Дело № 2- 2027/ 2023 г.
УИД 33RS0014-01-2023-002143-72
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
04 октября 2023 года
Муромский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи Синицыной О.Б.
при секретаре Руденко Т.В.
с участием представителя истца Подгорнова Н.В.,
представителя ответчика Мироновой В.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Муроме Владимирской области гражданское дело по иску Климович А.Р. к администрации округа Муром об обязании предоставить жилое помещение,
установил:
Климович А.Р. обратилась в суд с настоящим иском и просит обязать администрацию округа Муром обеспечить ее жилым помещением специализированного жилищного фонда, отвечающим санитарным и техническим требованиям в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям города Мурома, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета Владимирской области.
В обоснование заявленных требований указано, что она в несовершеннолетнем возрасте лишилась родительского попечения, в связи с тем, что (данные изъяты) В соответствии с постановлением Главы округа Муром от 18 декабря 2009 года № 3200 над ней установлена опека.
Она зарегистрирована по месту пребывания по адресу: ....
Постановлением администрации округа Муром от 31 декабря 2019 года № 979 утвержден протокол заседания жилищной комиссии при администрации округа Муром от 04 декабря 2019 года № 50, на основании которого принято решение о признании невозможным проживание Климович А.Р. в ранее занимаемом жилом помещении, так как оно признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, установленным жилищным законодательством.
По состоянию на 01 сентября 2023 года Климович А.Р. значится в списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории округа Муром под № 73, в областном списке под № 828.
Действующим законодательством не предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке очередности.
Истец Климович А.Р. в судебное заседание не явилась, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель истца Подгорнов Н.В. поддержал исковые требования по вышеизложенным основаниям.
Представитель ответчика администрации округа Муром Миронова В.А. просит отказать в удовлетворении исковых требований, так как действующим законодательством не предусмотрено предоставление жилых помещений указанной категории граждан во внеочередном порядке в ущерб другим нуждающимся в жилом помещении.
Представитель третьего лица Министерства образования и молодежной политики Владимирской области, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие и представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку распределение субвенций местным бюджетам из бюджета Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта РФ по каждому муниципальному образованию и виду субвенций. Финансовые средства, передаваемые органам местного самоуправления для осуществления переданных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в составе областного бюджета в виде субвенций. Обязанности департамента образования администрации области по распределению субвенций в бюджете субъекта Российской Федерации не только по каждому муниципальному образованию, но и по каждому конкретному лицу из числа детей указанной категории Бюджетным кодексом РФ и законодательством Владимирской области в области бюджетных отношений не предусмотрено.
В соответствии с Законом Владимирской области от 26 декабря 2022 года № 129-ОЗ «Об областной бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» на реализацию в 2023 году вышеназванного государственного полномочия муниципальному образованию округ Муром выделены субвенции в сумме 52203,1 руб., планируется приобретение 24 квартир для лиц указанной категории. Климович А.Р. включена в областной сводный список, имеет по состоянию на 01 сентября 2023 года порядковый номер № 828, в муниципальном списке - № 73. Формирование сводного списка исключает понятие очередности, однако, не исключает понятие "хронологический порядок".
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Статьей 40 Конституции РФ определено, что каждый имеет право на жилище.
Как закреплено в ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится жилищное законодательство.
На основании ч.5 ст.76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Помещения предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Аналогичные нормы содержатся в Законе Владимирской области от 03.12.2004 года № 226 «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Постановлением Губернатора Владимирской области от 20.05.2013 года № 612 утвержден порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п. 2 указанного порядка жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона Владимирской области «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ (ч. 2 ст. 19).
Законом Владимирской области от 28.12.2005 года № 201-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органам местного самоуправления муниципального образования округ Муром переданы следующие государственные полномочия Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
- обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в части формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- управление специализированным жилищным фондом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- принятие решений о включении (исключении) жилых помещений в специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ст. 5 Закона Владимирской области № 201-ОЗ органы государственной власти Владимирской области обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий.
Следовательно, органы местного самоуправления муниципального образования округ Муром наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями за счет финансовых средств, выделенных органами государственной власти Владимирской области.
В судебном заседании установлено, что Климович А.Р. в несовершеннолетнем возрасте лишилась родительского попечения, в связи с тем, что (данные изъяты). В соответствии с постановлением Главы округа Муром от 18 декабря 2009 года № 3200 над ней установлена опека.
Климович А.Р. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: ....
Постановлением администрации округа Муром от 31 декабря 2019 года № 979 утвержден протокол заседания жилищной комиссии при администрации округа Муром от 04 декабря 2019 года № 50, на основании которого принято решение о признании невозможным проживание Климович А.Р. в ранее занимаемом жилом помещении, так как оно признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, установленным жилищным законодательством.
По состоянию на 01 сентября 2023 года Климович А.Р. значится в списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории округа Муром под № 73, в областном списке под № 828.
Действующим законодательством не предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке очередности.
Таким образом, право на обеспечение жилым помещением, соответствующим установленным нормам, возникло у Климович А.Р., относящейся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет с (дата)
Однако жилым помещением специализированного жилищного фонда, отвечающим санитарным и техническим требованиям, он до настоящего времени не обеспечен.
При таких обстоятельствах у администрации округа Муром с (дата) возникла обязанность перед истцом о немедленном предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда за счет средств областного бюджета, не исполненная до настоящего времени.
Поэтому исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил :
Исковые требования Климович А.Р. удовлетворить.
Обязать администрацию округа Муром ОГРН 1033302400120обеспечить Климович А.Р., (дата) года рождения, паспорт (номер), жилым помещением специализированного жилищного фонда, отвечающим санитарным и техническим требованиям, в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям округа Муром, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета Владимирской области.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11 октября 2023 года.
Председательствующий О.Б. Синицына