УИД № | Дело № |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Дзержинск Нижегородской области | 23 ноября 2023 года |
Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Коннова А.Э., при секретаре Полозове О.М., с участием истца Балашова С.В., представителя ответчика Петрова А.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балашова СВ к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Балашов С.В. обратился в суд с вышеуказанным иском, указав в обоснование заявленных требований, что в соответствии с Федеральным законом № 419-ФЗ периоды службы в армии по призыву включаются в трудовой стаж (ст. 13 ч.9 № 400-ФЗ) в результате чего он получил право на пенсию т.к. на момент опубликования закона его трудовой стаж стал более 42 лет и возраст более 60 лет. Узнал об этом только в апреле 2023 г. 20 апреля 2023 г. он предоставил необходимые документы в отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ. Сотрудником фонда, принимавшим у меня документы, через его личный кабинет на сайте портала Госуслуги, было составлено заявление на назначение пенсии. 26 апреля 2023 г. в личном кабинете на Госуслугах появилось сообщение от СФР: «Вынесено положительное решение Заявление о назначении СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ С УСТАНОВЛЕНИЕМ ФИКСИРОВАННОЙ ВЫПЛАТЫ К УКАЗАННОЙ СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ (регистрационный номер 242902/23) удовлетворено. Вам назначена СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ С УСТАНОВЛЕНИЕМ ФИКСИРОВАННОЙ ВЫПЛАТЫ К УКАЗАННОЙ СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ с 20.10.2022, пенсия установлена в размере 21374.79» (сохранён стиль сообщения). На сайте СФР, на сайте Госуслуги в его личном кабинете появилась информация о назначенной пенсии. Но пенсия ему не была выплачена ни разу. Ни на сайте СФР, ни на Госуслугах не было никакой информации почему это происходит. Так же не было никаких сообщений на электронную почту и СМС на его телефон, хотя такой вид информирования указан в личном кабинете на сайте СФР. При назначении ему пенсии по достижении пенсионного возраста сначала были учтены все периоды работы и службы в армии. Потом из общего страхового стажа был изъят период работы в научно-производственном кооперативе «<данные изъяты>» общей продолжительностью 8 месяцев 13 дней в связи с тем, что работодатель не исполнял обязанности по уплате страховых взносов. Решением Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области № 26/32 от 13.07.2023 года было отказано в назначении пенсии. Отказ основан на том, что в 1991-1992 гг. Научно-производственным кооперативом «<данные изъяты>» страховые взносы не начислялись и не уплачивались. Запись в трудовой книжке оформлена с отступлением от правил: одним почерком и одними чернилами. По данному вопросу сообщает следующее. В период с 11.11.1991 г. по 23.07.1992 г. он работал в научно-производственном кооперативе «<данные изъяты>», что подтверждается записью в его трудовой книжке. Изначально кооператив находился в школе N 927 (подвальное помещение). Он занимался изготовлением, наладкой, ремонтом радиоэлектронных плат, а также установкой их у заказчика. После переезда в другое здание (современный адрес: <адрес>) занимался ремонтом, обустройством помещения, обеспечивал прокладку электрического кабеля для подключения к подстанции. За работу, в данный период времени, ему выплачивалась зарплата, из которой удерживались алименты в пользу моей жены от первого брака. На основании статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и закрепляет в качестве условий назначения страховой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (65 лет для мужчин и 60 лет для женщин), наличие страхового стажа не менее 15 лет и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (в зависимости от года назначения пенсии) (статья 8 часть 1). Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет, соответственно мужчины и женщины (статья 8 часть 1.2). Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях»), В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регулирующий порядок назначения, выплаты и перерасчета трудовых пенсий, устанавливает, в частности, правила подсчета и подтверждения страхового стажа. До 1 января 2015 года действовали Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N2555, с 1 января 2015 года вступили в силу Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года №1015. Пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года №1015, предусмотрено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. В силу статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Запись в трудовой книжке одним почерком и чернилами одного цвета не является нарушением Инструкции по заполнению трудовых книжек. В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации. Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, например справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 г. №9-П пункт 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
В пункте 9 постановления от 11 декабря 2012 г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что поскольку уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации), невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). С учетом изложенного, уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как и в соответствии с ранее действовавшим пенсионным законодательством, так и в настоящее время должна осуществляться работодателем. Статьей 237 КЗоТ РСФСР (действовал до 01 февраля 2002 г.) предусматривалось, что взносы на государственное социальное страхование уплачиваются предприятиями, учреждениями, организациями, отдельными гражданами, использующими труд наемных работников в личном хозяйстве, а также работниками из своего заработка. Неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет государственного социального страхования. Таким образом, гарантируя права работников, законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателем взносов на социальное обеспечение не лишала работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит и права на пенсию. Согласно статье 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Иное истолкование Закона привело бы также к нарушению конституционного принципа справедливости и к ограничению конституционного права на пенсионное обеспечение, не обусловленному конституционно значимыми целями, закрепленными в статье 55 Конституции Российской Федерации. Поэтому право работника на включение периодов указанной трудовой деятельности в стаж и на реализацию его пенсионных прав не может быть поставлено в зависимость от надлежащего исполнения работодателем предусмотренных законом обязанностей по перечислению страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также по надлежащему ведению трудовых книжек. В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком
Истец не согласен с решением ответчика и считает его незаконным и нарушающим его права и законные интересы. Просит обязать ответчика сохранить период работы истца в научно-производственном кооперативе «<данные изъяты>» в трудовом и страховом стаже; Назначить и выплачивать пенсию истцу со дня приобретения права на неё; Взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей
В судебном заседании Пущиенко Е.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что работая старшей медицинской сестрой в детских садах, она числилась за поликлиникой, работала с вакцинами, оказывала медицинскую помощь. Она отвечала за здоровье детей.
Представитель ответчика ФИО1 действующий на основании доверенности в судебном заседании исковые требования не признал, представил отзыв, в соответствии с которым Решением ОСФР по Нижегородской области от 13.07.2023 N 26/32 Балашову СВ, ДД.ММ.ГГГГ страховое свидетельство № № было отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия необходимой продолжительности страхового стажа. По состоянию на 20.04.2023 года (день обращения за назначением страховой пенсии по старости) продолжительность страхового стажа истца составил: 41 год 9 месяцев 14 дней при требуемом 42 года. Истец не согласился с данным решением и обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать ОСФР по Нижегородской области. сохранить период работы истца в научно-производственном кооперативе «Гермес» в трудовом и страховом стаже, назначить и выплачивать страховую пенсию со дня приобретения права на неё. ОСФР по Нижегородской области исковые требования Балашова С.В. не признает по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Закон № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старост предоставляется мужчинам по достижении возраста 65 лет при наличии не менее 15 лет страхового стажа и наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. Вместе с тем, действующим пенсионным законодательством предусмотрено поэтапное повышение нормативного пенсионного возраста для назначения страховой пенсии по старости на общих основаниях для мужчин с 60 до 65 лет начиная с 01.01.2019г. Для лиц, у которых право на назначение страховой пенсии по старости возникает в 2021 год срок выхода на пенсию увеличивается на 3 года. Балашов С.В. достиг возраста 60 лет - 27.02.2021г. С учетом переходных положений он имеет право на назначение страховой пенсии по старости на общих основаниях по достижении возраста 63 года (но ранее 27.02.2024г.), при этом продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в 2024г., будет составлять 15 лет, а величина индивидуального пенсионного коэффициента должна быть не ниже 28.2. В соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ мужчинам, имеющим страховой стаж не менее 42 лет, страховая пенсия по старости может быть назначена на 24 месяца ранее достижения пенсионного возраста, но не ранее достижения возраста 60 лет, предусмотренного частями 1 и 1. указанной статьи. В соответствии со ст.13 п.9 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013г. при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 ст.8 данного закона в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ч.1 ст. 11 настоящего Федерального закона, а так же периоды, предусмотренные п.1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период военной службы), 2 и 12 ч,1 ст. 12 настоящею Федерального закона. Согласно п. 2 п.п. 11 «Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», утвержденных постановлением Правительства РФ № 1015 от 02.10.2014г., основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а так же в случае, если в трудовой книжке содержаться неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договора, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. Для назначения страховой пенсии заявителем представлена трудовая книжка серии № от 24.08.1980., выданная на имя Балашова СВ. Запись в трудовой книжке о периоде работы в Научно-производственном кооперат «<данные изъяты>» с 11.11.1991г. по 23.07.1992г. в качестве регулировщика радиоэлектронной аппаратура может быть принята к рассмотрению, поскольку оформлена с отступлением от правил, установленных Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек: одним почерком и одними чернилами. Согласно справке отдела персонифицированного учета и отработки информации № 4 Научно-производственный кооператив «Гермес» был зарегистрирован в органах ПФР 10.09.1991 года, ликвидирован — 24.11.2020 года. При этом страховые взносы в 1991-1992 кооперативом не начислялись и не уплачивались, что может свидетельствовать об отсутствии финансово-хозяйственной деятельности в рассматриваемом периоде. Согласно ч. 9 ст. 13 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж при назначении пенсии за длительную работу засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ч. 1 ст. 11 указанного закона, т. е. за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в фонд пенсионного и социального страхования РФ. Принятие ответчиком решения от 13.07.2023 № 26/32 об отказе в назначении истцу страховой пенсии по старости за длительную работу в соответствии с п. 1.2 ст. 8 Закона № 400- послужило также разъяснение заместителя управляющего отделением ФИО2 от 30.06.2023 № 52/14401, согласно которому в рассматриваемом случае при отсутствии начисления и уплаты страховых взносов кооперативом «Гермес», а также нарушения порядка заполнения труда книжки оснований для включения в длительный стаж Балашову С.В. Периода работы в кооперативе «Гермес» не имеется. Учитывая вышеизложенное, ответчиком период работы истца с 11.11.1991г. по 23.07.1992 г. не был включен в подсчет страхового стажа для назначении страховой пенсии в соответствии с п. 1.2. ст. 8 Закона № 400-ФЗ. Справка ОСФР по Нижегородской области об установлении Балашову С.В. страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Закона № 400-ФЗ с 20.10.2022 года недействительна. Продолжительность страхового стажа Балашова С.В. на дату обращения (20.04.2023г.) за назначением страховой пенсии по старости составила 41 год 9 месяцев дней при требуемом 42 года, следовательно правовые основания для назначения страховой пенсии Балашову С.В. отсутствуют.
Решением ОСФР по Нижегородской области от 27.07.2023 года № № по заявлению о назначении пенсии от 21.07.2023 года Балашову СВ назначена страховая пенсия по старости с 21.07.2023 года бессрочно в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2023 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В подсчет страхового с истца для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ включен период работы с 01.01.2023 по 20.04.2023 в АО «НИКА» по данным индивидуального лицевого счета истца.
Представитель третьего лица МБУ «Городской Архив г. Дзержинска» в судебное заседание не явился, судом извещался представил штатное расписание МДОУ «Детский сад № 89».
Выслушав доводы истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Федеральным законом от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» внесены изменения в Федеральный закон «О страховых пенсиях». Статьей 7 вышеназванного Федерального закона внесены изменения в статьи 8, 10, 13 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Так, в соответствии с частями 1 и 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону. Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частью 1 и частью 1.1 данной статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных Приложением 6 к указанному федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Таким образом, законодатель, вводя новую льготу по назначению пенсии в отношении лиц, имеющих длительный страховой стаж, предусмотрел особый порядок исчисления страхового стажа для назначения пенсии по данному основанию, согласно которому в страховой стаж подлежат включению только периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а из не страховых периодов, предусмотренных ст. 12 Федерального закона N 400-ФЗ, - только периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно части 9 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.
Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, возраст (ч. 1 ст. 8 названного закона), страховой стаж (ч. 2 ст. 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (ч. 3 ст. 8 названного закона).
Как указано выше, в соответствии с часть первой статьи 8 ФЗ РФ от 28.12.2013 №400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины ИПК в размере не менее 30.
Так, для мужчин, рожденных в 1961 году право на страховую пенсию по старости, при наличии требуемого страхового стажа 15 лет и величины ИПК в размере не менее 28.2, возникает в 63 года.
В соответствии с ч.1, 2 п. 1 ст. 8 ФЗ от 28.12.2021 №400-ФЗ лица, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1. настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Порядок исчисления страхового стажа, необходимого для приобретения права на досрочную пенсию в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Закона РФ №400-ФЗ за длительный страховой стаж отличается от Правил исчисления страхового стажа, применяющихся при определении права на страховую пенсию по иным основаниям, что обуславливается льготным характером данной пенсии и ее целевым предназначением.
Согласно части 9 статьи 13 Федерального закона №400-ФЗ указанным лицам, в целях определения их права на страховую пенсию по старости, в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего ФЗ, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы (в редакции ФЗ от 04.11.2022 №419-ФЗ), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части й статьи 12 настоящего ФЗ, а также период временной нетрудоспособности, предусмотренный пунктом 2 части 1 ст.12 данного ФЗ.
При этом, указанные периоды засчитываются в страховой стаж без применения положений части 8 ст.13 ФЗ №400-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При чем к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ приравнивается уплата взносов на государственное социальной страхование до 01.01.1991, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевших место работы до 01.01.2002.
Таким образом, периоды работы, за которые оплата труда не производилась, и соответственно не уплачивались взносы на государственное социальное страхование, страховые взносы, не подлежат учету при исчислении страхового стража в целях определения права на страховую пенсию по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Закона №400-ФЗ.
Порядок подтверждения страхового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, определен Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, статьями 11, 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.10.2013 № 400-ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации. Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателем или соответствующими государственными органами Российской Федерации, а после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» в соответствии со статьей 14 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400- ФЗ, подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ИЛС).
Судом установлено и подтверждено материалами дела, а также сторонами в суде, что Балашов С.В. 26.04.2023 обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости за длительный стаж с предоставлением обоснования своего субъективного права: трудовой книжки серия № от 24.08.1980.
Из представленной Балашовым С.В. в ОСФР трудовой книжки № от 24.08.1980, а суду - ее копии, усматривается, что Балашов С.В. 12.11.1991 был принят на работу в НПК «<данные изъяты>» <данные изъяты> (запись в трудовой книжке № 12); 23.07.1992 – Балашов С.В. уволен из НПК «<данные изъяты>» (запись в трудовой книжке № 13). Согласно справке отдела персонифицированного учета и отработки информации № 4 Научно-производственный кооператив «<данные изъяты>» был зарегистрирован в органах ПФР 10.09.1991 года, ликвидирован — 24.11.2020 года. При этом страховые взносы в 1991-1992 кооперативом не начислялись и не уплачивались.
Пунктом 11 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» регламентирован порядок подтверждения периода работы при отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Поскольку на дату обращения в пенсионный фонд страховой стаж истца составил 41 год 9 месяцев 14 дней, то есть менее 42 лет, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения ответчика об отказе в назначении истцу пенсии и обязания назначить истцу страховую пенсию.
Следовательно, оснований к удовлетворению заявления Балашова С.В. судом не установлено, а потому требования заявителя подлежат отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Балашова СВ к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Дзержинский городской суд Нижегородской области..
Судья: А.Э.Коннов
Копия верна:
Судья: А.Э.Коннов