Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Канаш ДД.ММ.ГГГГ
Судья Канашского районного суда Чувашской Республики Иванов П.Д.,
с участием представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) <данные изъяты> ФИО15
рассмотрев жалобу Петрушова Ю.Г. на постановление государственного инспектора Российской Федерации по охране природы <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Петрушова Ю.Г. к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ,
установил:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации по охране природы по <данные изъяты> Ю.Г. от ДД.ММ.ГГГГ Петрушов Ю.Г., как должностное лицо - <данные изъяты> ОАО «<данные изъяты>», привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Петрушов Ю.Г. обратился в суд с жалобой на данное постановление, указывая, что в соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица обязаны вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами и в области статистического учета в соответствии со своей компетенцией. Согласно ч. 2 ст. 19 этого же Федерального закона, юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Также согласно Приказу Росстата от 28.01.2011 г. № 17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» отчетность предоставляется по форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления». В постановлении отражено, что имеется предоставленный ОАО «<данные изъяты>» в орган статистики отчет № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2012 год. Таким образом, им не нарушена ч. 1 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ.
Согласно ч. 2 ст. 26 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами. Однако на сегодняшний день федеральным законодательством не установлена процедура согласования порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами. Не определены также сроки согласования такого порядка, перечень необходимых документов, требования к их составлению. Также, по его мнению, логично предположить, что порядок в смысле ч. 2 ст. 26 ФЗ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» представляет собой некий документ, поскольку требуется его согласование с уполномоченным государственным органом. Между тем, форма порядка как документа также не определена.
Согласно ст. 1.3 КоАП РФ, к исключительному ведению РФ в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами иными нормативными правовыми актами РФ. Однако ст. 26 ФЗ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» такой федеральный нормативный правовой акт отсутствует, то есть правила и нормы не предусмотрены нормативным правовым актом РФ.
Следовательно, главным инженером не нарушена ст. 26 ФЗ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в виду того, что форма, порядок и сроки исполнения данной обязанности на сегодняшний день федеральным законодательством не определены.
В соответствии с актом осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ обнаружено вещество красного цвета на заасфальтированном участке хранения металлолома. Данное вещество может являться ржавчиной, которое образуется от окисления металлоизделий, так как оно находилось на участке хранения металлолома, а химический анализ вещества управлением Росприроднадзора ДД.ММ.ГГГГ не проводилось. Металлолом отнесен к IV классу опасности отходов.
Согласно ст. 39 ФЗ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Согласно ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления должны быть безопасными для окружающей среды, в ч. 2 этой же статьи приводится перечень действий, которые запрещены.
Главным инженером не нарушены ст.ст. 39, 51 ФЗ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в связи с тем, что вещество является ржавчиной металлолома, который хранится в соответствии с законодательством РФ и подтверждается управлением Росприроднадзора, и не подпадает под запреты, указанные в ч. 2 ст. 51 вышеуказанного Федерального закона.
Просит отменить указанное постановление в виду его незаконности и прекратить производство по делу.
Лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Петрушов Ю.Г. в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении жалобы без его участия.
Защитник лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Петрушова Ю.Г. - ФИО8, извещенный о дне и месте судебного заседания под расписку, в суд не явился, ходатайство об отложении рассмотрении жалобы не представил.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, Ю.Г., представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) <данные изъяты> ФИО18в судебное заседание не явились, представили суду заявления о рассмотрении жалобы без их участия, в связи с чем судьей было принято решение о рассмотрении жалобы в отсутствии указанных лиц.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) <данные изъяты> ФИО15 считала жалобу Петрушова Ю.Г. не подлежащей удовлетворению, пояснив суду, что обжалуемое постановление было вынесено законно на основании материалов плановой проверки ОАО «<данные изъяты>», в результате которой были выявлены все те нарушения, которые указаны в постановлении.
Выслушав представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <данные изъяты> ФИО15, исследовав материалы административного дела, судья приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Из жалобы лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Петрушова Ю.Г. следует, что им копия обжалуемого постановления получена ДД.ММ.ГГГГ, иных сведений о вручении ему копии указанного постановления ранее, в материалах дела не имеется. Жалоба на постановление лицом, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Петрушовым Ю.Г. направлена в суд по почте ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в предусмотренный законом срок.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ (с последующими изменениями) «Об отходах производства и потребления».
В соответствии со ст. 11 вышеуказанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Таким образом, законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Так из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленном государственным инспектором Российской Федерации по охране природы по <данные изъяты> Ю.Г. в отношении должностного лица - <данные изъяты> ОАО «<данные изъяты>» Петрушова Ю.Г., следует, что ходе проведенной Управлением Росприроднадзора <данные изъяты> плановой выездной проверки Открытого акционерного общества «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на предмет соблюдения Обществом обязательных требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с охраной окружающей среды, выявлены факты нарушения требований Федеральных законов № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» и № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года, а именно:
- инженер по охране труда и охране окружающей среды ФИО9, допущенная к деятельности по обращению с отходами I-IV класса опасности, не имеет профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности. (п. 1 ст. 15 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ);
- не ведется учет в области обращения с отходами I-IV класса опасности, в соответствии с порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 года № 721 (п. 1 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ);
- у предприятия ОАО «<данные изъяты>» отсутствует согласованный с Управлением порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами (п. 2 ст. 26 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ);
- установлено, что рядом с механическим участком в контейнере сжигали твердо-бытовые отходы. Кроме того, на участке хранения металлолома просыпано красящее вещество красного цвета в виде порошка. Заасфальтированная территория загрязнена этим веществом из-за таяния снега (п. 1 ст. 39, п.п. 1,2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, п. 1 ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ).
В соответствии с приказом Общества от ДД.ММ.ГГГГ № главный инженер ОАО «<данные изъяты>» Петрушов Ю.Г. назначен ответственным лицом за соблюдением требований законодательства в области охраны окружающей среды.
Указанный протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.
Из объяснений Петрушова Ю.Г., написанных им собственноручно при возбуждении дела об административном правонарушении в данном протоколе, следует, что обучение лиц, допущенных к деятельности по обращению с отходами, планируют пройти до ДД.ММ.ГГГГ, сжигание отходов ТБО обязуются не производить, по остальным нарушениям также ведется работа.
Рассмотрев указанный протокол об административном правонарушении должностное лицо - государственный инспектор Российской Федерации по охране природы по <данные изъяты> Ю.Г., обоснованно пришла к выводу о наличия в бездействиях главного инженера Петрушова Ю.Г. по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку материалами дела установлено и сторонами не оспаривается, что хозяйственная деятельность Общества на момент проверки связана с образованием отходов производства и потребления в области обработки металлических изделий с использованием основных технологических процессов машиностроения и в результате данной деятельности образуются отходы разных классов опасности: мусор от бытовых помещений организаций не сортированный, смёт с территории организации, ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, масла индустриальные отработанные, обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание массе менее 15 %).
Изложенный в жалобе довод лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Петрушова Ю.Г. о том, что им не нарушена ч. 1 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ, так как учет в области обращения с отходами в их организации ведется, как отражено в обжалуемом постановлении, имеется предоставленный ОАО «<данные изъяты>» в орган статистики отчет № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2012 год, нельзя признать обоснованным. Порядок учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721, в соответствии с пунктом 5 которого, учету подлежат все виды отходов I-V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другими лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период, а из имеющегося в материалах дела копии журнала учета движения отходов ОАО «<данные изъяты>» видно, что он не заполнялся.
Что касается довода лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении Петрушова Ю.Г., о том, что им не нарушенаст. 26 ФЗ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в виду того, что форма, порядок и сроки исполнения данной обязанности на сегодняшний день федеральным законодательством не определены, то он несостоятелен по следующим основаниям:
В соответствии с частью 2 статьи 26 указанного Федерального закона порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования согласовывает порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, определяемый юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 № 53 утверждены Правила осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), в соответствии с пунктом 4 которого государственный экологический контроль осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и органами, уполномоченными высшими исполнительными органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации на осуществление государственного экологического контроля, в соответствии с установленной компетенцией. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, по перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 285 (пункт 5 Правил).
Довод Петрушова Ю.Г. о том, что вещество красного цвета, обнаруженное на заасфальтированном участке хранения металлолома, может являться ржавчиной, которое образуется в результате окисления металлоизделий, так как оно находилось на участке хранения металлолом и хранится в соответствии с законодательством РФ, а химический анализ вещества не проводился, не может быть принят во внимание, поскольку каких-либо доказательств, свидетельствующих об этом Петрушовым Ю.Г. не было представлено, ранее им в своих объяснениях от ДД.ММ.ГГГГ указывалось, что просыпка красящего вещества произошло при уборке старого склада.
На основании вышеизложенного судья считает, что оснований для отмены вынесенного постановления и прекращения производства по делу, как об этом просит в жалобе Петрушов Ю.Г., не имеется, следовательно, жалоба Петрушова Ю.Г. не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального и материального права при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом не допущено, Петрушов Ю.Г. был извещен о дне и месте рассмотрения дела, наказание назначено в виде минимального штрафа, предусмотренного санкцией статьи.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации по охране природы по <данные изъяты> Ю.Г. от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении Петрушова Ю.Г. к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу Петрушова Ю.Г. без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня его вынесения.
Судья