Дело № 2-799/24
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 февраля 2024 года г. Чехов
Чеховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Малаховой Е.Б.
при секретаре Офицеровой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <данные изъяты> к ФИО2 о прекращении права собственности на оружие, разрешении уничтожить оружие,
УСТАНОВИЛ:
<данные изъяты> обратилось в суд с иском к ФИО2 о прекращении права собственности на гражданское оружие <данные изъяты> №, разрешении <данные изъяты> <адрес> уничтожения указанного оружия. Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом <данные изъяты> <данные изъяты> было изъято гражданское оружие в количестве <данные изъяты>, №, принадлежащее ФИО2 Указанное оружие было помещено на ответственное хранение в <данные изъяты>, далее передано на хранение на склады <данные изъяты>», затем на склады <данные изъяты> где и хранится в настоящее время. До настоящего времени собственником не предпринято никаких действий, направленных на оформление разрешительных документов на право хранения (хранения и ношения) оружия либо отчуждение оружия в установленном законом порядке. Оружие в течение продолжительного времени находится на складах, хранение и бремя содержания указанного оружия требует определенных материальных и трудовых затрат, что влечет дополнительное расходование бюджетных средств. В целях оформления разрешительного документа на право хранения оружия либо в целях его отчуждения в установленном порядке ответчик не обращался, оружие фактически является брошенным.
Представитель истца <данные изъяты> по доверенности ФИО5 в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие ответчика в порядке заочного судопроизводства, поскольку судом принимались меры к своевременному извещению ответчика о дне слушания дела, однако ответчик в судебное заседание не явился, о причинах неявки не уведомил, об отложении рассмотрения дела не просил.
Выслушав объяснения представителя истца, изучив, оценив и проанализировав доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
Оружие относится к имуществу, ограниченному в обороте, оборот гражданского и служебного оружия регулируется специальными нормативными актами - Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N №-ФЗ "Об оружии" и Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N № "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации".
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N №-ФЗ "Об оружии" контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право безвозмездно изымать и уничтожать в установленном порядке оружие, запрещенное к обороту на территории Российской Федерации, за исключением оружия, приобретенного до вступления в силу настоящего Федерального закона и находящегося у владельцев на законных основаниях.
Установлено, что ФИО2 принадлежит на праве собственности гражданское оружие - <данные изъяты> №.
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> у ФИО2 было изъято гражданское оружие в количестве <данные изъяты>, №, поскольку им были нарушены правила хранения оружия, срок разрешения истек, о чем составлен протокол изъятия оружия и патронов к нему, в отношении ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.8 КоАП РФ.
Указанное оружие было изъято и передано на ответственное хранение в <данные изъяты>
Как следует из протокола изъятия, общее техническое состояние оружия – удовлетворительное.
Как следует из искового заявления, представленных справки и рапорта, далее оружие было передано на склады <данные изъяты>», а затем ДД.ММ.ГГГГ передано на хранение на склады <данные изъяты> где находится до настоящего времени; собственник вещи длительный период времени не интересуется ее судьбой, за оформлением разрешения на право хранения (хранения и ношения) оружия либо в целях его отчуждения в установленном законом порядке не обращается.
В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
Исходя из п. 1 ст. 129 ГК РФ, ст. ст. 6, 13 Закона об оружии гражданское оружие относится к объектам гражданских прав, которые ограничены в гражданском обороте и могут находиться во владении, пользовании, распоряжении лица исключительно на основании разрешений.
Согласно ст. 22 Закона об оружии хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется гражданами Российской Федерации, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Длительное непринятие ФИО2 мер, направленных на возврат или отчуждение оружия, свидетельствует о фактическом отказе ответчика от права собственности на него.
Принимая во внимание данные положения гражданского законодательства, установленные по делу обстоятельства, а именно, что у ФИО2 лицензия (разрешение) на приобретение, хранение и ношение оружия отсутствует свыше одного года, а без лицензии на приобретение, хранение и ношение оружия оно не может быть в собственности, при этом ответчик мер к возврату изъятого оружия не предпринимает, а единственным основанием для владения оружием является наличие соответствующего разрешения, суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения права собственности ответчика на спорное оружие.
В силу статьи 27 Федерального закона "Об оружии" изъятие оружия и патронов к нему производится органами внутренних дел в случаях ношения оружия гражданами, находящимися в состоянии опьянения, нарушения гражданами правил хранения, изготовления, продажи, передачи или использования оружия и патронов к нему, а также пересылки оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; смерти собственника гражданского оружия или смерти гражданина, имевшего на законном основании боевое или служебное оружие.
Порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 79 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N № оружие и патроны изымаются органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами.
Изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в органы внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Пунктом 82 Правил установлено, что изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, организуемой Министерством культуры Российской Федерации, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия.
По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы, имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации.
Изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации (пункт 83).
Пунктом 10 Правил утвержден исчерпывающий перечень государственных военизированных организаций, которые могут осуществлять продажу гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, в который входят, в том числе Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.
Торговлю оружием и патронами (составными частями к патронам) к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица на основании лицензии, предоставленной им в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности (пункт 6).
Юридические лица, имеющие лицензии на торговлю оружием и патронами, принимают на комиссионную продажу от органов внутренних дел оружие и патроны, обращенные в установленном порядке в государственную собственность (пункт 9).
Из указанных правовых норм в их совокупности и взаимосвязи следует, что основным субъектом контроля за оборотом оружия в России на всех его стадиях, включая реализацию и уничтожение, являются органы внутренних дел (полиция) и подразделения войск национальной гвардии.
В силу ст. 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок (пункт 1).
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (пункт 2).
Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику (пункт 3).
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих, что оружие, являющееся предметом спора, не имеет культурную ценность, не относится к оружию, в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, является технически непригодным для эксплуатации, самодельным или переделанным, а также запрещенным к обороту на территории Российской Федерации, в материалы дела не представлены. Согласно объяснениям представителя истца, оружие является технически исправным.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований о разрешении Главному управлению войск национальной гвардии по <адрес> уничтожить спорное оружие, суд не находит.
Отсутствие специального нормативного правового акта, регламентирующего порядок уничтожения оружия, изъятого в связи с совершением административного правонарушения, не является основанием для разрешения истцу принять меры в отношении имущества, которое относится к объектам, ограниченным в обороте, в том числе передавать его иным органам и принимать решения о его уничтожении.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» подлежат взысканию судебные издержки в виде государственной пошлины в размере 300 руб., от уплаты которой истец освобожден в силу закона.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования <данные изъяты> удовлетворить частично.
Прекратить право собственности ФИО2 на гражданское оружие <данные изъяты>, №.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с ФИО2 госпошлину в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» в размере № рублей.
Решение может быть обжаловано ответчиком в течение 7 дней со дня вручения ему копии путем подачи в суд, принявший заочное решение, заявления об отмене этого решения.
В апелляционном порядке решение может быть обжаловано ответчиком в Московский областной суд в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий подпись