Дело № 2-737/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации07 сентября 2015 года г. Кострома
Костромской районный суд Костромской области в составе судьи Соболевой М.Ю., при секретаре Березиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области к Мочалову С.А. о взыскании задолженности по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 7 по Костромской области обратилась в суд с иском к Мочалову С.А. о взыскании задолженности по налогам и пени. Требования мотивированы тем, что Мочалову С.А. принадлежит на праве собственности недвижимость:
- нежилое здание, расположенное по адресу: (адрес), оценочной стоимостью - *****.;
- жилой дом, расположенный по адресу: (адрес), х. Затишье, 1, оценочной стоимостью - *****
В соответствии с п. 9 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (с изм. и доп.) уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога.
Сумма налога к уплате за 2011 год составила *****:
*****. (налоговая база) * 1/1 (доля) * 2,0 % (налоговая ставка) * 3 (количество месяцев);
Сумма налога к уплате за 2012 г. составила *****
*****. (налоговая база) * 1/1 (доля) * 2,0 % (налоговая ставка);
Сумма налога к уплате за 2013 г. составила *****
*****. (налоговая база) * 1/1 (доля) * 2,0 % (налоговая ставка) = *****
*****. (налоговая база) * 1/2 (доля) * 0,1 % (налоговая ставка) = 03,00 руб.
Всего налог к уплате составил *****
В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан (частной собственностью) являются земельные участки, приобретении гражданами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В основании ст.ст. 42, 65 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны своевременно производить платежи за землю. Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно ст.ст. 387, 388, 397 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актам представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Налог и авансовые платежи по земельному налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно сведениям государственного земельного кадастра, представленным в налоговый орган в соответствии с п. 11 ст. 396 Налогового кодекса РФ, Мочалову С.А. принадлежат на праве собственности:
- земельный участок, расположенный по адресу: (адрес), кадастровый номер №, кадастровая стоимость земельного участка (налоговая база) составляет *****. (2011г.); ***** (2012-2013гг.);
- земельный участок, расположенный по адресу: (адрес), кадастровый номер № кадастровая стоимость земельного участка (налоговая база) составляет *****. (2011г.); *****. (2012-2013 гг.);
- земельный участок, расположенный по адресу: (адрес) кадастровый номер № кадастровая стоимость земельного участка (налоговая база) составляет *****
- земельный участок, расположенный по адресу: (адрес), кадастровый номер №, кадастровая стоимость земельного участка (налоговая база) составляет *****
В соответствии со ст. 397 НК РФ платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщикам в порядке и сроки, которые установлены нормативными: правовыми актами представительных органов муниципальных образований на оснований налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Сумма налога к уплате за 2011 г. составила *****
*****. (кадастровая стоимость земельного участка) * 1/1 (доля) * 1,5% (налоговая ставка) * 2 (количество месяцев) = *****
***** (кадастровая стоимость земельного участка) * 1/1 (доля) * 1,5% (налоговая ставка) * 2 (количество месяцев) = *****
Сумма налога к уплате за 2012 г. составила *****
- *****. (кадастровая стоимость земельного участка) * 1/1 (доля) * 1,5% (налоговая ставка) = *****
- *****. (кадастровая стоимость земельного участка) * 1/1 (доля) * 1,5% (налоговая ставка) = *****
Сумма налога к уплате за 2013 г. составила *****
***** (кадастровая стоимость земельного участка) * 1/1 (доля) * 1,5% (налоговая ставка) = *****
*****. (кадастровая стоимость земельного участка) * 1/1 (доля) * 1,5% (налоговая ставка) = *****
*****. (кадастровая стоимость земельного участка) * 1/2 (доля) * 1,5% (налоговая ставка) = *****.; *****. (кадастровая стоимость земельного участка) * 1/2 (доля) * 0,3% (налоговая ставка) = *****
Сумма налога в размере *****. исчислена ранее и поэтому всего сумма налога куплате составила *****
В установленный законом срок налогоплательщиком налоги не уплачены.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня срочной 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» отметил, что по смыслу ст. 57 Конституции РФ налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню, как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
В соответствии со ст. ст. 72, 75 НК РФ с учетом их конституционного истолкования пеня - один из способов обеспечения обязанности уплаты налогов и сборов; исполнение публично-правовой обязанности налогоплательщика по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения конституционной обязанности по уплате налога; субъект налоговых правоотношений, своевременно не исполнивший обязанность уплачивать налог в бюджет и сэкономивший таким образом свои средства от инфляции, обязан компенсировать бюджету убытки независимо от причин такой просрочки.
При уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ (п. 2 ст. 57 НК РФ). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога (п. 3 ст. 75 НК РФ).
По налогу на имущество физических лиц пеня составила 21,97 руб., по земельному налогу - 2604,22 руб.
В соответствии с п.1 ст. 45, п. 2 ст. 69, 70 НК РФ инспекция выставила налогоплательщику требования №№ 297135, 297136 от 08 ноября 2014 года об уплате задолженности по налогам, где указан срок для добровольной уплаты до 12 декабря 2014 года. Названные требования были направлены налоговым органом в адрес для взаимодействия с физическим лицом: (адрес) который заявлен налогоплательщиком самостоятельно.
Требования об уплате задолженности до настоящего времени не исполнены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 31, 48 Налогового кодекса РФ Межрайонная ИФНС России № 7 Костромской области просит взыскать с ответчика Мочалова С.А. задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере *****. и пени размере *****., по земельному налогу в размере *****. и пени в размер ***** а в общей сумме *****
Определением Ленинского районного суда г. Иваново от 06 мая 2015 года гражданское дело по иску Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области к Мочалову С.А. о взыскании задолженности по налогам и пени передано по подсудности в Костромской районный суд.
Определением от 11 июня 2015 года гражданское дело по иску Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области к Мочалову С.А. о взыскании задолженности по налогам и пени принято к производству Костромского районного суда.
В процессе рассмотрения дела представитель истца Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области Егорова Н.В., действующая на основании доверенности, заявляла ходатайство о прекращении производства по делу в части взыскания с Мочалова С.А. задолженности по земельному налогу в сумме ***** в связи с уточнением налогооблагаемой базы на земельные участки с кадастровыми номерами № и №
Определением от 06 августа 2015 горда производство по гражданскому делу по иску Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области к Мочалову С.А. о взыскании задолженности по налогам и пени прекращено в части взыскания задолженности по земельному налогу за период с 2011 по 2013 г.г. в сумме ***** в связи с отказом истца от иска.
Представитель истца Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области Егорова Н.В., действующая на основании доверенности, заявляла ходатайство о прекращении производства по делу в части взыскания с Мочалова С.А. задолженности по земельному налогу на земельный участок с кадастровым номером № за 2011 год в сумме *****, на земельный участок с кадастровым номером № за 2012 год в сумме в сумме *****, а всего ***** по тем основаниям, что судебным приказом мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района г. Иваново от 16 мая 2014 года указанная задолженность взыскана с Мочалова С.А.
Определением от 02 сентября 2015 горда производство по гражданскому делу по иску Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области к Мочалову С.А. о взыскании задолженности по налогам и пени прекращено в части взыскания задолженности по земельному налогу за период с 2011 по 2012 г.г. в сумме ***** в связи с отказом истца от иска.
Представитель истца Межрайонной ФНС России № 7 по Костромской области Егорова Н.В. окончательно просила взыскать с Мочалова С.А. задолженность по налогу на имущество физических лиц в сумме *****, пени в сумме *****, задолженность по оплате земельного налога в за 2011 год в размере *****., за 2012 года в размере *****., за 2013 год в размере *****., а всего *****, пени в сумме ***** по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Ответчик Мочалов С.А. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, причины неявки неизвестны, ходатайств об отложении слушания дела не заявлено.
Представитель ответчика Кочеткова Е.С., действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования признала частично, не оспаривала наличие задолженности Мочалова С.А. по оплате налога на имущество физических лиц в период с 2011 по 2013 г.г., а также её размер, как и требование о взыскании пени в сумме *****. Возражала по требованиям о взыскании с Мочалова С.А. земельного налога в период с 2011 по 2013 г.г. на земельный участок, расположенный по адресу: (адрес), кадастровый номер №, указав, что у ответчика отсутствует обязанность уплачивать земельный налог в отношении указанного земельного участка.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в названном Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41, Пленума Высшего Арбитражного Суда российской Федерации N 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при уяснении для целей налогообложения значения института, понятия или термина гражданского, семейного или другой отрасли законодательства суд при рассмотрении спора не применяет положения соответствующей отрасли законодательства только в том случае, когда в законодательстве о налогах и сборах содержится специальное определение данного института, понятия или термина для целей налогообложения.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В пункте 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
13 октября 2011 года между мной (Покупатель) и ООО «Зенит» (Продавец) был заключен договор купли-продажи указанного земельного участка.
В 2012 году прокурор Костромской области обратился в Арбитражный суд Костромской области с исковым заявлением ко мне, к администрации Костромского муниципального района Костромской области, комитету имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Костромского муниципального района Костромской области, Федерации Независимых Профсоюзов России, Федерации организации профсоюзов Костромской области, ООО «Зенит», в том числе, о признании недействительным (ничтожным) подпункта 13 пункта 1.1 договора купли-продажи от 13 октября 2011 года между ООО «Зенит» и мной, о возложении на меня обязанности возвратить в казну Костромской области земельный участок с кадастровым номером № земли особо охраняемых природных территорий, разрешенное использование: для организации отдыха, общей площадью *****, адрес: (адрес)», административный корпус.
4 октября 2013 года Арбитражный суд Костромской области принял решение, в том числе, о признании недействительным (ничтожным) подпункта 13 пункта 1.1 договора купли-продажи от 13 октября 2011 года, заключенного между ООО «Зенит» и мной, о возложении на меня обязанности возвратить в казну Костромской области земельный участок с кадастровым номером №, земли особо охраняемых природных территорий, разрешенное использование: для организации отдыха, общей площадью ***** адрес: (адрес)
Основанием для признания ничтожными условий договора и применении последствий ничтожности договора в виде возврата в казну Костромской области указанного земельного участка являлись положения статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации - недействительность сделки, нарушающей требования закона или иного правового акта.
Принимая во внимание, что договор купли-продажи от 13 октября 2011 года был признан Арбитражным судом Костромской области недействительным с момента его заключения, то в силу статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрацииправ на недвижимое имущество и сделок с ним» он не мог служить основанием возникновения, перехода, прекращения права и государственной регистрации права собственности на земельный участок.
При таких обстоятельствах земельный участок, расположенный по адресу: (адрес), кадастровый номер № не мог являться объектом налогообложения, так как владение этим объектом на праве собственности не было основано на законе.
С согласия представителя истца и представителя ответчика в соответствии со ст. 167 ч. 3 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика Мочалова С.А.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Как установлено ст. 3 НК Российской Федерации, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При этом, согласно ст. 45, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Плательщиками налогов на имущество физических лиц в силу п. 1 ст. 1 Закона РФ от 09.12.1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" являются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения
Согласно п. 1 ст. 2 указанного Закона объектами налогообложения признаются, в том числе жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
Исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами (п. 1 ст. 5 Закона). Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог. Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.
Согласно п. 10 ст. 5 вышеназванного закона, лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате.
Как следует из материалов дела, Мочалову С.А. на праве собственности принадлежит
- нежилое здание, расположенное по адресу: (адрес) расположенный по адресу: (адрес) что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17 июня 2015 года.
На основании вышеназванных норм права ответчику начислен налог на имущество физических лиц, в том числе
- за 2011 года на нежилое здание оценочной стоимостью *****.* 1/1 (доля) * 2,0 % (налоговая ставка) * 3 (количество месяцев) в сумме *****,
- за 2012 год на нежилое здание оценочной стоимостью *****.* 1/1 (доля) * 2,0 % (налоговая ставка) в сумме *****;
- за 2012 год на нежилое здание оценочной стоимостью *****.* 1/1 (доля) * 2,0 % (налоговая ставка) в сумме *****; на жилой дом оценочной стоимостью ***** * 1/2 (доля) * 0,1 % (налоговая ставка) в сумме *****
Всего *****.
Ответчику направлено требование № от 08 ноября 2014 года, в котором предложено в срок до 12 декабря 2014 года погасить имеющуюся задолженность в сумме *****, пени в размере *****, которая образовалась в связи с просрочкой уплаты налога по состоянию на 08 ноября 2014 года, неисполнение которого явилось основанием для обращения истца с требованиями о ее взыскании в судебном порядке.
В ходе рассмотрения дела ответчик доказательств исполнения требования об уплате задолженности не представлены.
Согласно положениям статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Следовательно, исходя из содержания приведенных норм права, пеня взыскивается одновременно с суммой начисленного налоговым органом налога, в случае уплаты его в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Представленный налоговым органом расчет пени в размере 21 рубль 97 копеек был проверен судом и признан арифметически верным. Ответчиком и представителем ответчика Кочетковой Е.С. расчет пени не оспаривался.
При таких обстоятельствах, учитывая, что установленная законом обязанность по уплате налога на имущество ответчиком не исполнена; о необходимости исполнения такой обязанности Мочалов С.А. своевременно уведомлялся налоговым органом; установленный законом шестимесячный срок для обращения налогового органа в суд соблюден; основания для взыскания с Мочалова С.А. недоимки по налогу и пени имеются, требования Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области о взыскании с Мочалова С.А. задолженности. по налогу на имущество физических лиц за период с 2011 по 2013 г.г в сумме ***** и пени ***** подлежат удовлетворению.
Разрешая требования о взыскании с Мочалова С.А. задолженности по оплате земельного налога, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан (частной собственностью) являются земельные участки, приобретении гражданами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В основании ст.ст. 42, 65 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны своевременно производить платежи за землю. Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно ст.ст. 387, 388, 397 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актам представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Налог и авансовые платежи по земельному налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно представленных выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17 июня 2015 года Мочалову С.А. принадлежат на праве собственности следующие земельные участки:
земельный участок, расположенный по адресу: (адрес), кадастровый номер №
- земельный участок, расположенный по адресу: (адрес), кадастровый номер №
- земельный участок, расположенный по адресу: (адрес) кадастровый номер №
- земельный участок, расположенный по адресу: (адрес), кадастровый номер №.
На основании вышеназванных норм права ответчику начислен земельный налог, в том числе
- за 2011 года на земельный участок с кадастровым номером № кадастровой стоимостью *****.* 1/1 (доля) * 1,5 % (налоговая ставка) * 2 (количество месяцев) в сумме *****,
- за 2012 год на земельный участок с кадастровым номером № кадастровой стоимостью *****. * 1/1 (доля) * 1,5 % (налоговая ставка) в сумме *****
Сумма налога к уплате за 2013 г. составила *****
11 974 068 (кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № * 1/1 (доля) * 1,5% (налоговая ставка) = *****
*****. (кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №) * 1/1 (доля) * 1,5% (налоговая ставка) = *****
***** (кадастровая стоимость земельного участка кадастровым номером №) * 1/2 (доля) * 1,5% (налоговая ставка) = *****
*****. (кадастровая стоимость земельного участка кадастровый номер №) * 1/2 (доля) * 0,3% (налоговая ставка) = *****
Всего начислен земельный налог за период с 2011 по 2013 г.г. в сумме *****
В соответствии со ст. 45 п. 1, ст. 69 п.2, ст. 70 НК РФ инспекцией ответчику направлено требование № от 08 ноября 2014 года, в котором предложено в срок до 12 декабря 2014 года погасить имеющуюся задолженность в сумме *****., пени в размере ***** которая образовалась в связи с просрочкой уплаты налога по состоянию на 08 ноября 2014 года, неисполнение которого явилось основанием для обращения истца с требованиями о ее взыскании в судебном порядке.
В ходе рассмотрения дела ответчик доказательств исполнения требования об уплате задолженности не представлены.
Следовательно, исходя из содержания ст. 75 НК РФ, пеня взыскивается одновременно с суммой начисленного налоговым органом налога, в случае уплаты его в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Представленный налоговым органом расчет пени в размере 2 526 рублей 99 копеек был проверен судом и признан арифметически верным. Ответчиком и представителем ответчика Кочетковой Е.С. расчет пени не оспаривался.
При таких обстоятельствах, учитывая, что установленная законом обязанность по уплате земельного налога ответчиком не исполнена; о необходимости исполнения такой обязанности Мочалов С.А. своевременно уведомлялся налоговым органом; установленный законом шестимесячный срок для обращения налогового органа в суд соблюден; основания для взыскания с Мочалова С.А. недоимки по земельному налогу и пени имеются, требования Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области о взыскании с Мочалова С.А. задолженности по земельному налогу за период с 2011 по 2013 г.г. в сумме ***** и пени ***** подлежат удовлетворению.
Суд находит необоснованным довод представителя ответчика Кочетковой Е.С. о том, что решением Арбитражного суда Костромской области от 04 октября 2013 года под. 13 п. 1.1 договора купли-продажи от 13 октября 2011 года, заключенного между ООО «Зенит» и Мочаловым С.А. признан недействительным, на ответчика возложена обязанность возвратить в казну Костромской области земельный участок с кадастровым номером №, земли особо охраняемых природных территорий, разрешенное использование: для организации отдыха, общей площадью *****, адрес: (адрес), и в силу ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрацииправ на недвижимое имущество и сделок с ним» указанный договор не может служить основанием возникновения, перехода, прекращения права и государственной регистрации права собственности на земельный участок, потому земельный участок с кадастровым номером № не может являться объектом налогообложения.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 04 октября 2013 года признан недействительным (ничтожным) договор купли-продажи земельных участков № от 27 февраля 2009 года, применены последствия недействительности ничтожной сделки - данного договора купли- продажи земельных участков № от 27.02.2009:
- признаны недействительными (ничтожными) подпункты 24-27 пункта 1.2 и пункт 2.5 договора пожертвования от 09.12.2011, заключенного между Федерацией независимых профсоюзов России, Федерации организаций профсоюзов Костромской области, в редакции дополнительного соглашения к договору пожертвования от 09.12.2011;
- Федерация организаций профсоюзов Костромской области обязана возвратить в казну Костромской области земельный участок площадью ***** с кадастровым номером № расположенный в (адрес)
- Федерация организаций профсоюзов Костромской области обязана возвратить в казну Костромской области земельный участок с кадастровым номером №, земли особо охраняемых природных территорий и объектов, разрешенное использование: для организации отдыха, общей площадью *****., адрес: (адрес)
- Федерация организаций профсоюзов Костромской области обязана возвратить в казну Костромской области земельный участок с кадастровым номером №, земли особо охраняемых природных территорий и объектов, разрешенное использование: для организации отдыха, общей площадью *****., адрес: (адрес)
- Федерация организаций профсоюзов (адрес) обязана возвратить в казну (адрес) земельный участок с кадастровым номером №, земли особо охраняемых природных территорий и объектов, разрешенное использование: для организации отдыха, общей площадью ***** адрес: (адрес)
- признаны недействительными (ничтожными) п.п. 13 п. 1.1, п.п. 13 п. 1.2 договора купли-продажи доли земельного участка с кадастровым номером №, земли особо охраняемых природных территорий и объектов, разрешенное использование: для организации отдыха, общей площадью *****., адрес: (адрес) от 28.07.2011 года, заключенный между ООО «Зенит» и Федерацией независимых профсоюзов России;
- признаны недействительными (ничтожными) п.п. 13 п. 1.1, п.п. 13 п. 1.2 договора купли-продажи доли земельного участка с кадастровым номером №, земли особо охраняемых природных территорий и объектов, разрешенное использование: для организации отдыха, общей площадью *****., адрес: (адрес) от 12.07.2011 между ООО «Зенит» и Федерации организаций профсоюзов Костромской области;
- признан недействительным (ничтожным) подпункт 13 пункта 1.1 договора купли-продажи от 13.10.2011 между ООО «Зенит» и ИП Мочаловым С.А.
- ИП Мочалов С.А. обязан возвратить в казну Костромской области земельный участок с кадастровым номером №, земли особо охраняемых природных территорий и объектов, разрешенное использование: для организации отдыха, общей площадью ***** адрес: (адрес)
- с комитета имущественных и земельных отношений администрации Костромского муниципального района Костромской области в пользу Федерации независимых профсоюзов России взысканы денежные средства в размере *****
- с комитета имущественных и земельных отношений администрации Костромского муниципального района (адрес) в пользу Федерации организаций профсоюзов Костромской области взысканы денежные средства в размере *****
- признано право собственности (адрес) на спорные земельные участки: с кадастровым номером № с кадастровым номером №, с кадастровым номером №, с кадастровым номером № с кадастровым номером №
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 06 февраля 2014 года принять отказ ответчика общественной организации «Федерация организаций профсоюзов (адрес)» от апелляционной жалобы, производство по апелляционной жалобе данного ответчика прекратить.
Апелляционные жалобы администрации Костромского муниципального района, общественной организации «Федерация Независимых Профсоюзов России» удовлетворены в части.
Решение Арбитражного суда Костромской области от 04.10.2013 по делу № АЗ 1-6818/2012 изменить, исключить из резолютивной части решения абзац 1 пункта 2 слова «Применить последствия недействительности ничтожной сделки - договора купли-продажи земельных участков № от 27.02.2009 между Комитетом имущественных и земельных отношений администрации Костромского муниципального района Костромской области, Федерацией Независимых Профсоюзов России, Федерацией организаций профсоюзов Костромской области».
В остальной части решение Арбитражного суда Костромской области от 04.10.2013 по делу № А31-6818/2012 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 мая 2014 года решение Арбитражного суда Костромской области от 04.10.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.02.2014 по делу № А31-6818/2012 отменено в части истребования из чужого незаконного владения общественной организации «Федерация организаций профсоюзов Костромской области» земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № №
В отмененной части принят новый судебный акт: в удовлетворении иска Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области к общественной организации «Федерация организаций профсоюзов (адрес)» об истребовании из чужого незаконного владения земельных участков с кадастровыми номерами №, № № и № отказать.
В остальной части судебные акты оставлено без изменения.
Согласно ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Статьей 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Из изложенного следует, что плательщиком налога на имущества физических лиц является лицо, которое указано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, как обладающее соответствующим вещным правом на недвижимое имущество, в силу чего обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на недвижимое имущество, то есть внесения записи в указанный реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующее недвижимое имущество.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01 апреля 2015 года, копии дела правоустанавливающих документов, представленной Управлением Росреестра по Костромской области от 25 июня 2015 года Мочалов С.А. с 17 октября 2011 года являлся собственником объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером № площадью ***** расположенного по адресу: (адрес), а потому в соответствии с Законом Российской Федерации от 09.12.1991 г. N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» Мочалов С.А. является плательщиком налога на имущество физических лиц с момента регистрации за ним права собственности на указанный объект недвижимости до внесения в реестр записи о праве на этот объект недвижимости иного лица.
Согласно сведений, представленных Управлением Росреестра по Костромской области от 20 августа 2015 года, Мочалов С.А. с заявлением о прекращении права собственности на земельный участок с кадастровым номером № в установленном законом порядке в Управление не обращался.
По смыслу статьи 54 НК РФ налоговые последствия влекут не сами гражданско-правовые сделки, а совершаемые в их исполнение финансово-хозяйственные операции, отражаемые в бухгалтерском учете. При этом налогообложению подвергается финансовый результат, формируемый по итогам налогового (отчетного) периода на основе данных регистров бухгалтерского учета, в том числе совокупности совершенных в этом периоде названных операций.
Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается, в том числе, с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком, плательщиком сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Согласно ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Пункт 3 настоящей статьи содержит принципиальное положение о недопустимости по общему правилу применения гражданского законодательства к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в частности к налоговым, другим финансовым и административным отношениям, если иное прямо не предусмотрено законом.
Запрет такого рода продиктован существенными различиями в методах регулирования отношений, присущих, с одной стороны, отраслям частного права, каковым является гражданское право, и, с другой стороны, отраслям публичного права, в том числе, налогового права.
Таким образом, признание гражданско-правовой сделки недействительной само по себе не может изменять налоговых правоотношений, если только законодательство о налогах и сборах не предусматривает это обстоятельство в качестве основания возникновения, изменения или прекращения обязанности по уплате налогов.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. N 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога», судам необходимо исходить из того, что плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что, несмотря на то, что решением Арбитражного суда Костромской области от 04 октября 2013 года под. 13 п. 1.1 договора купли-продажи от 13 октября 2011 года, заключенного между ООО «Зенит» и Мочаловым С.А. признан недействительным, на ответчика возложена обязанность возвратить в казну Костромской области земельный участок с кадастровым номером №, налогоплательщиком по налогу на имущество физических лиц за 2013 год является Мочалов С.А., поскольку он обладал указанным недвижимым имуществом в данный период времени, так как на него было зарегистрировано право собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со ст. 103 ГПК Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден в установленном законом порядке, взыскивается с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Поскольку Межрайонная ИФНС России № 7 по Костромской области при обращении в суд освобождена от уплаты госпошлины, она подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области удовлетворить.
Взыскать с Мочалова С.А. в пользу Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области задолженность по налогу на имущество физических лиц за период с 2011 по 2013 г.г. в сумме ***** и пени *****; задолженности по земельному налогу за период с 2011 по 2013 г.г. в сумме ***** и пени *****, а всего *****
Взыскать с Мочалова С.А. госпошлину в доход бюджета муниципального образования Костромского муниципального района в размере *****.
Решение может быть обжаловано сторонами в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение месяца с момента его изготовления в мотивированном виде.
Судья М.Ю. Соболева