного требования прокуратуры <адрес> ДД.ММ.ГГГГ составлен акт санитарно-гигиенического обследования начальником ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> ФИО5 АЗС «ИП ФИО1», вследствие чего и обнаружены вышеуказанные нарушения требований СанПин.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) определены правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов. Положения указанного федерального закона направлены на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий, распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 3 Федерального закона № 116-ФЗ требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива» (далее - Правила), которые направлены на обеспечение безопасной эксплуатации, включая обеспечение взрывопожарной безопасности автозаправочных станций.
Согласно п. 13 Правил организация, эксплуатирующая автозаправочную станцию, обеспечивает эксплуатацию систем газоснабжения, оборудования, относящегося к работе автозаправочной станции, а также прием газомоторного топлива из автомобильных цистерн, хранение газомоторного топлива в резервуарах, заправку газомоторного топлива в баллоны автотранспортных средств в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с данным законом являются предприятия или их цехи, участки площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к указанному Федеральному закону.
Из пп. «а» п. 1 приложения 1 к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ следует, что к категории опасных производственных объектов относятся, в частности, объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества – жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Таким образом, эксплуатируемая индивидуальным предпринимателем ФИО1 указанная выше АГЗС «Причал», по признаку опасности в соответствии с изложенными нормами законов подпадает под критерии опасного производственного объекта, зарегистрирована в государственном реестре опасных производственных объектов, отнесена к III классу опасности, реализация сжиженного углеводородного газа – пропан на АГЗС осуществляется на основании специального разрешения (лицензии) на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – ППР РФ), содержат требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности (п. 1 ППР РФ).
Статьей 38 Закона № 69-ФЗ предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В силу ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства пожаротушения, не допускать использование не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В ходе проведения санитарно-гигиенического обследования установлено, что владельцем АЗС не обеспечено проведение производственного контроля за параметрами атмосферного воздуха на границе СЗЗ, мест нахождения людей, в зоне влияния выбросов автозаправочной станции, не разработана программа производственного контроля в нарушение СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СП ДД.ММ.ГГГГ-07 «Изменения и дополнения № к СП ДД.ММ.ГГГГ-01».
В нарушение СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий», не обеспечено проведение производственного контроля за параметрами атмосферного воздуха на границе СЗЗ, мест нахождения людей, в зоне влияния выбросов автозаправочной станции, не разработана программа производственного контроля.
Отсутствует заключительный акт по результатам медосмотра (п.45 Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»).
Отсутствует список работников, подлежащих периодическим медосмотрам (п.22 Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»).
Отсутствует документарное подтверждение вывоза отходов, выполненных специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов (п.209 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»).
Отсутствует уголок потребителя (статья 8,9 Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей»).
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Статья 11 названного Федерального закона устанавливает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции и др.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Проведенной прокуратурой района проверкой с привлечением специалиста территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> установлено, что при эксплуатации АГЗС индивидуальным предпринимателем ФИО1 в нарушение пункта 4.3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. ДД.ММ.ГГГГ) санитарно-защитные зоны не установлены.
ИП ФИО1 в Управление Роспотребнадзора по <адрес> не представлено заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», вследствие чего отсутствует решение об установлении санитарно-защитной зоны.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непосредственно и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга лиц.
Непринятие мер к устранению нарушений законодательства о промышленной и пожарной безопасности, выявленные в деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1 при эксплуатации АГЗС «Причал», расположенной по адресу: <адрес> угрожает жизни и здоровью находящихся на нем сотрудников, а также посещающих АГЗС граждан.
При таких обстоятельствах подлежат удовлетворению исковые требования заместителя прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ИП ФИО1
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление заместителя прокурора <адрес> Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 - удовлетворить
Возложить на индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (ИНН 052100105010, ОГРНИП А32-00871-0001 от ДД.ММ.ГГГГ) обязанность в срок до 60 суток со дня вступления решения суда в законную силу устранить на опасном производственном объекте автомобильной газозаправочной станции под названием «Причал», расположенной по адресу: <адрес>, выявленные нарушения требований законодательства о промышленной и пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства, изложенные в мотивировочной части настоящего искового заявления, а именно:
Обеспечить аварийную остановку технологического оборудования автозаправочной станции (установить электромагнитные клапана) в соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, п. 24 Правил безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива, утверждённых приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Правила №);
Представить документы, подтверждающие аттестацию работников опасного производственного объекта, а также проведение проверки знаний обслуживающего персонала (рабочих) в объёме производственных инструкций в соответствии с п. 1 ст. 9, ст. 14.1 Федерального закона № 116-ФЗ, под п. «з» п. 228 и под п. «а» п. 229 правил промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением, утверждённых приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Правила №);
Заключить договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями в соответствии с п. 1 ст. 9, п. 1 ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗ;
Установить сигнализаторы загазованности, которые должны находиться в работе круглосуточно в соответствии со ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пунктов 93, 94 Правил №;
Представить результаты гидравлических испытаний сливоналивных рукавов СУГ, обозначить на рукавах дату проведенного испытания и дату последующего испытания в соответствии со ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, п. 169 Правил №;
Оформить приказ резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации аварии и их последствий в соответствии со ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ (О промышленной безопасности опасных производственных объектов);
Установить манометры с обозначением на циферблате или корпусе со значением, соответствующему рабочему давлению, обеспечить проверку средств измерений (манометров) в соответствии со ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ (О промышленной безопасности опасных производственных объектов); пункт 86 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива), утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №З0; (Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением), утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №З6;
Провести текущий осмотр резервуаров с арматурой и КИП с записью в эксплуатационном журнале, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ (О промышленной безопасности опасных производственных объектов), пункта 7 б Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива), утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №;
Провести контроль герметичности приборов, арматуры и технических устройств в соответствии со ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ (О промышленной безопасности опасных производственных объектов), пункта 92 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива), утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №;
На объекте защиты провести работы по техническому обслуживанию и эксплуатации средств пожарной безопасности, обеспечивающие их исправное состояние, чем нарушен п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Многотопливная автомобильная заправочная станция (далее – МАЗС) обеспечить необходимым объёмом водоснабжения, при этом общая вместимость противопожарных водоемов или резервуаров определить расчетом и составлять не менее 200 кубических метров (п. 8.49 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Резервуары для хранения жидкого моторного топлива оборудовать системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу МАЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара (п. 7.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Резервуары для хранения СУГ оснастить системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ) (п. 8.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
На территории МАЗС устранить прокладку воздушных линий электропередач (п. 6.33 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Для автоматического опорожнения участков линий наполнения и возврата паров газового топлива, отсеченных от резервуара до штуцеров для подсоединения АЦ, посредством сброса указанных паров установить сбросную трубу (п. 8.41 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
На въезде и выезде с территории МАЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом оборудовать пандусами (пологими ботами площадки) высотой не менее 0,2 мили дренажные лотки предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию МАЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения (п. 6.21 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
Технологические колодцы с оборудованием СУГ, площадки для АЦ СУГ, заправочные островки, на которых транспортные средства могут заправляться СУГ, оборудовать сигнализаторами довзрывоопасных концентраций (п. 8.40 и 8.41 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
Представить декларацию пожарной безопасности(ст. 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Установить покрывало для изоляции очага возгорания (кошма) размером не менее 2x1,5 метра (п. 389 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
Линии рециркуляции паров топлива из резервуара в АЦ установить в соответствии с требованием (п. 7.26, СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности»).
Для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ на складской площадке и автоцистерны с СУГ в случае пожара обеспечить устройством системы водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования (п. 8.50 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Расстояние между заправочным островком с СУГ и заправочным островком с жидким моторным топливом составляет менее 10 м., установить экран из негорючего материала высотой не менее 2 м. (п. 8.15 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
Обеспечить проведение производственного контроля за параметрами атмосферного воздуха на границе СЗЗ, мест нахождения людей, в зоне влияния выбросов автозаправочной станции, разработать программу производственного контроля в соответствии с СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СП ДД.ММ.ГГГГ-07 «Изменения и дополнения № к СП ДД.ММ.ГГГГ-01»;
Обеспечить проведение производственного контроля за параметрами атмосферного воздуха на границе СЗЗ, мест нахождения людей, в зоне влияния выбросов автозаправочной станции, разработать программу производственного контроля в соответствии с СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;
Представить заключительный акт по результатам медосмотра работников(п.45 Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»);
Составить список работников, подлежащих периодическим медосмотрам(п.22 Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»);
Представить документарное подтверждение вывоза отходов, выполненных специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов(п.209 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»);
Оформить уголок потребителя(статья 8,9 Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 «О защите прав потребителей»).
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда РД через Левашинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Резолютивная часть объявлена ДД.ММ.ГГГГ.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий А.М. Ибрагимов