Дело № 12-165/2021
РЕШЕНИЕ
г. Новый Уренгой, мкр. Советский, 9/1А 8 июля 2021 года
Судья Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Черепанов А.В., с участием представителя АО «Ямальская железнодорожная компания» Можейко Е.Ю., рассмотрев жалобу АО «Ямальская железнодорожная компания» на постановление старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ямало-Ненецком автономном округе [суммы изъяты] от 26 мая 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ в отношении АО «Ямальская железнодорожная компания»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ямало-Ненецком автономном округе № [суммы изъяты] от 26 мая 2021 г. АО «Ямальская железнодорожная компания» признано виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, АО «Ямальская железнодорожная компания» обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление о наказании отменить и производство по делу прекратить.
В ходе рассмотрения жалобы представитель АО «Ямальская железнодорожная компания» - Можейко Е.Ю. доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу требований статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В соответствии с ч.1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3,4, и 6 данной статьи и статьей 5.27.1 указанного Кодекса влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что Саитов Д.С. состоит в трудовых отношениях с АО «Ямальская железнодорожная компания» в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ. трудовым договором был установлен вахтовый метод работы, нормированный рабочий день, 40 часовая рабочая неделя. Саитов Д.С. указал, что не был вызван на работу на 6 вахт – апрель, май, июнь, июль, сентябрь 2020 года, февраль 2021 года при этом, пояснил, что вызов на вахту производился посредством телефонного звонка, в указанный период от работодателя поступали звонки о том, что в период пандемии работнику приезжать не нужно и график вахты будет изменен.
Представитель АО «ЯЖДК» в представленном пояснении указал что, Саитов Д.С. отсутствовал на рабочем месте по невыясненным причинам, причины неявки на рабочее место Саитова Д.С. неизвестны, доказательства вызова Саитова Д.С. на вахту в указанные периоды предоставлены не были. также с графиками сменности на март 29.11.2019 г., на апрель работник был ознакомлен 28.02.2020, на май 27.02.2020, на июнь 09.07.2020г., на июль 09.07.2020, на август 09.07.2020 г., на сентябрь 09.07.2020 г., на февраль 2021 г. 30.12.2020 г.
Вместе с тем АО «ЯЖДК» доказательств свидетельствующих о беспрепятственном допуске Саитова Д.С. к рабочему месту, в материалы проверки не предоставлено. Доказательств вызова работника для выполнения работы и уклонения последнего от явки, АО «ЯЖДК» не представило.
Согласно пояснительного письма от ДД.ММ.ГГГГ Денисова Ю.Н. согласно протокола совещания оперативного штаба АО «ЯЖДК» [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ были произведены корректировки графиков сменности на 3,4 квартал 2020 г. С графиками сменности на июнь, июль 2020 Саитов Д.С. ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, что не соответствует ст. 301 ТК РФ.
По факту выявленных нарушений должностным лицом составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренное ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, старшим государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Ямало-Ненецком автономном округе вынесено постановление о назначении административного наказания.
Вместе с тем состоявшееся по делу постановление законным признать нельзя.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Однако, как обоснованно указано в жалобе, должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении АО «ЯЖДК» из представленных в материалах дела документов не усматривается, что со стороны работодателя нарушались нормы трудового законодательства.
Должностным лицом не выяснялись вопросы о приостановки работы в АО «ЯЖДК», объявлялся ли официально простой, в каком размере выплачивалась заработная плата в указанный период времени, в чем заключались препятствия выхода на работу Саидова Д.Р., какие созданы были препятствия со стороны работодателя в адрес работника.
Статьями 356, 357 Трудового кодекса Российской Федерации урегулированы полномочия и права государственных инспекторов труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В силу части первой статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании части первой статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, вправе составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом частью первой статьи 381 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, признаются индивидуальным трудовым спором.
Исходя из требований статьи 382 Трудового кодекса Российской Федерации, индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам или судами.
Анализ положений статей 356, 357 Трудового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что, выполняя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.
Исходя из обстоятельств, установленных по настоящему делу, и норм Трудового кодекса Российской Федерации, разногласия, возникшие между АО «Ямальская железнодорожная компания» и работником относительно не допуска работника к рабочему месту, содержат признаки, перечисленные в статье 381 Трудового кодекса Российской Федерации, и являются индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению в порядке статьи 382 названного Кодекса.
Из указанного следует, что без разрешения спора, возникшего между работниками и работодателем, в предусмотренном законом порядке установить вину работодателя в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в рамках данного административного материала не представляется возможным.
Таким образом, выводы должностного лица о наличии в действиях АО «Ямальская железнодорожная компания» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованными признать нельзя.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с п. 3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что по результатам рассмотрения жалобы выноситься решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств предусмотренного статьей 24.5 настоящего Кодекса; а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
При таких обстоятельствах постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда Государственной инспекции труда в Ямало-Ненецком автономно округе [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5. 27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО «Ямальская железнодорожная компания» подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении прекращению в связи недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда Государственной инспекции труда в Ямало-Ненецком автономном округе №[суммы изъяты] от 26 мая 2021 года - отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении АО «Ямальская железнодорожная компания» прекратить, в связи недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.В. Черепанов