Дело №
№-83
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Краснодар
Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Пасленовой Д.О.
секретаря судебного заседания ФИО3,
с участием представителя истца ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ООО «Юг-Транс-Стандарт» об установлении факта трудовых отношений,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ООО «Юг-Транс-Стандарт» о признании отношений, возникших между ООО «Юг-Транс-Стандарт» и ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ трудовыми, обязании внести в трудовую книжку запись о приеме и увольнении с работы по собственному желанию с ДД.ММ.ГГГГ, взыскании задолженности по отпускным за период 2017 года, 2018 года, 2020 года в размере 28 500 рублей, компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
В обоснование иска указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 работала в ООО «Юг-Транс-Стандарт» в должности медсестры по проведению предрейсовых осмотров. Утверждает, что с работодателем была достигнута договоренность об оплате ее труда, ежемесячный оклад составлял 18 500 рублей. В трудовые обязанности ФИО1 входило проведение предрейсовых осмотров. Данные обстоятельства подтверждаются журналами регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров. ДД.ММ.ГГГГ истец уволилась с работы по собственному желанию.
Однако, в период работы в ООО «Юг-Транс-Стандарт» в 2017 году, в 2018 году, в 2020 году отпускные истцу уплачены не были, задолженность на момент обращения в суд составляет 28 500 рублей.
Полагая, что между сторонами фактически имелись трудовые отношения, истец обратилась в суд с иском о признании отношений трудовыми, взыскании задолженности и компенсации морального вреда.
В судебном заседании представитель истца ФИО4 исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Ответчик о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, явку своего представителя не обеспечил, о причине неявки суду не сообщил.
Третье лицо, представитель Государственная инспекция труда в Краснодарском крае в судебное заседание не явился, при этом о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в своем заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
В соответствии со ст.233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Учитывая изложенное, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и третьего лица в порядке заочного производства.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований в части по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст. 56 ТК РФ обязанность работника выполнять определенную трудовую функцию у конкретного работодателя возникает на основании трудового договора, который также устанавливает обязанность работодателя предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату.
Согласно статье 67 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 определения от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, в целях предотвращения злоупотреблений со стороны работодателей и фактов заключения гражданско-правовых договоров вопреки намерению работника заключить трудовой договор, а также достижения соответствия между фактически складывающимися отношениями и их юридическим оформлением федеральный законодатель предусмотрел в части четвертой статьи 11 ТК РФ возможность признания в судебном порядке наличия трудовых отношений между сторонами, формально связанными договором гражданско-правового характера, и установил, что к таким случаям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Данная норма Трудового кодекса Российской Федерации направлена на обеспечение баланса конституционных прав и свобод сторон трудового договора, а также надлежащей защиты прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении, что согласуется с основными целями правового регулирования труда в Российской Федерации как социальном правовом государстве (статья 1 часть 1; статьи 2 и 7 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, по смыслу статей 11, 15 и 56 ТК РФ во взаимосвязи с положением части второй статьи 67 названного кодекса, согласно которому трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя, отсутствие трудового договора не исключает возможности признания в каждом конкретном случае отношений между работником, заключившим гражданско-правовой договор и исполняющим трудовые обязанности с ведома или по поручению работодателя или его представителя, трудовыми - при наличии в этих отношениях признаков трудового договора.
В силу части 3 статьи 19.1 ТК РФ неустранимые сомнения при рассмотрении судом споров о признании отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями толкуются в пользу наличия трудовых отношений.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 8 и в абзаце втором пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу части четвертой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключенным и работодатель или его уполномоченный представитель обязан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме (ч.2 ст. 67 ТК РФ).
По смыслу указанных норм права, одним из основных признаков трудовых отношений является личное выполнение работником за плату конкретной трудовой функции, под которой законодатель подразумевает конкретный вид поручаемой с ведома или по поручению работодателя или его представителя работнику работы по должности в соответствии со штатным расписанием при подчинении внутреннему трудовому распорядку данной организации и получением заработной платы, установленной трудовым договором и приказом о приёме работника на работу.
В соответствии со ст. 56 ГК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.
В случае отсутствия надлежащим образом оформленного трудового договора, бремя доказывания наличия трудовых отношений, основанных на фактическом допущении работника к работе, лежит на работнике. При этом истец, обращающийся в суд по поводу признания трудовыми отношений конкретного работника и работодателя, должен представить доказательства, свидетельствующие о трудовом характере отношений, т.е. должен подтвердить намерение сторон вступить именно в трудовые отношения, а не заключать гражданско-правовой договор.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 работала в ООО «Юг-Транс-Стандарт» в должности медсестры по проведению предрейсовых осмотров. Утверждает, что с работодателем была достигнута договоренность об оплате ее труда, ежемесячный оклад составлял 18 500 рублей.
Согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ истцом подано заявление о прекращении трудовых отношений с ООО «Юг-Транс-Стандарт» по собственному желанию.
В материалы дела в подтверждение выполнения истцом обязанностей медсестры представлены журналы регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров за период с 2017 года по 2020 год, подписанные руководителем ООО «Юг-Транс-Стандарт» и скрепленные печатью организации.
Оценив представленные доказательства и журналы регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров суд признает их относимыми и допустимыми доказательствами по делу, подтверждающими выполнение ФИО1 обязанностей медсестры общества, у суда отсутствуют основания сомневаться в достоверности указанных документов. Кроме того, ответчиком данные документы не оспорены.
Оценивая имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу о том, что между истцом и ответчиком фактически сложились трудовые отношения. Объективных данных, подтверждающих невыполнение истцом трудовых обязанностей медсестры, не подчинения истца правилам внутреннего трудового распорядка суду не представлено.
Ненадлежащее оформление работодателем трудовых отношений с работником не свидетельствует о том, что трудовой договор фактически не был заключен.
Кроме того, руководствуясь частью 4 статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе, суд полагает необходимым обязать ООО «Юг-Транс-Стандарт» внести в трудовую книжку истца запись о принятии на работу в ООО «Юг-Транс-Стандарт» на должность медицинской сестры с ДД.ММ.ГГГГ и об увольнении с работы по собственному желанию с ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что требования о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск составляет 28 500 рублей производны от требования о признании отношений трудовыми, то суд также приходит к выводу о необходимости взыскания с ответчика в пользу истца компенсации за неиспользованный отпуск. Согласно представленному расчету задолженность за неиспользованный отпуск за 2017 год, 2018 год, 2020 год составляет 28 500 рублей. Судом названный расчет проверен и признан арифметически верным. В свою очередь, ответчиком, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не приведено доказательств выплаты истцу установленной договором заработной платы.
В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Согласно ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Действия работодателя ООО «Юг-Транс-Стандарт», выразившиеся в неисполнении обязанности по выплате заработной платы истцу в сроки и на условиях, определенных договором и трудовым законодательством, являются неправомерными, а поэтому причиняют работнику моральный вред, ставя его в положение просителя полагающейся ему заработной платы за выполненную работу.
В соответствие со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Суд находит невыплату истцу заработной платы в сроки и на условиях, определенных договором и трудовым законодательством, неправомерной, в связи с чем, с ответчика подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей, так как заявленную истцом сумму компенсации морального вреда суд признает не соразмерной с последствиями.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░ «░░-░░░░░-░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░1 ░ ░░░ «░░-░░░░░-░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░-░░░░░-░░░░░░░░» ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░-░░░░░-░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░1 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2017 ░░░, 2018 ░░░, 2020 ░░░ ░ ░░░░░░░ 28 500 ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 000 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: ░░.░░.░░░░.
░░░░░: