Дело № 12-100/2022
Судья: Филиппова Н.И.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
31 мая 2022 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу Мамбеткуловой К.В. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики 8 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Мамбеткуловой Ксении Валерьевны,
установил:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 8 апреля 2022 года Мамбеткулова К.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Мамбеткулова К.В. выражает несогласие с судебным актом, ставит вопрос об его отмене и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указывает, что участие в одиночном пикете не является основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в материалах дела не имеется сведений о том, что заявитель нарушила общественный порядок и создала угрозу распространения коронавирусной инфекции; полагает, что нарушено ее право на свободу выражения мнения; сотрудники полиции, оформившие процессуальные документы по делу в судебное заседание не вызывались и не опрашивались; судом нарушен принцип равноправия и состязательности сторон, поскольку не участвовал прокурор.
В судебное заседание Мамбеткулова К.В. не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав пояснения защитника Мамбеткуловой К.В. - Раймова Р.И., прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и ст.6.3 названного кодекса.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуаций (ст. 19 Федерального закона № 68-ФЗ).
В силу положений подпункта «а.2» пункта «2» статьи 10 указанного Федерального закона Российской Федерации установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации относится к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В соответствии с требованиями подпункта «б» пункта 3 и подпунктом «в» и «г» пункта 4 этих Правил, при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020 утвержден Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1.
В данном документе, в числе прочего, разъяснено, что из анализа норм подпункта «а.2» пункта «а» статьи 10, подпункта «б» пункта 6 статьи 4.1, пунктов «а», «у», «ф» части 1 статьи 11, статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (в редакции от 01.04.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 417, в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (вопрос 17 вышеназванного Обзора).
В соответствии с распоряжением Главы Чувашской Республики от 18 марта 2020 года № 113-рг «О введении на территории Чувашской Республики режима повышенной готовности» на территории Чувашской Республики введен режим повышенной готовности с 18 марта 2020 года до особого распоряжения, согласно которому до особого распоряжения запрещено проведение на территории Чувашской Республики спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий.
В настоящее время указанное требование, предусмотренное распоряжением Главы Чувашской Республики от 18 марта 2020 года № 113-рг не отменено.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 19 час. 15 мин. по адресу: <адрес>, вблизи памятника В.И. Ленина, Мамбеткулова К.В. нарушила п. 2 распоряжения Главы Чувашской Республики от 18 марта 2020 года № 113-рг «О введении на территории Чувашской Республики режима повышенной готовности», т.е. провела одиночное пикетирование с применением средства массовой наглядной агитации – плаката с надписью «<данные изъяты>». Этим Мамбеткулова К.В. допустила невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существовала угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления 24 февраля 2022 года должностным лицом МВД в отношении Мамбеткуловой К.В. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1. КоАП РФ, и привлечения ее постановлением судьи районного суда к административной ответственности.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, рапортом сотрудника полиции и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Мамбеткуловой К.В. судьей районного суда правильно квалифицированы по пункту 1 статьи 20.6.1. КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и положениями законодательства в области общественной безопасности.
Доводы жалобы о том, что заявитель проводила одиночный пикет и не создавала угрозу распространения коронавирусной инфекции, участие в одиночном пикетировании не является основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, подлежат отклонению.
Одиночный пикет, в силу статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» является одной из форм публичного мероприятия (акция протеста), проводимого одним участником.
Довод жалобы о том, что пикет является публичным мероприятием, но не является массовым мероприятием, основан на неправильном толковании нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Мероприятие проводимое, на открытых площадках, в том числе: в парках, скверах, на улицах, площадях, и других территориях, связано с массовым пребыванием людей.
Проведение, в том числе, пикетирования с необходимостью предполагает возможность участия в нем неопределенного круга лиц, среди которых с большой долей вероятности могут оказаться и случайные люди.
Запрет на проведение любого массового мероприятия связан с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и обусловлен ограничительными мерами, направленными на защиту здоровья населения и предотвращение массового распространения коронавирусной инфекции.
Утверждения Мамбеткуловой К.В. о том, что привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ является нарушением ее права на свободу выражения мнений, не влечет отмену оспариваемого судебного акта, так как проведение публичных мероприятий на территории Чувашской Республики, в т.ч. около памятника В.И. Ленина, расположенного <адрес>, распоряжением Главы Чувашской Республики от 18 марта 2020 года № 113-рг «О введении на территории Чувашской Республики режима повышенной готовности», запрещено.
Доводы о том, что в судебном разбирательстве не принимал участие прокурор, как лицо, поддерживающее обвинение, не может быть принят во внимание.
Согласно части 2 статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.
В силу изложенного участие прокурора по делам, не указанным в части 2 статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не требуется.
Довод жалобы о рассмотрении дела судьей районного суда без вызова и допроса в качестве свидетелей сотрудников полиции, рапорта, а также письменные объяснения которых имеются в материалах дела, не может свидетельствовать о допущенных судьей районного суда процессуальных нарушениях при рассмотрении дела, поскольку отказ судьи районного суда в удовлетворении ходатайства о вызове для допроса сотрудников полиции на объективное установление фактических обстоятельств дела не повлияло.
С утверждением в жалобе в той части, что судом при рассмотрении дела об административном правонарушении нарушены правила оценки доказательств, согласиться нельзя.
Представленные по делу доказательства оценены в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Допустимость, достоверность и достаточность представленных по делу доказательств по настоящему делу не вызывает сомнений.
Таким образом, жалоба Мамбеткуловой К.В. не содержит доводов, которые могли бы повлечь отмену или изменение состоявшегося по делу постановления судьи районного суда.
Административное наказание назначено Мамбеткуловой К.В. в пределах санкции ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики 8 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мамбеткуловой Ксении Валерьевны оставить без изменения, жалобу Мамбеткуловой К.В.- без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова