Апелляционное производство по делу
об административном правонарушении № 12-22/2022
УИД – 05RS0040-01-2022-001943-75
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
20 декабря 2022 года с.Сергокала
Сергокалинский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Магомедова Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Каримгаджиева ФИО1 на постановление инспектора ДПС ОГИБДД Отдела МВД России по Сергокалинскому району РД от 9 ноября 2022 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ),
установил:
Постановлением инспектора ДПС ОГИБДД Отдела МВД России по Сергокалинскому району РД №18810005210009829752 от 9 ноября 2022 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.12.31.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился с жалобой в Сергокалинский районный суд, в обоснование которой указывает на то, что постановление инспектора ДПС ОГИБДД Отдела МВД России по Сергокалинскому району РД считает не законным и необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям. В протоколе об административном правонарушении и в постановлении указано, что он временно не работает, однако инспектор этот вопрос не выяснял у него. В постановлении указано о том, что он нарушил требования о проведении предрейсового технического осмотра, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.12.31.1 КоАП РФ. Правил Дорожного Движения он не нарушал, так как он пассажиров и (или) какой-либо груз не перевозил, о чем он и сообщил инспектору. Инспектору было видно с улицы, что внутри салона автомобиля нет пассажиров – он ехал один. Он предложил инспектору осмотреть автомобиль на предмет наличия или отсутствия перевозимого груза, однако, инспектор отказался это сделать. В протоколе также не указано о том, что перевозил пассажиров и (или) какой-либо груз. В его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.12.31.1 КоАП РФ, так как нет объективной стороны такого состава, которая заключается в осуществлении перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технич4еского состояния транспортных средств. Диспозиция ч.3 ст.12.31.1 КоАП РФ является бланкетной, она отсылает правоприменителя к требованиям о проведении предрейсового контроля состояния транспортных средств. Исходя из практики Конституционного Суда РФ, применяя бланкетные нормы законодательства об административных правонарушениях, компетентные субъекты (органы, должностные лица) административной юрисдикции обязаны воспринимать и толковать из в неразрывном единстве с регулятивными нормами, непосредственно закрепляющими те или иные правила, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность (например: Постановление Конституционного Суда РФ от 14.02.2013г. №4-П и Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2015г. №22-П). При рассмотрении данной категории дел в протоколе об АП следует указывать, какая конкретно норма была нарушена. Согласно п.2 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), кроме того, обязаны: организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. В пункте 2 Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 15.01.2021г. №9 указано о том, что порядок обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями). Таким образом, вмененный ему постановлением инспектора, предрейсовый технический осмотр к нему никакого отношения не имеет.
Также инспектором в отношении него вынесены постановления по ч.2 ст.12.3 КоАП РФ и по ч.2 ст.12.31 КоАП РФ. Все эти постановления по делам об административных правонарушениях в отношении него взаимосвязаны между собой. На счет постановления по ч.2 ст.12.3 КоАП РФ в ч.2 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» сказано о том, что путевые листы при перевозке пассажиров и грузов. На счет постановления по ч.2 ст. 12.31 КоАП РФ не ясно, о каких неисправностях или о каком переоборудовании идет речь и какими документами инспектор это подтверждает, а также штраф назначен в размере 3000 рублей, хотя часть вторая этой статьи предусматривает административный штраф от 5000 до 8000 рублей. В постановлениях инспектора указано о том, что ТС принадлежит отделу образования Администрации МО «Акушинский район». Согласно распоряжению Администрации МО «Акушинский район» от 17 августа 2020г. №91-р, указанный автомобиль передан на баланс Управления образования и спорта Администрации МО «Акушинский район». Муниципальным учреждениям имущество может принадлежать только на праве оперативного управления. Право собственности в этом случае невозможно. Это касается в том числе и прав движимого имущества, такой вывод следует из статьи 296 ГК РФ. Также в соответствии с абз. 4 п. 36 постановление Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» факт нахождения имущества на балансе лица сам по себе не является доказательством права собственности или законного владения. Согласно п.1 раздела 6 Положения об Управлении образования Администрации МО «Акушинский район», утвержденного постановлением Администрации МО «Акушинский район» от 21 октября 2021г. №143 (прилагается) имущество Управления является муниципальной собственностью района и передано Управлению в оперативное управление. Позже 14.11.2022г. к нему на телефон поступило сообщение о том, что этим же инспектором в отношении него вынесено постановление № 18810005210009829744 от 09 ноября 2022г. по ст.12.6 КоАП РФ, за якобы не пристегнутый ремень, которым ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей. Однако по этому материалу ему не вручены копии протокола и постановления.
На основании изложенного, в соответствии со ст. ст. 30.1, 30.2, 30.7 КоАП РФ, просит суд постановление инспектора ДПС ОГИБДД Отдела МВД России по Сергокалинскому району РД №18810005210009829752 от 9 ноября 2022 года отменить, производство по делу прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 и п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Заявитель жалобы ФИО1 на судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, просил о рассмотрении дела без его участия, ввиду невозможности явиться в суд.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении инспектор ДПС ОГИБДД ОМВД России по Сергокалинскому району лейтенант полиции ФИО4 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении жалобы ФИО1, пояснив суду, что постановление об административном правонарушении в отношении него является законным и подтверждается материалами административного дела.
В соответствии с подп.3 п.1 ст.30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст.25.1-25.5 Кодекса в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд по месту рассмотрения дела.
ФИО1 обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление.
Согласно ст.30.1 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 копия постановления была вручена согласно расписки 09.11.2022г., с жалобой в Сергокалинский районный суд ФИО1 обратился согласно судебному входящему штампу 17.11.2022г.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что срок на обжалование указанного постановления инспектора ДПС ОГИБДД Отдела МВД России по Сергокалинскому району не пропущен.
Изучив материалы административного дела, заслушав доводы инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России по Сергокалинскому району лейтенант полиции ФИО4, а также доводы жалобы, оценив собранные доказательства в совокупности, с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения данной жалобы.
Из исследованной в судебном заседании видеозаписи усматривается, что инспектор ДПС ФИО4 при составлении протокола разъяснил права водителю ФИО1 и ему было предложено ознакомиться с протоколом об административном правонарушении и постановлением об административном правонарушении от 09.11.2022г., а также получить их копии, однако ФИО1 отказался.
Между тем, как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, послужило то обстоятельство, что он 9 ноября 2022 года в 16 часов 35 минут, управлял транспортным средством с нарушением требований о проведении предрейсового технического осмотра.
Частью 3 статьи ст.12.31.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.
Вместе с тем с постановлением инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России по Сергокалинскому району от 9 ноября 2022 года согласиться нельзя по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ред. от 29.11.2021, с изм. от 27.10.2022) предусмотрено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств; осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов - изготовителей данных транспортных средств; снащать транспортные средства тахографами. Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями абзаца шестого пункта 4 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), кроме того, обязаны организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств.
Из смысла приведенных положений Закона в их взаимосвязи следует, что субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ, являются лица, осуществляющие перевозки пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Во исполнение статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» приказом Минтранса России от 30 апреля 2021 г. №145 утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации (далее- Правила обеспечения безопасности).
Согласно пункту 32 Правил обеспечения безопасности, обеспечение безопасных условий перевозки пассажиров и грузов достигается:
обеспечением безопасных условий перевозок грузов;
обеспечением безопасных условий организации регулярных перевозок пассажиров;
обеспечением безопасных условий организации и осуществления перевозок пассажиров по заказам;
обеспечением безопасных условий организации и осуществления перевозок пассажиров легковым такси;
обеспечением безопасных перевозок пассажиров и грузов в особых условиях.
Согласно части 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 08.11.2007г. № 259-ФЗ (ред. от 06.03.2022) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" названный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации; названный Федеральный закон определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее – транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателем, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.
В статье 5 Федерального закона от 08.11.2007г. № 259-ФЗ (ред. от 06.03.2022) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" перевозки пассажиров и багажа подразделяется на:
1) регулярные перевозки;
2) перевозки по заказам;
3) перевозки легковыми такси.
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.11.2007г. № 259-ФЗ (ред. от 06.03.2022) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" для целей названный Федерального закона используются следующие основные понятия;
пассажир – физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства;
перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу;
Статьей 1 Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 28.06.2022) "О транспортной безопасности" определены следующие понятия:
перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю);
транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя, в том числе транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение.
Согласно распоряжению главы администрации МО «Акушинский район» ФИО5 №91-р/01-26 от 17.08.2020г., автомобиль КИА РИО 2020 года выпуска, государственный регистрационный знак №Z94С341ВВLR188568, принадлежит Управлению образования и спорта администрации МО «Акушинский район».
Согласно постановления Врио главы администрации МО «Акушинский район» ФИО6 №143 от 21.10.2021г., Управление образования и спорта администрации МО «Акушинский район» переименовано на Управление образования администрации МО «Акушинский район».
Управление образования администрации МО «Акушинский район» является казенным учреждением, для осуществления управленческих функций.
Положением об Управлении образования администрации МО «Акушинский район» утвержденным постановлением администрации МО «Акушинский район» от 21.10.2021г. №143, определены основные задачи и функции: организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования; дополнительного образования; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий, и др.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт осуществления Управлением образования администрации МО «Акушинский район» перевозки грузов или пассажиров. Из положения об Управлении образования администрации МО «Акушинский район» следует, что Управление образования администрации МО «Акушинский район» не осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и грузов как вида деятельности. Наличие у Управления образования администрации МО «Акушинский район» на балансе автомобиля, само по себе не является основанием для возложения на него обязанностей по соблюдению требований законодательства Российской Федерации, установленных для профессиональных перевозчиков пассажиров, грузов и багажа.
В ходе производства по настоящему делу было установлено, что водитель ФИО1 осуществлял деятельность по эксплуатации транспортного средства.
При этом, непосредственная деятельность Управления образования администрации МО «Акушинский район» не связана с осуществлением деятельности по перевозке пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом. Сам факт эксплуатации транспортного средства Управлением образования администрации МО «Акушинский район» об этом не свидетельствует.
Кроме того, согласно ч.1 ст. 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно ч.1 ст. 23.3 КоАП РФ, органы внутренних дел (полиция) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе ст.12.31.1 КоАП РФ (за исключением легковых такси).
В соответствии с п. п. 5, 6 ч.2 ст. 23.3 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе ст.12.31.1 КоАП РФ, вправе рассматривать от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи: начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель.
Инспектор ДПС в указанный перечень не входит, в связи с чем суд находит вынесенное инспектором ДПС ОГИБДД ОМВД России по Сергокалинскому району лейтенантом полиции Зайпуллаевым З.М. постановление об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.12.31.1 КоАП РФ от 9 ноября 2022 года в отношении ФИО1 незаконным, так как оно вынесено неуполномоченным должностным лицом.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится в том числе решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление инспектора ДПС ОГИБДД Отдела МВД России по Сергокалинскому району РД от 9 ноября 2022 г., вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.12.31.1 КоАП РФ подлежит отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ – в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу акты.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6 - 30.9 КоАП РФ, суд
решил:
жалобу ФИО1 на постановление инспектора ДПС ОГИБДД Отдела МВД России по Сергокалинскому району РД от 9 ноября 2022 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.12.31.1 КоАП РФ, удовлетворить.
Постановление инспектора ДПС ОГИБДД Отдела МВД России по Сергокалинскому району РД от 9 ноября 2022 года, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.12.31.1 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
Настоящее решение суда вступает в силу со дня вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 30.12, 30.13, 30.14 КоАП РФ.
Решение отпечатано в совещательной комнате, первый экземпляр подписан судьей и приобщен к материалам дела.
Судья Ю.А. Магомедов