с.т. 20.3.1 КоАП РФ № 5-20/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
24 января 2023 г. г. Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики под председательством судьи Кольцовой Е.В.,
с участием старшего помощника прокурора Еремеевой Г.З.,
лица, привлеченного к административной ответственности, Андреевой М.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении
Андреевой Марины Константиновны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки д. <адрес>, гражданки РФ, <данные изъяты>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, ранее не привлекавшейся к административной ответственности,
установил:
постановлением заместителя прокурора города Новочебоксарска Чувашской Республики советника юстиции Ягудина В.Н. от 24.01.2023 в отношении Андреевой М.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренного ст. 20.3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Как следует из названного постановления прокурора, ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру <адрес> из Министерства внутренних дел по Чувашской Республике поступил материал проверки в отношении Андреевой М.К., из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе мониторинга сети Интернет выявлена страница пользователя под псевдонимом «<данные изъяты>» по электронному адрес: «<данные изъяты>», на которой размещены материалы, направленные на возбуждение ненависти к группам лиц по признакам национальности.
16.11.2022 в период с 15:00 до 16:00 старшим оперуполномоченным ЦПЭ Министерства внутренних дел по Чувашской Республике Урковым А.А. проведен осмотр интернет-ресурсов, расположенных по электронному адресу: - <данные изъяты>.
Результаты осмотра зафиксированы в акте осмотра интернет-ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ. Установлено, что у пользователя социальной сети «Вконтакте» с псевдонимом «Марина Андреева» (https://vk.com/ id285850417) в разделе «записи» зафиксированы материалы, имеющие оперативный интерес (рис3-23).
Пользователем в социальной сети «Вконтакте» с псевдонимом «Марина Андреева» (<данные изъяты>) в разделе «Все записи» в публичном доступе размещены записи под названием «ПРОГРАММА УНИЧТОЖЕНИЯ РУССКОЙ НАЦИИ», выложенные пользователем «<данные изъяты>».
Из заключения эксперта по материалам проверки КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ ФБУ «Чувашская лаборатория судебной экспертизы» Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (№), № (№) следует, что в представленном на исследование тексте, начинающемся со слов «ПРОГРАММА УНИЧТОЖЕНИЯ РУССКОЙ НАЦИИ, принятая на Московском конгрессе сионистов в августе 1989 года …» и заканчивается словами «В. Попов. «Война в условиях мира», Вологда, 1999» содержатся лингвистические и психологические признаки возбуждения вражды, ненависти (разжигания розни) по отношению к группе лиц, выделяемой по признаку национальной принадлежности (евреи).
Таким образом, Андреева М.К.,находясь по адресу: <адрес>, публично распространила материалы, направленные на возбуждение ненависти к группам лиц по признакам национальности, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Выявленные нарушения послужили основанием для возбуждения в отношении Андреевой М.К. дела об административном правонарушении по ст. 20.3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В судебном заседании старший помощник прокурора Еремеева Г.З. поддержала доводы, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, просила признать Андрееву М.К. виновной в совершении указанного правонарушения.
Андреева М.К. не признала вину и сообщила о том, что разместила текст на своей странице «Вконтакте» в 2016 г., так как хотела сохранить для последующего прочтения, потом про него забыла. Не имела цели возбуждения ненависти либо вражды по признакам национальностей.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 20.3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается возбуждение ненависти либо вражды, унижение человеческого достоинства, а именно, действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа, в том числе, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Статья 29 Конституции РФ устанавливает запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также на пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
В соответствии со Стратегией противодействия экстремизму в РФ, утвержденной Президентом РФ 28 ноября 2014 года №Пр-2753, возбуждение ненависти либо вражды по признакам пола, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности или принадлежности к какой-либо социальной группе, в том числе путем распространения призывов к насильственным действиям, прежде всего через информационно-телекоммуникационные сети, включая сеть Интернет, относится к наиболее опасным видам экстремизма.
Экстремизм во всех его проявлениях ведет к нарушению гражданского мира и согласия, подрывает общественную безопасность и государственную целостность Российской Федерации, создает реальную угрозу сохранению основ конституционного строя, межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» к экстремистской деятельности относится, в том числе, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения.
В соответствии с частью 1 ст. 12 указанного Федерального закона, запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.
В силу п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В ходе проверки по материалу КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании поручения о проведении комплексной психолого-лингвистической судебной экспертизы № (2918/02-5) ФБУ Чувашская ЛСЭ Минюста России проведена психолого-лингвистическая судебная экспертиза.
Из заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ № (№), № (№) следует, что в представленном на исследование тексте, начинающемся со слов «ПРОГРАММА УНИЧТОЖЕНИЯ РУССКОЙ НАЦИИ, принятая на Московском конгрессе сионистов в августе 1989 года …» и заканчивается словами «В. Попов. «Война в условиях мира», Вологда, 1999» содержатся лингвистические и психологические признаки возбуждения вражды, ненависти (разжигания розни) по отношению к группе лиц, выделяемой по признаку национальной принадлежности (евреи).
В соответствии с положениями ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодекса РФ об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.
В соответствии со ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые оцениваются судьей с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно: названным заключением эксперта, распечатками с Интернет-ресурса, актом осмотра Интернет-ресурса, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении другими материалами дела.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.3.1 КоАП РФ, не может быть вынесено по истечении 1 года со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, что закреплено в ч.2 ст.4.5 КоАП РФ.
При этом длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления (пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
В рассматриваемом случае правонарушение является длящимся, поскольку выразилось в размещении в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» указанной выше информации, направленной на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признаку национальности, которая на момент возбуждения дела об административном правонарушении не удалена и доступна для просмотра неограниченному кругу лиц.
При таких обстоятельствах предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, в настоящее время не истек.
Местом совершения административного правонарушения является место жительства Андреевой М.К.: <адрес>.
Таким образом, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья приходит к выводу о наличии в действиях Андреевой М.К. признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.3.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, выразившееся в том, что Андреева М.К.,находясь по адресу: <адрес>, публично распространила материалы, направленные на возбуждение ненависти к группам лиц по признакам национальности, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными ч. 1 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, перечень которых является исчерпывающим (ч. 2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей административного наказания, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства. В связи с этим судья, орган или должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, должны привести мотивы назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, соответствующего административного наказания в пределах санкции статьи, подлежащей применению.
Судья, решая вопрос о назначении административного наказания, учитывает все юридически значимые обстоятельства, данные о личности Андреевой М.К.: на иждивении она имеет двоих несовершеннолетних детей, сведений о привлечении к административной ответственности в материалах дела не имеется.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность судья признает <данные изъяты>, совершение правонарушения впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренные ст. 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.
Согласно положениям ст. 3.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться, в том числе, к женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет. Андреева М.К. имеет ребенка, не достигшего 14-летнеговозраста, в связи с чем, имеется прямой запрет на применение к ней административного наказания в виде административного ареста.
С учетом обстоятельств дела и личности виновного, судья считает справедливым назначить ей наказание в виде административного штрафа.
Положения части 2.2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривают возможность назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей.
Пунктом 2.3 названной статьи Кодекса предусмотрено, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
При изложенных обстоятельствах, судья находит возможным применение положения части 2.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, определив наказание в размере минимального (10 000, 00 рублей) и снизив его до 5 000, 00 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
постановил:
признать Андрееву Марину Константиновну виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить наказание, с применением частей 2.2, 2.3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Сумму штрафа перечислить по следующим реквизитам:
Наименование получателя - УФК по Чувашской Республике (УФССП России по Чувашской Республике).
р/с 03100643000000011500
л/с 04151785150
Отделение-НБ Чувашская Республика Банка России// УФК по Чувашской Республике, г.Чебоксары
БИК 019706900
Корсчет 40102810945370000084
КБК (Код бюджетной классификации) 32211601201019000140
Документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, представляет судье, вынесшему постановление (Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики, каб. 222).
Разъяснить, что согласно ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу.
Согласно ст. 20.25 ч. 1 КоАП РФ неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В случае неуплаты административного штрафа в указанный срок, постановление будет направлено судебному приставу - исполнителю для принудительного взыскания.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Новочебоксарский городской суд в течение 10 (десять) дней со дня вручения или получения его копии и вступает в законную силу после истечения срока, установленного для его обжалования.
Судья Е.В.Кольцова