Дело -----
УИД -----
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
дата года адрес
Ленинский районный суд адрес Республики в составе председательствующего судьи Заливиной Н.В.,
при секретаре судебного заседания Ивановой И.А.,
с участием прокурора Леонтьевой С.Э.,
представителя ответчика Ниловой ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора адрес в интересах неопределённого круга лиц к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа -----» адрес об обязании разработать проектную документацию и обеспечить в образовательной организации устройство и оборудование специальной кабины для детей-инвалидов,
установил:
Заместитель прокурора адрес Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа ----- адрес» о возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проектную документацию в целях устранения нарушений п. п. 6.3.2, 6.3.3, 6.3.5 СП 59.13330.2020 и обеспечении в образовательной организации устройства, в соответствии с п. п. 6.3.2, 6.3.3, 6.3.5 СП 59.13330.2020, специально оборудованной доступной кабины для детей-инвалидов, стационарных и откидных опорных поручней, а также переносных или закрепленных на стене складных сидений.
В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения образовательными учреждениями муниципального законодательства об образовании и социальной защите инвалидов, в ходе которой выявлены нарушения. Проверкой установлено, что в нарушение п. п. 6.3.2, 6.3.3, 6.3.5 СП 59.13330.2020, в образовательной организации специально оборудованные доступные кабины для детей-инвалидов отсутствуют, в санитарно-бытовых помещениях отсутствуют стационарные и откидные опорные поручни, а также переносные или закрепленные на стене складные сидения. В этой связи прокурором района дата в адрес руководителя образовательной организации внесено представление. По результатам рассмотрения выявленные нарушения не устранены. Выявленные нарушения являются препятствием для инвалидов, нарушают права неопределенного круга лиц, а именно затрудняют обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к использованию санитарно-бытовых помещений образовательной организации.
В судебном заседании прокурор Леонтьева С.Э. исковые требования поддержала по изложенным в иске доводам, просила иск удовлетворить, увеличив срок для исполнения решения до 10-ти месяцев с учетом возможных затруднений проведения ремонтных работ во время учебного процесса.
Представитель ответчика – директор Нилова ФИО7 согласилась с исковыми требованиями, указав, что для исполнения представления прокурора, обращалась с письмами в Управление капитального строительства и реконструкции адрес и Управление образования администрации адрес, намерена исполнить решение суда.
Представители третьих лиц - администрации адрес, Управления образования администрации адрес в судебное заседаниеявку не обеспечили, причины неявки суду не сообщили.
Выслушав участвующих по делу лиц, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Федеральный закон от дата N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" определяет государственную политику в интересах детей как приоритетную, основанную на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.
В соответствии с п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от дата N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно п. п. 2, 3 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от дата N 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, а также соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона от дата N 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации.
Пункт 9 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от дата N 273-ФЗ предусматривает, что охрана жизни и здоровья является основным правом обучающихся.
Согласно ч. 2 ст. 41 Федерального закона от дата N 273-ФЗ организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
В соответствии с ч. 3 ст. 79 Федерального закона от дата N 273-ФЗ под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются, в том числе, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Статьей 3.1 Федерального закона от дата N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что в Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Для целей настоящего Федерального закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.
Одним из направлений реабилитации инвалидов, в силу ст. 9 Федерального закона от дата N 181-ФЗ является профессиональная ориентация, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение.
Согласно ст. 19 Федерального закона от дата N 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.
Пунктом 3 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки России от дата N 1309 руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий.
Согласно п. 2.3.2 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от дата N 28 "Об утверждении санитарных правил СП дата-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" в организациях, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования допускается предусматривать трансформируемые пространства для многофункционального назначения (трансформируемые) (актовый зал, обеденный зал, рекреации, библиотека, спортивный зал, учебные классы, аудитории) в соответствии с задачами образовательного процесса, при условии их оборудования согласно Правилам. Для обеспечения передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по собственной территории и объектамхозяйствующим субъектом должны проводиться мероприятия по созданию доступной среды для инвалидов.
Для инвалидов маломобильных групп туалетная комната (кабина) должна быть оборудована с учетом обеспечения условий доступности (п. дата СП дата-20).
Пунктом 6.3.2 СП 59.13330.2020 установлено, что уборные для МГН размещаются как внутри туалетных блоков - доступные кабины, так и с автономным входом - универсальные кабины. В каждом доступном для МГН здании, сооружении при наличии уборных для посетителей должна быть, как минимум, одна универсальная кабина уборной. Универсальная кабина уборной может также проектироваться как семейная (для родителей с детьми). В дополнение к универсальным кабинам уборных предусматривают доступные кабины в блоках туалетов из расчета 5% общего числа кабин. При числе кабин в блоке женских или мужских туалетов менее 4 допускается доступную кабину не предусматривать при наличии в здании универсальной кабины.
Пунктом 6.3.3 правил СП 59.13330.2020 установлено, что в универсальной кабине и других санитарно-бытовых помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, в том числе инвалидами, следует предусматривать установку стационарных и откидных опорных поручней, а также переносных или закрепленных на стене складных сидений по 6.3.5.
Как следует из материалов дела, прокуратурой адрес Республики проведена проверка исполнения образовательными учреждениями муниципального законодательства об образовании и социальной защите инвалидов.
По результатам проведенной проверки было установлено, что в нарушение п. п. 6.3.2, 6.3.3, 6.3.5 СП 59.13330.2020, в образовательной организации - МБОУ «СОШ -----» адрес специально оборудованные доступные кабины для детей-инвалидов отсутствуют, в санитарно-бытовых помещениях отсутствуют стационарные и откидные опорные поручни, а также переносные или закрепленные на стене складные сидения.
адрес Чувашской Республики дата в адрес руководителя МБОУ «СОШ ----- адрес» внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об образовании и социальной защите инвалидов.
Из ответа от дата МБОУ «СОШ -----» адрес на представление прокурора от дата следует, что о необходимости выделения денежных средств на специально оборудованные доступные кабины для детей-инвалидов и на установку в санитарно-бытовых помещениях стационарных откидных опорных поручней, а также переносных или закрепленных на стене складных сидений МБОУ «СОШ -----» адрес сообщило в «Управление образования администрации адрес.
Из ответа от дата МБОУ «СОШ -----» адрес следует, что образовательное учреждение согласно с выявленными прокуратурой нарушениями.
Судом установлено, что на момент рассмотрения дела выявленные нарушение не были устранены, представителем ответчика указанные обстоятельства не оспаривались.
Таким образом, осуществление деятельности МБОУ «СОШ -----» адрес при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства об образовании и социальной защите инвалидов, и выявленные нарушения являются препятствием для инвалидов, нарушают права неопределенного круга лиц, а именно затрудняют обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к использованию санитарно-бытовых помещений образовательной организации.
В связи с изложенным, устранение нарушенных прав неопределенного круга лиц может быть обеспечено только возложением обязанности устранения нарушений в части обеспечения в образовательной организации специальных устройств на МБОУ «СОШ -----» адрес, являющегося в соответствии с Уставом школы владельцем имущества и обязанного обеспечивать сохранность имущества, а также исполнять законодательство об образовании и социальной защите инвалидов.
При таких обстоятельствах, требования прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.
Разрешая вопрос о сроке, который необходимо предоставить ответчику для исполнения судебного решения, суд, учитывая соблюдение баланса интересов сторон, в соответствии со ст.206 ГПК РФ, считает разумным и достаточным установить срок для исполнения решения суда в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа -----» адрес (ИНН -----) в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проектную документацию в целях устранения нарушений п. п. 6.3.2, 6.3.3, 6.3.5 СП 59.13330.2020 и обеспечить в образовательной организации устройство, в соответствии с п. п. 6.3.2, 6.3.3, 6.3.5 СП 59.13330.2020, специально оборудованной доступной кабины для детей-инвалидов, стационарных и откидных опорных поручней, а также переносных или закрепленных на стене складных сидений.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ленинский районный суд адрес Республики.
Мотивированное решение составлено дата.
Судья Н.В. Заливина