Дело № 5-411/2022
УИД 18RS0011-01-2022-000616-30
Постановление
г.Глазов 18 февраля 2022 года
Судья Глазовского районного суда Удмуртской Республики Самсонов И.И.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Хаймина Н.В.,
помощника Глазовского межрайонного прокурора УР Симакова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении по ст. ст.6.5 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя – главы крестьянского фермерского хозяйства Хаймина Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца д.<адрес> Удмуртской АССР, ИНН 180500261967, ОГРН ИП 312183720900026, зарегистрированного и проживающего по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, состоящего в браке, не имеющего на иждивении несовершеннолетних детей, ранее к административной ответственности по главе 6 КоАП РФ не привлекавшегося,
Установил:
Глазовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о водоснабжении, о санитарно-эпидемиологическом благополучии в деятельности КФХ Хаймина Н.В.
В силу ч. 3 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ, забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно п. 3.2.1.1 СанПин 2.1.4.1110-02. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002, территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
В силу п. 3.2.1.2 СанПин, на территории первого пояса зоны санитарной охраны не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.
Установлено, что в собственности КФХ Хаймина Н.В. находится водозаборная скважина № 586, расположенная в д. Дондыкар Глазовского района.
В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 29.10.2020 № 960, установлены пояса зон санитарной охраны водозаборной скважины № 586.
В нарушение вышеуказанных требований СанПин, на момент проведения проверки ИП КФХ Хайминым Н.В.:
-не обеспечена вырубка высокоствольных деревьев и кустарников на территории первого пояса зоны санитарной охраны водозаборной скважины № 586 (нарушение п. 3.2.1.1 СанПин 2.1.4.1110-02. 2.1.4),
-не обеспечена охрана водного объекта (входные ворота не оборудованы замком (нарушение п. 3.2.1.2 СанПин СанПин 2.1.4.1110-02. 2.1.4).
Вышеуказанные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при условии того, что водой из указанного источника водоснабжения пользуются как жители д. Дондыкар, так и социальные учреждения (МОУ «Дондыкарская СОШ»), являются недопустимыми.
В связи с изложенным, в действиях должностного лица – индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Хаймина Николая Владимировича. усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ – нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
В судебном заседании Хаймин Н.В. с протоколом полностью согласился, вину в правонарушении не оспаривал, подтвердил обстоятельства дела, пояснив, что работа по устранению выявленных нарушений проводится, в ближайшее время будет завершена, по возможности просил применить по делу положения ст.4.1.1 КоАП РФ с заменой административного наказания на предупреждение.
Помощник Глазовского межрайонного прокурора УР Симаков А.Н. поддерживал постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, не возражал относительно возможности применения по делу положений ст.4.1.1 КоАП РФ.
Исследовав предоставленные материалы и доказательства, в их совокупности, прихожу к следующему.
В силу ст.2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
ИП Хаймин Н.В. согласно выписке из ЕГРЮЛ является индивидуальным предпринимателем, ОГРН ИП 312183720900026, ИНН 180500261967.
В соответствии со статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет нарушение санитарно-эпидемиологических правил, норм, стандартов, предъявляемых к питьевой воде, питьевому водоснабжению.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона N 52-ФЗ 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту Закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со ст. 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
В соответствии с ч. 3 ст. 39 Закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Федеральные санитарные правила, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к условиям воспитания и обучения, утверждаются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Санитарные правила подлежат регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам.
Факт совершения ИП Хайминым Н.В. административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, в частности: решением о проведении проверки от 31.01.2022 № 37-2021, свидетельствами о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, о постановке на учет в налогом органе по месту жительства на территории Российской Федерации, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 10.07.2018 в отношении буровой скважины, глубиной 70 м., инв. номер 94-210-002-000067460, кадастровый номер 18:05:049001:46, выпиской из ЕГРН в отношении земельного участка кадастровый номер 18:05:049001:48, расположенного по адресу: УР, Глазовский район, д.Дондыкар, ул.Полевая, 1 «а», приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР № 960 от 29.10.2020 об установлении границ и режима зон санитарной охраны водозаборной скважины № 586, расположенной в д.Дондыкар Глазовского района УР, сообщением министра природных ресурсов и охраны окружающей среды УР от 30.10.2020 № 01-20/12441 о рассмотрении проекта зон санитарной охраны водозаборной скважины № 586, выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, актом санитарно-эпидемиологического обследования № 25 от 04.02.2022, сообщением заместителя главы Администрации МО «Муниципальный округ Глазовский район» УР Касимова И.И. от 14.01.2022 № 0085, сообщением МОУ «Дондыкарская средняя общеобразовательная школа» от 07.02.2022 № 11 в адрес Глазовского межрайонного прокурора, фототаблицей по результатам проверки деятельности индивидуального предпринимателя – главы КФХ Хаймина Н.В. от 04.02.2022, протоколом объяснений Хаймина Н.В. от 04.02.2022.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Материалами дела объективно подтвержден и не вызывает сомнений факт совершения вмененного административного правонарушения ИП Хайминым Н.В.
Оснований для прекращения производства по делу по ст. 24.5 КоАП РФ не усматриваю, как не имеется оснований для применения положения ст.2.9 КоАП РФ и п.3.2 ст.4.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного, считаю возможным назначить наказание ИП Хаймину Н.В. в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренного санкцией статьи. По мнению суда, именно такой вид наказания сможет повлечь предупреждение совершения новых правонарушений и осознание недопустимости подобного поведения впредь, будет отвечать целям наказания, предусмотренным ст.3.1 КоАП РФ.
При этом надлежит отметить следующее.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч.2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 09.02.2022, ИП Хаймин Н.В. с 01.08.2016 по настоящее время является микропредприятием, состоит в соответствующем реестре официально. У государственного органа возражений относительно возможности применения данной правовой нормы не последовало.
Таким образом, условиями применения статьи 4.1.1 КоАП РФ является наличие в совокупности следующих обстоятельств: 1) наличие в деле достоверных доказательств того, что привлеченное к ответственности лицо является субъектом малого и среднего предпринимательства; 2) правонарушение совершено им впервые; 3) вследствие совершения правонарушения не был причинен вред и не создана угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб; 4) правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля; 5) назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ.
Отсутствие хотя бы одного из приведенных условий исключает предусмотренную статьей 4.1.1 КоАП РФ возможность замены назначенного постановлением административного органа административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Таким образом, анализ взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 названного Кодекса применительно к обстоятельствам настоящего дела позволяет сделать вывод о наличии безусловных оснований для замены наложенного на ИП Хаймина Н.В. административного штрафа на предупреждение в виду выявления правонарушения в ходе осуществления государственного контроля (надзора), совершения вмененного правонарушения ИП Хайминым Н.В. впервые, отсутствия фактов привлечения ИП Хаймина Н.В. к административной ответственности за однородные правонарушения ранее, отсутствие причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также имущественного ущерба, как и отсутствие возникновения угрозы причинения вреда указанным выше объектам, т.к. состав правонарушения является формальным, то есть для квалификации правонарушения не требуется наступления общественно опасных последствий.
Соответствие субъекта критериям ст.4.1.1 КоАП РФ при наличии состава правонарушения исходя из смысла и задач является процессуальной обязанностью правоприменителя.
Учитывая все обстоятельства дела в их совокупности, характер и сущность допущенного административного правонарушения, конкретные обстоятельства дела, соответствии ИП Хаймина Н.В. критериям ст.4.1.1 КоАП РФ, судья приходит к выводу о наличии оснований для применения положений ст.4.1.1 КоАП РФ и замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23.1, 29.1 – 29.11 КоАП РФ,
Постановил:
Индивидуального предпринимателя – главу крестьянского фермерского хозяйства Хаймина Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца д.<адрес> Удмуртской АССР, ИНН 180500261967, ОГРН ИП 312183720900026, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей и с применением ст.4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заменить его на предупреждение.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Глазовский районный суд Удмуртской Республики в течение 10 (десяти) суток со дня получения копии постановления.
В окончательном виде постановление изготовлено 21.02.2022.
Судья И.И. Самсонов