Дело № 2-1309/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2019 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Архиповой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Елхиной Д.В.,
с участием помощника прокурора Московского района г. Чебоксары Садртдиновой Е.Н.,
представителя ответчика МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» Исмаилова Р.В., действующего на основании доверенности от дата,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Московского района г. Чебоксары Чувашской республики в интересах неопределённого круга лиц к МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» о возложении обязанности обустроить тротуары спусками и пандусами,
установил:
Заместитель прокурора Московского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» о возложении обязанности обустроить тротуары пологими спусками и пандусами на участке местности адрес в соответствии с требованиями законодательства в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района по обращению ФИО6 проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства». дата прокуратурой района совместно с представителями ОГИБДД УМВД России по г. Чебоксары и Учреждения в ходе обследования участка дороги адрес установлено, что данный участок дороги имеет неудовлетворительное состояние в виде отдельных разрушений асфальтобетонного покрытия, отсутствие пандусов и пологих спусков. Неудовлетворительное состояние пешеходных коммуникаций (тротуаров) является результатом ненадлежащего исполнения обязанностей должностными лицами, ответственными за содержание и ремонт транспортной инфраструктуры в г. Чебоксары. Выявленные недостатки затрудняют движение по тротуару лиц, в том числе, лиц с ограниченными возможностями, нарушают основные принципы безопасности дорожного движения. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, заявляет вышеуказанные требования.
Помощник прокурора Московского района г. Чебоксары Садртдинова Е.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске, вновь привела их суду.
Представитель ответчика МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» Исмаилов Р.В. в судебном заседании не оспаривал необходимость обустройства тротуаров спусками и пандусами. Пояснил, что указанные работы включены в план по благоустройству. Просил предоставить 4-месячный срок для исполнения решения суда.
Представители третьих лиц администрации г. Чебоксары, ОГИБДД УМВД России по г. Чебоксары, извещенные о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 2, 18 и 45 Конституции РФ человек и его права являются высшей ценностью. Права и свободы гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение закона, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Исходя из п. 6 ч. 1 ст. 13, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон № 257-ФЗ) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, и обеспечивается данными органами.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 6 и 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
На основании части 1 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 7 Устава г. Чебоксары к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Чебоксары, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 41 Устава г. Чебоксары администрация города Чебоксары является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Чувашской Республики.
Согласно распоряжению Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом от 22 декабря 2011 г. №1114-р из состава имущественной казны переданы в безвозмездное пользование МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» объекты внешнего благоустройства, в том числе участки улично-дорожной сети г. Чебоксары.
Судом установлено, что прокуратурой Московского района г. Чебоксары по обращению ФИО7 проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства».
дата прокуратурой района совместно с представителями ОГИБДД УМВД России по г. Чебоксары и МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» в ходе обследования участка дороги адрес установлено, что данный участок дороги имеет неудовлетворительное состояние в виде отдельных разрушений асфальтобетонного покрытия, отсутствие пандусов и пологих спусков.
Изложенное подтверждается актом проверки от дата, составленным помощником прокурора Московского района г. Чебоксары ФИО2, а также имеющимся в материалах дела фотоматериалом.
Работы по устранению выявленных нарушений ответчиком не произведены по настоящее время, что представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось.
Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 г. № 1245-ст утвержден Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
В соответствии с п. 5.1.3 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие тротуаров, пешеходных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов и наземные тактильные указатели по ГОСТ Р 52875 не должны иметь загрязнений (мусор, грязь) и отдельных разрушений площадью более 0,2 кв.м., покрытие велосипедных дорожек - площадью более 0,06 кв.м.
Загрязнения должны быть удалены в течение 3 суток, отдельные разрушения - в течение 7 суток.
Согласно п. 5.1.5 свода правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14 ноября 2016 г. № 798/пр, в местах пересечения пешеходных и транспортных путей, имеющих перепад высот более 0,015 м, пешеходные пути обустраивают съездами с двух сторон проезжей части или искусственными неровностями по всей ширине проезжей части. На переходе через проезжую часть должны быть установлены бордюрные съезды шириной не менее 1,5 м, которые не должны выступать на проезжую часть. В силу п. 5.1.8 свода правил в местах изменения высот поверхностей пешеходных путей их выполняют плавным понижением с уклоном не более 1:20 (5%) или обустраивают съездами. В соответствии с п.п. 5.1.9., 5.1.11 свода правил высоту бортовых камней (бордюров) по краям пешеходных путей на участке вдоль газонов и озелененных площадок следует принимать не менее 0,05 м. Перепад высот бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должен превышать 0,025 м. Покрытие пешеходных дорожек, тротуаров, съездов, пандусов и лестниц должно быть из твердых материалов, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему. Покрытие из бетонных плит или брусчатки должно иметь толщину швов между элементами покрытия не более 0,01 м. Покрытие из рыхлых материалов, в том числе песка и гравия, не допускается.
В соответствии с. п. 3.3.15 Правил благоустройства территории города Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 28 ноября 2017 г. № 1006, при создании и благоустройстве пешеходных коммуникаций на территории города Чебоксары обеспечивается возможность безопасного, беспрепятственного и удобного передвижения людей, включая инвалидов и маломобильные группы населения.
Проанализировав вышеизложенные правовые нормы, принимая во внимание положения статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», предоставляющие право прокурору обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, учитывая, что выявленные в ходе проверки недостатки организации работы по обеспечению безопасности дорожных условий являются существенными и свидетельствуют о нарушении требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения», государственных и национальных стандартов, требуют устранения, поскольку могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, в том числе инвалидов и маломобильных групп населения, а также иные негативные последствия, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
В связи с изложенным, с учетом мнения сторон и объема необходимых работ, суд устанавливает срок для обустройства тротуаров пологими спусками и пандусами - в течение 4 (четырех) месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Возложить на Муниципальное бюджетное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» города Чебоксары обязанность обустроить тротуары пологими спусками и пандусами на участке местности адрес в соответствии с требованиями законодательства в течение 4 (четырех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.
Судья Н.В. Архипова
Мотивированное решение составлено 01 марта 2019 г.