Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-277/2023 ~ М-148/2023 от 16.05.2023

Дело № 2-277/2023

    УИД 32RS0029-01-2023-000194-08

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 сентября 2023 года                                                                   пос. Суземка

Суземский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Азаровой О.Н.,

при секретаре судебного заседания Грозновой И.А.,

с участием:

ответчика Цыганкова Н.В. и его представителя-адвоката Алешечкиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению департамента сельского хозяйства Брянской области к Цыганкову Н.В. о взыскании денежных средств, полученных из областного бюджета на финансирование мероприятий «Развитие семейных животноводческих ферм» Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2017-2020г.г.) в 2018 году,

    У С Т А Н О В И Л:

Департамент сельского хозяйства Брянской области обратился в суд с иском к Цыганкову Н.В. о взыскании гранта, в обоснование которого указал, что на основании решения конкурсной комиссии по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств на право предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм и отбору начинающих фермеров на право предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров от 24.05.2018 года ИП глава К(Ф)Х Цыганков Н.В. признан участником мероприятия «Развитие семейных животноводческих ферм» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2017-2020г.г.) в 2018 году, а приказом департамента сельского хозяйства Брянской области №1 от 05.06.2018 года Цыганков Н.В. признан получателем гранта по вышеуказанному мероприятию в сумме 5 000 000 рублей. 05.06.2018 года между Департаментом сельского хозяйства Брянской области, ГКУ Брянской области «Суземское районное управление сельского хозяйства» и Цыганковым Н.В. заключено Соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета. Департаментом сельского хозяйства Брянской области обязательства, предусмотренные п.4.1.1 Соглашения по предоставлению гранта, исполнены, денежные средства в размере 5 000 000 рублей перечислены Цыганкову Н.В., который, в свою очередь, нарушил условия Соглашения по осуществлению деятельности К(Ф)Х в течение не менее 5 лет, поскольку 24.11.2022 года прекратил деятельность К(Ф)Х.

Досудебная претензия Департамента сельского хозяйства Брянской области с требованием по возврату бюджетных средств, направленная в адрес ответчика 19.04.2023 года и полученная им 21.04.2023 года, оставлена без удовлетворения. Просит взыскать с Цыганкова Н.В. в пользу департамента сельского хозяйства, осуществляющего функции главного распорядителя средств областного бюджета, направляемых на финансирование программ и мероприятий подведомственной сферы деятельности, денежные средства в размере 5 000 000 (пять миллионов) рублей, полученных из областного бюджета на финансирование мероприятия «Развитие семейных животноводческих ферм» Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2017-2020г.г.) в 2018 году.

Представитель истца Калачев Д.Е. в ходе судебного разбирательства заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, указав, что, несмотря на удовлетворение гражданского иска департамента сельского хозяйства Брянской области по возмещению причиненного преступлением ущерба в рамках уголовного дела в отношении Цыганкова Н.В., сумма предоставленного последнему гранта в размере 5 000 000 рублей за нарушение условий Соглашения – досрочное прекращение деятельности, подлежит возмещению в полном объеме, поскольку данный гражданско-правовой спор имеет иной предмет и основание заявленных требований.

Ответчик Цыганков Н.В. в судебном заседании возражал против заявленных требований, пояснив, что во время осуществления им деятельности К(Ф)Х грант был освоен им в полном объеме, претензий к нему не поступало. В рамках уголовного дела был наложен арест на его имущество, в связи с чем он был лишен возможности уплачивать налоги и сборы. Кроме того, район, в котором он осуществлял деятельность К(Ф)Х, является приграничным и в сложившейся обстановке подвергается периодическим обстрелам с территории Украины. По указанным причинам им было принято о прекращении деятельности К(Ф)Х.

Представитель ответчика Алешечкина А.В. возражала против заявленных требований, поскольку в рамках уголовного дела в отношении Цыганкова Н.В. был удовлетворен гражданский иск, т.е. частично сумма предоставленного гранта уже была взыскана, однако в данной части приговор суда не исполнен. Указала, что основные условия предоставления гранта Цыганковым Н.В. были выполнены, денежные средства освоены в полном объеме и использованы по целевому назначению, а прекращение деятельности К(Ф)Х за 7 месяцев до истечения пятилетнего срока (незначительный период) не является безусловным основанием для взыскания суммы гранта. Прекращение сельскохозяйственной деятельности Цыганковым Н.В. обусловлено объективными причинами, а именно: невозможностью ведения данного рода деятельности с использованием арестованного имущества, а также небезопасным расположением фермы в приграничном районе, подвергающемся постоянным обстрелам со стороны ВСУ. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку двойная ответственность за нарушение обязательств законодательством запрещена.

        Изучив доводы искового заявления, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, в целях реализации государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 №717, Правительством Брянской области от 26.12.2016 года №729-п издано постановление «Об утверждении государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2017-2020г.г.).

Согласно приложению №6 к государственной программе (Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации), в качестве заявителя выступает крестьянское (фермерское) хозяйство или индивидуальный предприниматель, являющийся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, основными видами деятельности которых являются производство и (или) переработка сельскохозяйственной продукции, зарегистрированные на сельской территории или на территории сельской агломерации субъекта Российской Федерации в текущем финансовом году, которые обязуются осуществлять деятельность на сельской территории или на территории сельской агломерации в течение не менее 5 лет со дня получения средств и достигнуть показателей деятельности, предусмотренных проектом создания и (или) развития хозяйства.

Постановлением правительства Брянской области от 26.12.2016 года №729-п издано постановление «Об утверждении государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2017-2020г.г.) урегулированы правила предоставления и распределения субсидий.

В соответствии с постановлением Правительства Брянской области от 26.12.2016 года №729-п, субсидии из областного бюджета, включая целевой межбюджетный трансфер (субсидию) из федерального бюджета, предоставляемые в объеме бюджетных ассигнований, предоставляются сельскохозяйственным производителям Брянской области, являющимся главами крестьянских (фермерских) хозяйств, деятельность которых на дату подачи заявки превышает 24 месяца со дня их регистрации.

Согласно Выписке из ЕГРИП, 10.03.2015 года Цыганковым Н.В. зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство.

Осуществляя предпринимательскую деятельность, Цыганков Н.В. 24.04.2018 года подал заявку в конкурсную комиссию по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств на право предоставления грантов СЖФ с приложением необходимых документов.

Из заполненной собственноручно заявки Цыганкова Н.В. следует, что он обязуется, в том числе, использовать грант по целевому назначению в соответствии с планом расходов в течение 24 месяцев со дня поступления денежных средств на расчетный счет и использовать имущество, приобретенное за счет гранта, исключительно на развитие семейной животноводческой фермы; осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее 5 лет после получения гранта на развитие семейной животноводческой фермы.

Сумма гранта СЖФ, предоставляемого главе крестьянского (фермерского) хозяйства, определяется конкурсной комиссией с учетом наличия собственных средств и его плана расходов. Максимальный размер гранта СЖФ на одно крестьянское (фермерское) хозяйство не может превышать 5 000 000 рублей, но не более 60% затрат (пп.2.1 п.2 подраздел 3.5).

Протоколом №1 заседания конкурсной комиссии по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств на право предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм и отбору начинающих фермеров на право предоставление грантов на поддержку начинающих фермеров от 24.05.2018 года Цыганков Н.В. признан участником мероприятия «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2017-2020г.г.) в 2018 году (приложение №1).

На основании приказа департамента сельского хозяйства Брянской области от 05.06.2018 года №124 «О перечислении средств, полученных из областного бюджета на финансирование мероприятия «Развитие семейных животноводческих ферм» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2017-2020г.г.) в 2018 году, Цыганков Н.В. признан получателем гранта в сумме 5 000 000 рублей (приложение - распределение средств областного бюджета).

Между департаментом сельского хозяйства Брянской области, ГКУ Брянской области «Суземское районное управление сельского хозяйства» и ИП главой К(Ф)Х Цыганковым Н.В ДД.ММ.ГГГГ года заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета юридическому лицу (за исключением государственного (муниципального) учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу – производителю товаров, работ, услуг на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Платежным поручением на расчетный счет ИП главы К(Ф)Х Цыганкова Н.В. УФК по Брянской области (департамент финансов Брянской области, департамент сельского хозяйства Брянской области) перечислены средства в размере 5 000 000 руб.

На основании соглашения ИП глава КФХ Цыганков Н.В. обязался принять грант и распорядиться им в соответствии с целями, условиями и в порядке, установленными соглашением.

В соответствии с пунктом 1.1 предметом соглашения является предоставление из областного бюджета в 2018 году субсидии в целях финансового обеспечения затрат получателя, связанных с мероприятием «Развитие семейных животноводческих ферм» мероприятия «Содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса».

Согласно п.2.1 соглашения, субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными департаменту как получателю средств областного бюджета, в размере (в 2018 году) 5 000 000 рублей.

В рамках заключенного соглашения в обязанности департамента входит осуществление контроля за соблюдением получателем порядка, целей и условий предоставления гранта СЖФ, установленных Порядком предоставления субсидии и настоящим соглашением (пункт 4.1.7); в случае установления департаментом или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте (ах) нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления гранта СЖФ, предусмотренных Порядком предоставления субсидии и соглашением направление требования об обеспечении возврата гранта СЖФ в областной бюджет в размере и в сроки, определенные в требовании (пункт 4.1.8).

Из пункта 4.5.9 соглашения следует, что получатель, в случае получения от департамента вышеназванного требования, обязуется возвратить в областной бюджет субсидию в размере и в сроки, установленные в указанном требовании.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по настоящему соглашению стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Согласно приложению №1 к соглашению, установлен перечень документов, предоставляемых для получения гранта СЖФ.

Как указано в п.11 перечня документов, для участия в конкурсном отборе на предоставление грантов СЖФ заявитель направляет в конкурсную комиссию обязательство по осуществлению деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее 5 лет после получения гранта СЖФ.

Цыганковым Н.В. 23.04.2018 года собственноручно заполнено обязательство по осуществлению крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее 5 лет, в котором также указано, что в случае нарушения им взятого обязательства, финансовые средства, полученные на развитие семейной животноводческой фермы, будут возвращены им в областной бюджет в полном объеме.

Департамент сельского хозяйства Брянской области считает принятые на себя ИП Главой КФХ Цыганковым Н.В. обязательства не выполненными, согласно условиям соглашения, а именно, согласно Выписке из ЕГРИП, Цыганков Н.В. прекратил деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства 24.11.2022 года, т.е. до истечения установленного пятилетнего срока – 21.06.2023 года.

В рамках досудебного урегулирования спора 18.04.2023 года в адрес Цыганкова Н.В. департаментом сельского хозяйства направлена претензия с требованием по возврату бюджетных средств, полученная последним 21.04.2023 года, которая до настоящего времени не исполнена.

Поскольку принятые ответчиком обязательства не выполнены, возврат полученных денежных средств не осуществлен, департамент обратился в суд с настоящим иском.

В соответствии с п.1 ст.78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пп. 3 п.3 ст.78 БК РФ).

Таким образом, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

В соответствии со ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (ст.310 ГК РФ).

Доводы ответчика о том, что прекращение деятельности крестьянско-фермерского хозяйства обусловлено объективными причинами, такими как: невозможностью уплаты налогов и сборов ввиду наличия денежных обязательств и ареста имущества, а также опасностью осуществления деятельности в приграничном районе не могут быть приняты судом в качестве уважительных, поскольку являются составными элементами риска предпринимательской деятельности.

Суд также не может согласиться с доводами представителя ответчика о недопустимости повторного рассмотрения и разрешения тождественного спора, в связи с разрешением гражданского иска, заявленного в рамках уголовного дела, поскольку по смыслу закона тождественным является спор, в котором совпадают стороны, предмет и основание требований. При изменении одного из названных элементов спор не будет являться тождественным.

Приговором Суземского районного суда Брянской области от 08.08.2022 года Цыганков Н.В. признан виновным и осужден по ч.3 ст.159, ч.3 ст.159, ч.4 ст.159 УК РФ, в том числе за хищение денежных средств гранта по мероприятию «Развитие семейных животноводческих ферм» в сумме 442 332 рубля. В рамках уголовного дела удовлетворен гражданский иск департамента сельского хозяйства Брянской области о возмещении материального ущерба на общую сумму 1 682 424 рубля.

В рамках уголовного дела были заявлены требования к ИП Цыганкову Н.В. – главе крестьянско-фермерского хозяйства о возмещении материального ущерба в связи с совершенным преступлением - хищением денежных средств потерпевшего.

По смыслу закона обязанность возместить причиненный вред – мера гражданско-правовой ответственности, которая применяется к причинителю вреда при наличии состава правонарушения, включающего, как правило, наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступлением вреда, а также его вину. В силу публичного характера уголовного процесса обязательства по возмещению убытков потерпевшим непосредственно вытекают из факта совершения преступления, являющегося предметом разбирательства в уголовном деле, и потому неразрывно связаны с предъявленным обвинением

В порядке гражданского судопроизводства заявлены исковые требования к Цыганкову Н.В. о взыскании денежных средств гранта в связи с невыполнением им обязательств по заключенному договору (соглашению).

Иски департамента, поданный в порядке гражданского судопроизводства и рассмотренный в рамках уголовного дела, тождественными не являются.

Помимо прочего, вопреки доводов представителя ответчика о незначительности периода с момента прекращения деятельности К(Ф)Х до окончания условий соглашения, выделение и освоение средств гранта не достигли главной цели - увеличение объемов производства продукции в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 №717 в рамках, которой и выделялись средства гранта ИП главе КФХ Цыганкову Н.В., и, кроме того, средства гранта не в полном объеме использовались по целевому назначению.

При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд считает, что поскольку ИП главой К(Ф)Х Цыганковым Н.В. допущено нарушение условий предоставления гранта и условий соглашения , обязанность по возвращению полученного гранта не исполнена, то требования департамента являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.

При этом, департамент, как добросовестный взыскатель, обязан отслеживать степень исполнения Цыганковым Н.В. требований исполнительных документов и при полном возмещении средств субсидии обратиться в соответствующее подразделение Службы судебных приставов с ходатайством об отзыве исполнительных документов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

На основании ст.333.37 Налогового кодекса РФ департамент сельского хозяйства Брянской области освобожден от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В связи с удовлетворением требований истца, с Цыганкова Н.В. в доход местного бюджета подлежит взысканию сумма государственной пошлины в размере 33 200 рублей.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования департамента сельского хозяйства Брянской области к Цыганкову Н.В. о взыскании денежных средств, полученных из областного бюджета на финансирование мероприятий «Развитие семейных животноводческих ферм» Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2017-2020г.г.) в 2018 году - удовлетворить.

Взыскать с Цыганкова Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес> (паспорт , ИНН ) в пользу департамента сельского хозяйства Брянской области (ИНН 32344014082, ОГРН 11023242735262), осуществляющего функции главного распорядителя средств областного бюджета, направляемых на финансирование программ и мероприятий подведомственной сферы деятельности, денежные средства в размере 5 000 000 (пять миллионов) рублей.

Взыскать с Цыганкова Н.В. в доход бюджета муниципального образования «Суземский район» государственную пошлину в размере 33 200 (тридцать три тысячи двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Суземский районный суд Брянской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 15 сентября 2023 года.

Председательствующий                                                        О.Н. Азарова

2-277/2023 ~ М-148/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Департамент сельского хозяйства Брянской области
Ответчики
Цыганков Николай Викторович
Суд
Суземский районный суд Брянской области
Судья
Азарова Ольга Николаевна
Дело на сайте суда
suzemsky--brj.sudrf.ru
16.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.05.2023Передача материалов судье
22.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.06.2023Подготовка дела (собеседование)
05.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.06.2023Судебное заседание
18.08.2023Судебное заседание
11.09.2023Судебное заседание
15.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее