№ 2-233/2024
УИД 39RS0008-01-2024-000170-64
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Гусев 30 мая 2024 года
Гусевский городской суд Калининградской области
в составе:
председательствующего судьи Ярмышко-Лыгановой Т.Н.
при секретаре Славенене О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области к Боковцовой Марине Владимировне о понуждении к предоставлению доступа в жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее – Министерство) обратилось в суд с иском к Боковцовой М.В. о понуждении к предоставлению доступа в жилое помещение, указав, что в соответствии со ст. 20 ЖК РФ, Положением о Министерстве регионального контроля (надзора) Калининградской области, утвержденным Постановлением Правительства Калининградской области от 19 октября 2016 года, Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области является исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим функцию государственного контроля (надзора) за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям законодательства. В связи с поступившим в Министерство обращением о возможных фактах нарушения жилищного законодательства по адресу: <адрес>, выразившихся в незаконной перепланировке и переустройстве жилого помещения, Министерство 10 января 2024 года направило в адрес собственника указанного жилого помещения – Боковцовой М.В. информационное письмо <...> о необходимости 07 февраля 2024 года в 11.00 часов предоставить доступ в принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение. Информационное письмо направлено ответчику заказным письмом с уведомлением по адресу регистрации. Должностное лицо департамента жилищного контроля и надзора Министерства 07 февраля 2024 года прибыло к жилому помещению, однако доступ в него собственником жилого помещения – ответчиком Боковцовой М.В. предоставлен не был. В связи с этим, проверить обоснованность доводов поступившего обращения на предмет наличия незаконных перепланировки и переустройства не представилось возможным, о чем 07 февраля 2024 года был составлен акт выезда на место <...>-вх. Незаконные действия (бездействие) ответчика по непредставлению сотруднику Министерства доступа в квартиру для проведения проверки доводов обращения и оценки характера и объема произведенных работ по перепланировке (переоборудованию) квартиры препятствуют в осуществлении Министерством возложенных на него действующим законодательством полномочий по осуществлению контроля за соблюдением гражданами правил пользования жилыми помещениями и порядка проведения перепланировки и (или) переустройства жилых помещений в жилых домах. Поскольку самовольно произведенные перепланировка и переустройство жилого помещения могут повлечь за собой нарушения прав и законных интересов либо создать угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в МКД, Министерству необходимо разрешение на проникновение в жилище собственника в целях реализации полномочий, предусмотренных ЖК РФ, для выполнения возложенных на него обязанностей по пресечению нарушений прав и законных интересов, проживающих в МКД граждан. Просит обязать Боковцову М.В. предоставить доступ должностным лицам Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Определением Гусевского городского суда Калининградской области от 24 апреля 2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «РЦ-Гусев».
В судебное заседание представитель истца Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области Шавырин А.А., действующий на основании письменной доверенности, не явился, о времени, дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Боковцова М.В. в судебное заседание не явилась, о времени, дате и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом.
Представитель третьего лица ООО «РЦ-Гусев» Суржикова Л.Г., действующая на основании письменной доверенности, в судебном заседании иск поддержала, считает его обоснованным. Факт реконструкции зафиксирован сотрудниками ООО «РЦ-Гусев», был вызван наряд полиции, работы были прекращены, ООО «РЦ-Гусев» как управляющая организация своими силами временно закрыли часть кровли, которая была разобрана неизвестными лицами, находящимися в <адрес>, для предупреждения залития осадками. Управляющей организации известно, что бывший собственник квартиры умер, сведения о настоящем собственники у них отсутствуют. В своем обращении в администрацию МО «Гусевский городской округ» просили принять меры административного воздействия к собственнику жилого помещения <...> и обязать восстановить крышку МКД в первоначальное состояние.
В соответствии с положением ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, в связи с чем суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя третьего лица, исследовав письменные материалы гражданского дела, дав оценку доказательствам в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. п. 5, 6, 8 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют региональный государственный жилищный контроль (надзор) и муниципальный жилищный контроль.
Согласно п. 1 Приказа Минстроя России от 14 мая 2021 года № 292/пр «Об утверждении правил пользования жилыми помещениями», пользование жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов, а также принадлежащими на праве собственности гражданам и юридическим лицам жилыми помещениями в многоквартирном доме осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с настоящими Правилами (часть 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 26 ЖК РФ, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 ЖК РФ, самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
В судебном заседании установлено, что 29 декабря 2023 года в Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области из администрации МО «Гусевский городской округ» Калининградской области поступило переадресованное от управляющей организации ООО «РЦ-Гусев» обращение по вопросу проведения проверки и обследования <адрес> в <адрес> с целью установления факта самовольных переустройства и перепланировки жилого помещения, а также реконструкции кровли многоквартирного дома (л.д. 12).
Данное обращение подготовлено ООО «РЦ-Гусев» в рамках проведения проверки по жалобам граждан, проживающих в указанном МКД, о проводимых в указанной квартире работ по реконструкции крыши и самого жилого помещения, которое расположено на мансардном этаже жилого дома. При этом в 2010 году в рамках целевой программы Калининградской области в указанном жилом доме проведен капитальный ремонт кровли и по состоянию на 11 декабря 2023 года ее состояние было удовлетворительным. Протокол общего собрания собственников с решением о проведении реконструкции крыши МКД в адрес управляющей организации согласно требованиям ЖК РФ не поступал (л.д. 10-11).
Из акта <...> от 13 декабря 2023 года, подготовленного сотрудниками ООО «РЦ-Гусев», следует, что 13 декабря 2023 года произведён осмотр жилого помещения, расположенного в двухэтажном доме довоенной постройки с мансардой по адресу: <адрес> <адрес>. Со слов собственника жилого помещения <...> в жилом помещении <...>, расположенном на мансарде, проводятся работы по перепланировке, а именно в районе мансардного окна разобрана кровля. При визуальном осмотре установлено, что реконструкция проводится в чердачном помещении МКД. К акту приложены фотографии.
Из приложенного плана мансардного этажа следует, что доступ в чердачное помещение возможно осуществить только из жилого помещения <...> (л.д. 50).
Согласно выписке из ЕГРН собственником <адрес> в <адрес> (КН <адрес>) является ответчик Боковцова Марина Владимировна. Номер государственной регистрации права <...> от 16 октября 2023 года (л.д. 13-16).
С целью проверки поступившего из администрации МО «Гусевский городской округ» Калининградской области обращения и обследования квартиры ответчика Боковцовой М.В. на предмет возможной самовольной перепланировки и (или) переоборудования жилого помещения, 10 января 2024 года начальником Департамента жилищного контроля и надзора Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области принято решение о выезде на место.
Министерством регионального контроля (надзора) Калининградской области Боковцовой С.В. по адресу регистрации: <адрес>, заказным письмом направлена копия информационного письма <...> от 10 января 2024 года о проведении 07 февраля 2024 года в 11 часов 00 минут проверки с указанием оснований ее проведения и необходимости обеспечения должностному лицу Министерства доступа в квартиру расположенную по адресу: <адрес>, и предоставлении необходимых для проверки документов: паспорта собственника, технической документации на жилое помещение, документов о согласовании перепланировки и (или) переустройства.
Почтовая корреспонденция возвращена в Министерство из-за истечения срока хранения 08 февраля 2024 года, в связи с неполучением ее Боковцовой М.В.
В назначенные время и дату доступ в квартиру Боковцовой М.В. предоставлен не был, о чем ведущим консультантом отдела технического надзора Департамента жилищного контроля (надзора) Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области ФИО8 07 февраля 2024 года составлен акт выезда на место <...>-вх (л.д. 23).
В соответствии с п. 2, подп. 1 п. 20 Положения № 484 о Министерстве регионального контроля (надзора) Калининградской области, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 19 октября 2016 года, Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области является органом исполнительной власти Калининградской области, уполномоченным, в том числе, и на осуществление регионального государственного жилищного надзора. В этой связи Министерство обладает следующими полномочиями: осуществляет надзор за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательством о газоснабжении в Российской Федерации в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, а именно: требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.
Согласно подп. 2 п. 20 названного Положения, Министерство в рамках осуществления регионального государственного жилищного надзора уполномочено организовывать и проводить контрольные (надзорные) мероприятия в отношении лиц, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
В силу подп. 11 п. 32 указанного Положения Министерство с целью реализации полномочий в установленных сферах деятельности имеет право, в том числе, обращаться в суд с исковыми заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований в жилищной сфере.
Поскольку действия Боковцовой М.В. по непредставлению должностному лицу Министерством регионального контроля (надзора) Калининградской области доступа в <адрес> в <адрес> для проведения обследования жилого помещения, препятствуют осуществлению Министерством возложенных на него действующим законодательством полномочий, а также в целях пресечения и устранения нарушения прав и законных интересов проживающих в данном многоквартирном доме граждан, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Поскольку истец при подаче искового заявления освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии со ст. 98, п. 1 ст. 103 ГПК РФ и ст. 333.19 НК РФ с ответчика Боковцовой М.В. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. 192-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области удовлетворить.
Обязать Боковцову Марину Владимировну, <данные изъяты>, предоставить должностным лицам Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области доступ в жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Взыскать с Боковцовой Марины Владимировны, <данные изъяты>, в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Гусевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 06 июня 2024 года.
Судья Т.Н. Ярмышко-Лыганова