Дело №2а-23/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 марта 2019 года г. Белый.
Бельский районный суд Тверской области
в составе:
председательствующего судьи Тепляковой В.К.,
при секретаре Богачёвой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Тверской области к Романову Максиму Владимировичу о восстановлении срока на подачу заявления о взыскании задолженности по налогам, взыскании задолженности за 2016 год по транспортному налогу в сумме 5100 руб., а также пени в сумме 18 руб.23 коп.,
установил:
Межрайонная ИФНС России №5 по Тверской области обратилась в суд с административным иском к Романову Максиму Владимировичу о восстановлении срока на подачу заявления о взыскании задолженности по налогам, о взыскании задолженности за 2016 год по транспортному налогу в сумме 5100 руб., а также пени в сумме 18 руб.23 коп.. В обоснование иска административный истец указал, что Романов М.В. является плательщиком транспортного налога, поскольку имеет в собственности транспортные средства. С соответствии с Законом Тверской области от 06.11.2002 №75 –ЗО «О транспортном налоге в Тверской области» Межрайонной ИФНС России №7 по Тверской области административному ответчику был начислен налог за 2016 год в сумме 5100 рублей. Налогоплательщику направлено налоговое уведомление №55576163. В связи с тем, что Романов М.В. налог в установленные сроки не уплатил, ему в соответствии со ст.75 НК РФ за период с 02.12.2017 по 14.12.2017 г. были начислены пени в размере 18 руб. 23 коп. Межрайонной ИФНС России №7 по Тверской области административному ответчику направлено требование №14640 по состоянию на 15.12.2017г. в срок уплаты до 07.02.2018г. На момент подачи административного иска налогоплательщиком требование не исполнено.
При подаче административного искового заявления административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока для подачи административного искового заявления в отношении административного ответчика, в обоснование которого указано, что Романов М.В. поставлен на учёт в Межрайонной ИФНС №5 по Тверской области 31 августа 2018 года. Меры взыскания с Романова М.В. указанной задолженности и пени по прежнему месту регистрации налоговым органом (Межрайонной ИФНС России №7 по Тверской области) не принимались, срок для обращения в суд о взыскании задолженности пропущен по причине не обращения за взысканием в период возникновения права на взыскание задолженности в судебном порядке по месту прежней регистрации налогоплательщика. Как полагает административный истец, обстоятельства, объективно воспрепятствовавшие своевременному обращению налогового органа в суд, указанные в качестве причин пропуска срока, могут быть признаны уважительными. Поэтому административный истец просит суд восстановить процессуальный срок на подачу административного искового заявления о взыскании задолженности по налогам, и взыскать с Романова М.В. задолженность за 2016 год по транспортному налогу в сумме 5100 руб., а также пени в сумме 18 руб.23 коп..
Согласно части 1 статьи 140 КАС РФ в случае разбирательства административного дела в судебном заседании о времени и месте судебного заседания обязательно извещаются лица, участвующие в деле, иные участники судебного разбирательства.
Представитель административного истца, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Административный истец ходатайствовал о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Романову М.В. была направлена судебная повестка с уведомлением о вручении по месту жительства, указанному в административном исковом заявлении: <адрес>. Судом установлено, что на день рассмотрения административного дела административный ответчик зарегистрирован по данному адресу.
После неудачной попытки вручить судебную повестку она была оставлена в почтовом отделении с извещением Романова М.В. о необходимости получения судебной повестки, однако он не является в почтовое отделение.
В соответствии с положениями статей 100 - 102 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа адресата принять судебную повестку (административный ответчик не является в почтовое отделение), несообщения Романова М.В. о перемене своего адреса во время производства по административному делу, если такое имеет место, при направлении ему судебной повестки по указанному им в заявлении адресу по административному делу имеются все законные основания для рассмотрения в отсутствие Романова М.В..
Суд признаёт причину неявки Романова М.В. в судебное заседание неуважительной и определил рассмотреть дело без его участия в силу части 2, 6, 7 статьи 150 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в случае направления по почте заказным письмом считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ).
Как следует из материалов административного дела: налогового уведомления, требования на имя Романова М.В зарегистрированы автомобили: <данные изъяты> и <данные изъяты>, следовательно, он является плательщиком транспортного налога.
Направленное Межрайонной ИФНС России №7 по Тверской области в адрес ответчика налоговое уведомление №55576163 от 21.09.2017 г., а также требование № 14640 об уплате транспортного налога и пени в срок до 02 февраля 2018 года, оставлено без исполнения.
Согласно статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Также в силу ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
С учетом приведенных выше положений налогового законодательства, в суд с заявлением о принудительном взыскании с Романова М.В. образовавшейся задолженности налоговый орган должен был обратиться в срок до 02.08.2018 г. Вместе с тем, настоящее административное исковое заявление предъявлено в суд 14.02.2019 г., т.е. за пределами установленного законом срока.
Срок на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании налога и иных обязательных платежей не является пресекательным и может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин его пропуска. Вопрос о пропуске срока на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций решается судом при рассмотрении административного дела.
Статьями 289, 290 установлено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Решение суда по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации предусматрено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Безусловная значимость взыскания в бюджет невыплаченных налого-плательщиками налогов и пеней не освобождает налоговые органы от обязанности обращаться в суд в установленные законом сроки, а в случае их несоблюдения приводить доводы и представлять доказательства уважительности такого пропуска.
Настоящее административное исковое заявление не содержит ссылок на обстоятельства, объективно препятствовавшие налоговому органу своевременно обратиться в суд с административным иском о взыскании задолженности. В обоснование уважительности причин пропуска срока на обращение в суд с иском, налоговый орган указал только на одно обстоятельство – постановка административного ответчика на учёт 31 августа 2018 года. Однако право на взыскание задолженности в судебном порядке возникло у Межрайонной ИФНС России №7 по Тверской области по прежнему месту жительства Романова М.В., которым налоговый орган не воспользовался без уважительной причины.
По убеждению суда, у налоговых органов имелась реальная возможность своевременно обратиться в суд с административным исковым заявлением в установленные сроки. Указанные налоговым органом в обоснование ходатайства о восстановлении срока обстоятельства не могут быть признаны судом уважительными.
Иных причин пропуска установленного срока обращения в суд административным истцом не указано, в связи с чем не имеется оснований для его восстановления.
При таких обстоятельствах ходатайство о восстановлении срока не подлежит удовлетворению.
С учетом пропуска налоговым органом срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с Романова М.В. задолженности по налогам и отсутствия оснований к восстановлению пропущенного процессуального срока, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного иска Межрайонной ИФНС России № 5 по Тверской области в полном объеме.
Руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Тверской области к Романову Максиму Владимировичу о восстановлении срока на подачу заявления о взыскании задолженности по налогам, взыскании задолженности за 2016 год по транспортному налогу в сумме 5100 руб, а также пени в сумме 18 руб.23 коп., отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бельский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 18 марта 2019 года.
Председательствующий В.К. Теплякова.
Дело №2а-23/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 марта 2019 года г. Белый.
Бельский районный суд Тверской области
в составе:
председательствующего судьи Тепляковой В.К.,
при секретаре Богачёвой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Тверской области к Романову Максиму Владимировичу о восстановлении срока на подачу заявления о взыскании задолженности по налогам, взыскании задолженности за 2016 год по транспортному налогу в сумме 5100 руб., а также пени в сумме 18 руб.23 коп.,
установил:
Межрайонная ИФНС России №5 по Тверской области обратилась в суд с административным иском к Романову Максиму Владимировичу о восстановлении срока на подачу заявления о взыскании задолженности по налогам, о взыскании задолженности за 2016 год по транспортному налогу в сумме 5100 руб., а также пени в сумме 18 руб.23 коп.. В обоснование иска административный истец указал, что Романов М.В. является плательщиком транспортного налога, поскольку имеет в собственности транспортные средства. С соответствии с Законом Тверской области от 06.11.2002 №75 –ЗО «О транспортном налоге в Тверской области» Межрайонной ИФНС России №7 по Тверской области административному ответчику был начислен налог за 2016 год в сумме 5100 рублей. Налогоплательщику направлено налоговое уведомление №55576163. В связи с тем, что Романов М.В. налог в установленные сроки не уплатил, ему в соответствии со ст.75 НК РФ за период с 02.12.2017 по 14.12.2017 г. были начислены пени в размере 18 руб. 23 коп. Межрайонной ИФНС России №7 по Тверской области административному ответчику направлено требование №14640 по состоянию на 15.12.2017г. в срок уплаты до 07.02.2018г. На момент подачи административного иска налогоплательщиком требование не исполнено.
При подаче административного искового заявления административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока для подачи административного искового заявления в отношении административного ответчика, в обоснование которого указано, что Романов М.В. поставлен на учёт в Межрайонной ИФНС №5 по Тверской области 31 августа 2018 года. Меры взыскания с Романова М.В. указанной задолженности и пени по прежнему месту регистрации налоговым органом (Межрайонной ИФНС России №7 по Тверской области) не принимались, срок для обращения в суд о взыскании задолженности пропущен по причине не обращения за взысканием в период возникновения права на взыскание задолженности в судебном порядке по месту прежней регистрации налогоплательщика. Как полагает административный истец, обстоятельства, объективно воспрепятствовавшие своевременному обращению налогового органа в суд, указанные в качестве причин пропуска срока, могут быть признаны уважительными. Поэтому административный истец просит суд восстановить процессуальный срок на подачу административного искового заявления о взыскании задолженности по налогам, и взыскать с Романова М.В. задолженность за 2016 год по транспортному налогу в сумме 5100 руб., а также пени в сумме 18 руб.23 коп..
Согласно части 1 статьи 140 КАС РФ в случае разбирательства административного дела в судебном заседании о времени и месте судебного заседания обязательно извещаются лица, участвующие в деле, иные участники судебного разбирательства.
Представитель административного истца, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Административный истец ходатайствовал о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Романову М.В. была направлена судебная повестка с уведомлением о вручении по месту жительства, указанному в административном исковом заявлении: <адрес>. Судом установлено, что на день рассмотрения административного дела административный ответчик зарегистрирован по данному адресу.
После неудачной попытки вручить судебную повестку она была оставлена в почтовом отделении с извещением Романова М.В. о необходимости получения судебной повестки, однако он не является в почтовое отделение.
В соответствии с положениями статей 100 - 102 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа адресата принять судебную повестку (административный ответчик не является в почтовое отделение), несообщения Романова М.В. о перемене своего адреса во время производства по административному делу, если такое имеет место, при направлении ему судебной повестки по указанному им в заявлении адресу по административному делу имеются все законные основания для рассмотрения в отсутствие Романова М.В..
Суд признаёт причину неявки Романова М.В. в судебное заседание неуважительной и определил рассмотреть дело без его участия в силу части 2, 6, 7 статьи 150 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в случае направления по почте заказным письмом считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ).
Как следует из материалов административного дела: налогового уведомления, требования на имя Романова М.В зарегистрированы автомобили: <данные изъяты> и <данные изъяты>, следовательно, он является плательщиком транспортного налога.
Направленное Межрайонной ИФНС России №7 по Тверской области в адрес ответчика налоговое уведомление №55576163 от 21.09.2017 г., а также требование № 14640 об уплате транспортного налога и пени в срок до 02 февраля 2018 года, оставлено без исполнения.
Согласно статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Также в силу ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
С учетом приведенных выше положений налогового законодательства, в суд с заявлением о принудительном взыскании с Романова М.В. образовавшейся задолженности налоговый орган должен был обратиться в срок до 02.08.2018 г. Вместе с тем, настоящее административное исковое заявление предъявлено в суд 14.02.2019 г., т.е. за пределами установленного законом срока.
Срок на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании налога и иных обязательных платежей не является пресекательным и может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин его пропуска. Вопрос о пропуске срока на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций решается судом при рассмотрении административного дела.
Статьями 289, 290 установлено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Решение суда по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации предусматрено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Безусловная значимость взыскания в бюджет невыплаченных налого-плательщиками налогов и пеней не освобождает налоговые органы от обязанности обращаться в суд в установленные законом сроки, а в случае их несоблюдения приводить доводы и представлять доказательства уважительности такого пропуска.
Настоящее административное исковое заявление не содержит ссылок на обстоятельства, объективно препятствовавшие налоговому органу своевременно обратиться в суд с административным иском о взыскании задолженности. В обоснование уважительности причин пропуска срока на обращение в суд с иском, налоговый орган указал только на одно обстоятельство – постановка административного ответчика на учёт 31 августа 2018 года. Однако право на взыскание задолженности в судебном порядке возникло у Межрайонной ИФНС России №7 по Тверской области по прежнему месту жительства Романова М.В., которым налоговый орган не воспользовался без уважительной причины.
По убеждению суда, у налоговых органов имелась реальная возможность своевременно обратиться в суд с административным исковым заявлением в установленные сроки. Указанные налоговым органом в обоснование ходатайства о восстановлении срока обстоятельства не могут быть признаны судом уважительными.
Иных причин пропуска установленного срока обращения в суд административным истцом не указано, в связи с чем не имеется оснований для его восстановления.
При таких обстоятельствах ходатайство о восстановлении срока не подлежит удовлетворению.
С учетом пропуска налоговым органом срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с Романова М.В. задолженности по налогам и отсутствия оснований к восстановлению пропущенного процессуального срока, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного иска Межрайонной ИФНС России № 5 по Тверской области в полном объеме.
Руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Тверской области к Романову Максиму Владимировичу о восстановлении срока на подачу заявления о взыскании задолженности по налогам, взыскании задолженности за 2016 год по транспортному налогу в сумме 5100 руб, а также пени в сумме 18 руб.23 коп., отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бельский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 18 марта 2019 года.
Председательствующий В.К. Теплякова.