Дело № 2-332/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 ноября 2019 года р.п. Полтавка
Полтавский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Абилова А.К.,
при секретаре Соколовой О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Полтавского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красногорского сельского поселения Полтавского муниципального района Омской обалсти о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения закона.
у с т а н о в и л :
Прокурор района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красногорского сельского поселения с указанным иском.
В обоснование требований указал, что проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что на территории Красногорского сельского поселения расположены 3 гидротехнических сооружения, владельцем которых является администрация указанного муниципального образования: плотины № 1 и 2 на ручье Платовская балка (на расстоянии 1.5 км и 1 км от села Платово соответственно), а также плотина № 3 на ручье Красногорский (на расстоянии 2.5 км от села Красногорка). Согласно сведениям Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г. Кемерово) указанные гидротехнические сооружения в Регистр до настоящего времени не внесены.
Просит признать бездействие ответчиков в части непроведения преддекларационного обследования трех гидротехнических сооружений. Возложить обязанность провести преддекларационное обследование с привлечением представителя Ростехнадзора, в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании истец – старший помощник прокурора района Маркова А.В. поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика Глазков А.В. требования прокурора признал частично, сославшись на отсутствие с их стороны бездействия.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 60 Водного кодекса Российской Федерации при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Пунктом 2 статьи 3 указанного кодекса установлено, что использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относятся плотины, к собственникам гидротехнических сооружений – муниципальные образования, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.
Декларацией безопасности гидротехнического сооружения является документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса.
Чрезвычайной ситуацией признается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии гидротехнического сооружения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Статьей 7 Закона установлено, что сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения.
При внесении в Регистр сведений о гидротехническом сооружении ему присваивается один из четырех классов в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений, установленными Правительством Российской Федерации, в том числе IV класс – гидротехническое сооружение низкой опасности.
На основании статьи 8 Закона обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется путем представления деклараций безопасности гидротехнических сооружений и заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.
Статьей 9 Закона на собственника гидротехнического сооружения возложена обязанность внесения сведений о гидротехническом сооружении в Регистр.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 03.07.2016 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О безопасности гидротехнических сооружений”» установлено, что сведения о гидротехническом сооружении, не внесенные в Регистр и (или) не обновленные в Регистре до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат обязательному внесению и (или) обновлению с присвоением гидротехническому сооружению соответствующего класса до 01.01.2019.
Проверкой установлено, что на территории Красногорского сельского поселения расположены 3 гидротехнических сооружения, владельцем которых является администрация указанного муниципального образования: плотины № 1 и 2 на ручье Платовская балка (на расстоянии 1.5 км и 1 км от села Платово соответственно), а также плотина № 3 на ручье Красногорский (на расстоянии 2.5 км от села Красногорка).
Согласно сведениям Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г. Кемерово) указанные гидротехнические сооружения в Регистр до настоящего времени не внесены.
В соответствии с информацией администрации Красногорского сельского поселения необходимые сведения в Регистр не внесены по причине отсутствия плотин в перечне объектов, имеющих гидротехнические сооружения, поднадзорные Ростехнадзору, подлежащих декларированию безопасности на территории Омской области.
Вместе с тем согласно пункту 7 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений (утв. постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 № 1303) декларирование безопасности гидротехнического сооружения не проводится, сведения о нем не вносятся в Регистр и разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения не требуется лишь в случае если участниками проведенного обследования установлено, что возможные повреждения гидротехнических сооружений не приведут к возникновению чрезвычайной ситуации.
Указанное обследование согласно пункту 8 (1) Положения оформляется актом преддекларационного обследования гидротехнических сооружений.
Форма акта утверждена приказом Ростехнадзора от 30.10.2013 № 506 «Об утверждении формы акта преддекларационного обследования гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)».
Вместе с тем в отношении вышеуказанных гидротехнических сооружений соответствующая комиссия не создавалась, преддекларационное обследование не проводилось, акт обследования не составлялся.
Таким образом, отсутствует гарантия, что в результате хозяйственной деятельности указанных объектов в будущем не создастся опасность причинения вреда окружающей среде, здоровью и имуществу человека. Тем самым нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на здоровье и на жизнь.
По данному факту прокуратурой района в адрес главы Красногорского сельского поселения 18.06.2019 внесено представление, которое рассмотрено и требования прокуратуры района признаны обоснованными.
Вместе с тем в ходе настоящей проверки устранения нарушений установлено, что администрацией Красногорского сельского поселения постановлением от 08.07.2019 № 75 создана комиссия по преддекларационному обследованию гидротехнических сооружений, однако преддекларационные обследования трех вышеуказанных гидротехнических сооружений до настоящего времени в полном объеме не проведены, акты преддекларационного обследования не составлялись.
Кроме того, администрация в нарушение пункта 7 вышеуказанного Положения к проведению преддекларационного обследования гидротехнических сооружений плотины № 1 (на ручье Платовская балка у с. Платово Полтавского района Омской области), плотины № 3 (Красногорская балка) представителя Ростехнадзора не привлекала.
Ссылка представителя ответчика на отсутствие с их стороны бездействия не обоснованна и подтверждается представленными доказательствами истца.
Предъявление настоящего заявления в интересах муниципального образования обусловлено необходимостью защиты окружающей среды, здоровья и имущества неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд,-
р е ш и л :
Признать незаконным бездействие администрации Красногорского сельского поселения Полтавского муниципального района, выразившееся в не проведении преддекларационного обследования трех гидротехнических сооружений: плотины № 1 и 2 на ручье Платовская балка, а также плотины № 3 на ручье Красногорский.
Возложить на администрацию Красногорского сельского поселения Полтавского муниципального района обязанность провести преддекларационное обследование трех гидротехнических сооружений: плотины № 1 и 2 на ручье Платовская балка, а также плотины № 3 на ручье Красногорский с привлечением представителя Сибирского управления Ростехнадзора, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Омский областной суд через Полтавский районный суд Омской области в течение месяца со дня оглашения.
Председательствующий: А.К. Абилов