УИД: 11RS0018-01-2023-000408-86
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 13 июля 2023 года по делу № 2-305/2023
Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе судьи Мартынюк Т.В., при секретаре Решетиной О.Н.,
с участием прокурора Москалёвой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Куломского района Республики Коми Игнатова Б.А., в интересах неопределенного круга лиц, к МОУ «Югыдъягская средняя общеобразовательная школа» об обязании устранить нарушения законодательства об образовании,
установил:
Прокурор Усть-Куломского района Республики Коми Игнатов Б.А. обратился в суд с исковым заявлением, в интересах неопределённого круга лиц, к МОУ «Югыдъягская средняя общеобразовательная школа» об обязании устранить нарушения законодательства об образовании. В обосновании иска указав, что в ходе проведенной проверки соблюдения действующего законодательства ответчиком, в части организации деятельности по основам безопасности жизнедеятельности, установлены нарушения. Данные нарушения противоречат интересам несовершеннолетних обучающихся и препятствуют получению несовершеннолетними учащимися общедоступного и качественного образования в условиях, отвечающих современным требованиям, реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
Участвующий в деле прокурор Москалёва М.В. поддержала заявленное требование по основаниям, указанным в заявлении.
Представители ответчика и третьего лица – Управления образования АМР «Усть-Куломский» о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Суд, с учетом мнения прокурора, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, пришел к выводу о возможности рассмотрения дела при имеющейся явке лиц.
Заслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Прокуратурой района в деятельности МОУ «Югыдъягская средняя общеобразовательная школа» проведена проверка исполнения законодательства об образовании в части организации деятельности по основам безопасности жизнедеятельности, по результатам которой установлены нарушения.
В МОУ «Керчомская средняя общеобразовательная школа» в рамках освоения образовательной программы преподается предмет ОБЖ, вместе с тем, в нарушение норм законодательства в образовательной организации отсутствует следующее основное оборудование и приборы: цифровая лаборатория по ОБЖ, мини-экспресс лаборатории радиационно-химической разведки, дозиметр, газоанализатор кислорода и токсичных газов с цифровой индикацией показателей, измеритель электропроводности, кислотности и температуры, компас-азимут, макет гранаты РГД-5, макет граната Ф-1, дыхательная трубка (воздуховод), гипотермический пакет, индивидуальный противохимический пакет, индивидуальный перевязочный пакет, бинт марлевый медицинский нестерильный, косынка медицинская (перевязочная), повязка медицинская большая стерильная, повязка медицинская малая стерильная, комплект шин складных средний, лямка медицинская носилочная, комплект массо-габаритных моделей оружия, магазин к автомату Калашникова с учебными патронами, стрелковый тренажер, макет простейшего укрытия в разрезе, тренажер для оказания первой медицинской помощи на месте происшествия, имитаторы ранений и поражений для тренажера манекена.
Таким образом, школой в полной мере не обеспечены условия для получения учащимися образования в рамках указанного предмета, а осуществление образовательного процесса при таких обстоятельствах нарушает права и интересы несовершеннолетних обучающихся.
В рамках своих полномочий 07.04.2023 прокурором ответчику направлено представление об устранении нарушений законодательства об образовании с требованием рассмотрения представления и принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений, о которых указано в иске, а так же причин и условий, им способствующих и недопущению подобных нарушений впредь. Решением вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудников образовательного учреждения, допустивших указанные нарушения закона.
На время рассмотрения иска, выявленные прокуратурой нарушения, ответчиком не устранены.
Разрешая спор по существу, суд руководствуется следующим.
В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование, гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» одной из основных целей государственной политики в интересах детей является содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества.
При этом государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, защиты прав детей, ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка.
Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в случае получения гражданином образования данного уровня впервые, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Согласно ч. 6.3 ст. 12 Закона № 273-ФЗ при разработке основной общеобразовательной программы организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, предусматривают непосредственное применение при реализации обязательной части образовательной программы начального общего образования федеральных рабочих программ, в том числе, по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 28 Закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, в том числе за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (далее - Программа). Аналогичная программа утверждена постановлением Правительства Республики Коми от 31.10.2019 № 522.
Одними из главных задач Программы являются обеспечение общедоступного и качественного образования, обеспечение возможности детям получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка, в том числе за счет внедрения в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального, основного и среднего общего образования, современной и безопасной цифровой образовательной среды, оснащения образовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2022 № 2202 в Программу введено в действие положение о том, что с 2022 года реализуется программа, направленная на модернизацию школьных систем образования, в том числе, путем оснащения средствами обучения и воспитания объектов региональных (муниципальных) общеобразовательных организаций, предусматривающая включение в нее, в первую очередь, сельских школ.
В целях реализации Программы приказом Минпросвещения России от 06.09.2022 № 804 утвержден перечень средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания (далее - Перечень).
Раздел 2 Перечня содержит информацию о комплексе оснащения предметных кабинетов, в подразделе 23 которого указывается какие средства обучения и воспитания должен включать в себя кабинет ОБЖ.
В школе в рамках освоения образовательной программы преподается предмет ОБЖ, вместе с тем, в нарушение приведенных норм законодательства в образовательной организации отсутствует следующее основное оборудование и приборы: цифровая лаборатория по ОБЖ, мини-экспресс лаборатории радиационно-химической разведки, дозиметр, газоанализатор кислорода и токсичных газов с цифровой индикацией показателей, измеритель электропроводности, кислотности и температуры, компас-азимут, макет гранаты РГД-5, макет граната Ф-1, дыхательная трубка (воздуховод), гипотермический пакет, индивидуальный противохимический пакет, индивидуальный перевязочный пакет, бинт марлевый медицинский нестерильный, косынка медицинская (перевязочная), повязка медицинская большая стерильная, повязка медицинская малая стерильная, комплект шин складных средний, лямка медицинская носилочная, комплект массо-габаритных моделей оружия, магазин к автомату Калашникова с учебными патронами, стрелковый тренажер, макет простейшего укрытия в разрезе, тренажер для оказания первой медицинской помощи на месте происшествия, имитаторы ранений и поражений для тренажера манекена.
Таким образом, ответчиком в полной мере не обеспечены условия для получения учащимися образования в рамках указанного предмета, а осуществление образовательного процесса при таких обстоятельствах нарушает права и интересы несовершеннолетних обучающихся.
Указанные нарушения законодательства об образовании создают препятствия для получения несовершеннолетними общедоступного и качественного образования в условиях, отвечающих современным требованиям, реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
Срок, указанный прокурором, для исполнения решения суда является разумным, стороной ответчика не указаны возражения относительно данного срока.
Установив обстоятельства дела, оценив совокупность исследованных доказательств, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора.
На основании части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Таким образом, с ответчика в соответствии со статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Усть-Куломского района Республики Коми Игнатова Б.А. удовлетворить.
Возложить обязанность на МОУ «Югыдъягская средняя общеобразовательная школа» (ИНН 110902406209) устранить нарушения требований законодательства об образовании путем обеспечения в срок до 01.12.2025 образовательной организации следующим оборудованием и приборами: цифровая лаборатория по ОБЖ, мини-экспресс лаборатории радиационно-химической разведки, дозиметр, газоанализатор кислорода и токсичных газов с цифровой индикацией показателей, измеритель электропроводности, кислотности и температуры, компас-азимут, макет гранаты РГД-5, макет граната Ф-1, дыхательная трубка (воздуховод), гипотермический пакет, индивидуальный противохимический пакет, индивидуальный перевязочный пакет, бинт марлевый медицинский нестерильный, косынка медицинская (перевязочная), повязка медицинская большая стерильная, повязка медицинская малая стерильная, комплект шин складных средний, лямка медицинская носилочная, комплект массо-габаритных моделей оружия, магазин к автомату Калашникова с учебными патронами, стрелковый тренажер, макет простейшего укрытия в разрезе, тренажер для оказания первой медицинской помощи на месте происшествия, имитаторы ранений и поражений для тренажера манекена.
Взыскать с МОУ «Югыдъягская общеобразовательная школа» (ИНН 110902406209) в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский» государственную пошлину в размере 300 рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, - апелляционное представление, в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.
Судья – Т.В. Мартынюк
Мотивированное решение составлено 14.07.2023.