63RS0039-01-2023-006970-06
2-1174/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28.03.2024 г.Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Корабейниковой Г.А., при секретаре Шумилиной Т.А., с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г. Самары Аникиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1174/2024 по исковому заявлению Департамента управления имуществом г. о. Самара к Астаповой Г. Н., Богачеву А. Н., Астапову В. М. об изъятии недвижимого имущества путем выкупа, прекращении права собственности, снятии с регистрационного учета, по встречному исковому заявлению Астаповой Г. Н., Богачева А. Н., Астапова В. М. к Департаменту управления имуществом г. о. Самара о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в суд с иском к ответчикам об изъятии недвижимого имущества путем выкупа, прекращении права собственности, снятии с регистрационного учета, указав, что распоряжением первого заместителя главы городского округа Самара от 07.09.2015 № 3261 многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Самарская, д.193 лит. А, а1, а2, а3, а4 признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением Администрации городского округа Самара от 29.09.2022 № 798 принято решение изъять для муниципальных нужд земельный участок и жилые помещения расположенного на нем многоквартирного дома по адресу: <адрес> расположенные в нем жилые помещения у правообладателей. Согласно выписке из ЕГРН собственниками жилого помещения по адресу: <адрес> являются Астапова Г. Н. (в размере 3/8 доли в праве общей долевой собственности), Богачев А. Н. (в размере 3/8 доли в праве общей долевой собственности), Астапов В. М. (в размере 1/4 доли в праве общей долевой собственности). Согласно отчету по определению рыночной стоимости спорного жилого помещения, выполненному ООО «Финэкс» 01.06.2022, итоговая величина размера возмещения за изъятие жилого помещения составила 2 425 203 руб. До настоящего времени ответчики не выразили согласие на заключение соглашения. Для переселения ответчикам предложено изолированное жилое помещение, расположенное по адресу: г.Самара, ул.Саратовский переулок, д.2, кв.83. Согласно смотровому уведомлению Астапова Г.Н. и Богачев А.Н. отказались от переезда.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит изъять жилое помещение, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Самарская, д.193, кв.6, путем выкупа у Астаповой Г. Н. 3/8 долей в праве общей долевой собственности, Богачева А. Н. 3/8 долей в праве общей долевой собственности, Астапова В. М. 1/4 доли в праве общей долевой собственности за 2 425 203 руб., из которых стоимость жилого помещения - 2 090 472 руб., стоимость земельного участка – 285 064 руб., сумма убытков – 49 667 руб.; прекратить право совместной собственности Астаповой Г. Н. на 3/8 долей в праве общей долевой собственности, Богачева А. Н. на 3/8 долей в праве общей долевой собственности, Астапова В. М. на 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Самарская, д.193, кв. 6; после выплаты денежной компенсации ответчикам признать право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Самарская, д.193, кв.6 за муниципальным образованием городской округ Самара; снять с регистрационного учета ответчиков по адресу: г. Самара, ул. Самарская, д.193, кв.6.
Астапова Г. Н., Богачев А. Н., Астапов В. М. обратились со встречным исковым заявлением к Департаменту управления имуществом г.о.Самара, в котором просят обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара предоставить им взамен изымаемого иное благоустроенное жилое помещение, площадью не менее ранее занимаемого.
В судебном заседании представитель Департамента управления имуществом г.о.Самара Нестерова Е.В. требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, в удовлетворении встречных требований просила отказать, указывая на отсутствие оснований.
Астапова Г. Н., Богачев А. Н., Астапов В. М. и их представитель в судебном заседании возражали против удовлетворения требований Департамента управления имуществом г.о.Самара, встречные требования поддержали в полном объеме.
Суд, выслушав стороны, заключение помощника прокурора, полагавшего иск Департамента не подлежащим удовлетворению, а встречные исковые требования подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ответчики являются собственниками жилого помещения по адресу: г. Самара, ул. Самарская, д.193, кв.6: Астапова Г. Н. является собственником 3/8 долей в праве общей долевой собственности с ДД.ММ.ГГГГ, Богачев А. Н. – собственником 3/8 долей в праве общей долевой собственности с ДД.ММ.ГГГГ, Астапов В. М. – 1/4 доли в праве общей долевой собственности с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке из «ЕИРЦ» в указанной выше квартире зарегистрированы Астапова Г. Н., Богачев А. Н., Астапов В. М..
Распоряжением первого заместителя главы городского округа Самара от 07.09.2015 № 3261 многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Самарская, д.193 лит. А, а1, а2, а3, а4 признан аварийным и подлежащим сносу.
Указанный дом включен в государственную программу Самарской области, утвержденную Постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2019 № 179 «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017» до 2024 года.
Финансирование программы строго целевое и осуществлялось за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств бюджета Самарской области.
Постановлением Администрации городского округа Самара от 29.09.2022 № 798 принято решение изъять для муниципальных нужд земельный участок и жилые помещения расположенного на нем многоквартирного дома по адресу: г. Самара, ул. Самарская, д.193, и расположенные в нем жилые помещения у правообладателей.
Для переселения ответчикам предложено изолированное жилое помещение, расположенное по адресу: г.Самара, ул.Саратовский переулок, д.2, кв.83. Согласно смотровому уведомлению ответчики по первоначальному иску отказались от переезда.
Согласно отчету об оценке, выполненному ООО «Финэкс», рыночная стоимость имущества с учетом убытков, возникающих при изъятии имущества у собственника, составляет 2 425 203 руб.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3,5-9 данной статьи.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальном образованиям на переселение граждан.
В пункте 3 статьи 2 указанного Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
В силу части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В соответствии с Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 3 квартал 2012 г., утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2012 г. (ответ на вопрос N 2), обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 названного Федерального закона имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из указанных способов обеспечения его жилищных прав. В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.
Таким образом, по общему правилу, при изъятии жилого помещения у собственника в связи с признанием жилого дома, в котором оно находится, аварийным и подлежащим сносу ему должно быть выплачено возмещение за изымаемое жилое помещение в денежной форме. В случае включения многоквартирного жилого дома в адресную программу переселения собственнику изымаемого жилого помещения предоставляется право выбора способа обеспечения его жилищных прав: получение возмещения в денежной форме или предоставление жилого помещения в собственность взамен изымаемого.
Следовательно, включение многоквартирного жилого дома в региональную адресную программу переселения является обстоятельством, расширяющим объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что ответчиками выбран способ реализации своих жилищных прав - предоставление другого жилого помещения взамен изымаемого в рамках региональной адресной программы переселения.
Установлено, что жилой дом, в котором находится принадлежащее ответчикам (по первоначальному иску) на праве собственности и изымаемое у них жилое помещение, включен в этап региональной адресной программы переселения со сроком до 2024 года, при этом ответчикам было предложено жилое помещение, от переселения в которое они отказались по причине территориальной удаленности от родственников и нарушением их быта в связи с предоставлением в данном районе (Куйбышевский) жилья, при этом ответчики не возражали против предоставления им равнозначного жилья в районе их обычной жизнедеятельности (<адрес>). Возможность реализации способа переселения, избранного гражданином, в установленные региональной адресной программой переселения сроки не утрачена.
Материалами дела подтверждено, что проживание в аварийном жилом помещении является опасным, создает угрозу жизни и здоровья собственников жилого помещения, в силу приведенных выше норм закона, Астапова Г. Н., Богачев А. Н., Астапов В. М. имеют право на предоставление иного благоустроенного помещения. Доказательств возможности восстановления и реконструкции жилого помещения не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Департамента управления имуществом г.о.Самара и удовлетворении встречных исковых требований Астапова Г. Н., Богачев А. Н., Астапов В. М..
Таким образом, поскольку многоквартирный жилой дом, в котором расположено спорное жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, право собственности Астаповой Г.Н., Богачева А.Н., Астапова В.М. возникло до вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ, ответчики имеют право выбора способа обеспечения своих жилищных прав - предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Департамента управления имуществом г.о. Самара об изъятии жилого помещения путем выкупа удовлетворению не подлежат, а встречные требования Астаповой Г. Н., Богачева А. Н., Астапова В. М. о предоставлении жилого помещения являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 -196 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░.░. (░░░░░░░ №), ░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░.░. (░░░░░░░ №), ░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░.░. (░░░░░░░ №), ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░, ░.193 ░░. 6, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04.04.2024.