Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-368/2023 ~ М-355/2023 от 11.09.2023

Дело № 2-368/2023

УИД 11RS0014-01-2023-000493-43

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 ноября 2023 года                                                                                              с. Корткерос

Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Федотовой М.В., при секретаре Ларуковой Е.И., с участием представителя истца Санджиевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Торлоповой Капитолины Алексеевны к администрации муниципального района «Корткеросский» об обязании заключить договор социального найма жилого помещения,

установил:

Торлопова К.А. обратилась в суд с заявлением к администрации МР «Корткеросский» об обязании заключить договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В обоснование указала, что с 07.04.1967 зарегистрирована и постоянно проживает в квартире по вышеуказанному адресу, которая была предоставлена ей Сторожевским лесопунктом. Ни в тот период ни в иное время с истцом договор социального найма не был заключен. Жилое помещение в настоящее время находится в собственности администрации района. Однако договор социального найма жилого помещения с ней не заключен.

В судебном заседании представитель истца Санджиева Н.В. исковые требования поддержала. Суду пояснила, что истец переехала в п. Приозерный в 1967 г., в этом же году Сторожевским леспромхозом ей и ее супругу была предоставлена спорная квартира. Не оспаривает тот факт, что квартира является муниципальной. Вопрос о незаконном проживании, требований о выселении никем не предъявлялись. В данной квартире истец проживает постоянно с момента заселения.

Истец Торлопова К.А., ответчик администрация МР «Корткеросский» в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела.

В отзыве на исковое заявление ответчик просил рассмотреть дело без участия его представителя, в удовлетворении исковых требований отказать. Указал, что истцу необходимо было обращаться с исковым заявлением о признании права пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма.

Суд с учетом ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со стст. 8, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации РФ от 29.12.2004 (далее ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Ст. 7 ЖК РФ закреплено, что в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

В силу ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

Ч. 1 ст. 49, ч. 4 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

В соответствии со стст. 60, 63 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия, изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения. Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Истец указала, что проживает в жилом помещении по адресу: Республика Коми, <адрес> с 07.04.1967, там же длительное время зарегистрирована.

В паспорте истца содержатся сведения о регистрации Торлоповой К.А. по месту жительства с <дата> по адресу: <адрес>.

Согласно копиям похозяйственных книг за период с 1971 г. по настоящее время истец проживает по адресу: <адрес>, при этом до 1985 г. номер квартиры указан не был. Из копии похозяйственной книги следует, что Торлопова К.А. и ее супруг являлись работниками Пезмогского лесопункта Сторожевского леспромхоза.

Таким образом, истец проживала в спорном жилом помещении с 1971 г., то есть до введения в действие ЖК РФ. Обратное не доказано.

Судом установлено, что на основании решения Комитета по управлению имуществом Республики Коми № 293 от 19.07.1994 об утверждении плана приватизации и учредительных документов государственного предприятия «Сторожевский леспромхоз» учреждено акционерное общество открытого типа «Парма». В соответствии с уставом открытого акционерного лесозаготовительного общества «Парма» (далее АООТ «Парма) общество создано путем преобразования Сторожевского леспромхоза и является его правопреемником.

23.09.1998 АООТ «Парма» решением Арбитражного суда Республики Коми признано несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного суда Республики Коми от 16.11.2000 № А29-1898/98Б конкурсное производство, связанное с ликвидацией АООТ «Парма», завершено.

В соответствии с чч. 4, 5 ст. 104 Федерального закона РФ от 08.01.1998 № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», действовавшего до 02.12.2002, жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, подлежат передаче соответствующему муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления в порядке, предусмотренном пунктами 1 - 3 настоящей статьи. Обязанность по содержанию и обеспечению функционирования указанных объектов в соответствии с их целевым назначением возлагается на уполномоченные органы местного самоуправления по истечении одного месяца с момента получения уведомления от конкурсного управляющего. Передача объектов, указанных в пункте 4 настоящей статьи, уполномоченным органам местного самоуправления осуществляется по фактическому состоянию без каких-либо дополнительных условий. Источниками финансирования содержания данных объектов являются соответствующие бюджеты.

Согласно акту приема-передачи основных средств от 06.05.2000 жилой фонд, числящийся на балансе АООТ «Парма», передан в эксплуатацию МО «Корткеросский район».

При этом в акте отсутствуют сведения о приемо-передачи спорного жилого помещения.

Администрацией МР «Корткеросский суду не представлены документы о принятии в муниципальную собственность спорного жилого дома (жилых помещений в нем) после передачи его из АООТ «Парма».

Между тем, на основании решения Совета муниципального района «Корткеросский» от 08.04.2008 № IV-2/12 спорное жилое помещение - <адрес> передано в собственность СП «Приозерный».

На основании распоряжения Правительства Республики Коми № 121-р от 24.04.2020 жилое помещение – <адрес> вновь включено в реестр муниципальной собственности МР «Корткеросский».

Таким образом, указанными документами подтверждается, что квартира <адрес> до 2008 г., а также с 2020 г. по настоящее время находилась и находится в муниципальной собственности МР «Корткеросский».

Стст. 10, 28, 50, 51 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено право граждан РСФСР на получение в установленном порядке жилого помещения по договору найма или аренды в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, жилого помещения в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов, на приобретение жилого помещения в собственность в домах государственного и муниципального жилищного фонда и путем индивидуального жилищного строительства, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР. Жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, а также в домах жилищно-строительных кооперативов предоставляются гражданам в бессрочное пользование. Жилые помещения предоставляются гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения. Пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями на основании ордера.

Из положений ст. 18 Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда РСФСР» N 4199-1 от 23.12.1992 следует, что при передаче государственных предприятий в иную форму собственности, жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий должен быть передан в полное хозяйственное ведение правопреемников этих предприятий, иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установлением порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию.

Из материалов дела не усматривается, что жилое помещение, принадлежащее АООТ «Парма» (ранее Сторожевский леспромхоз») выделено истцу и членам ее семьи во временное пользование, а потому суд приходит к выводу, что оно предоставлено ей в бессрочное пользование.

Отсутствие ордера на занятие жилой площади при фактическом вселении в жилое помещение, проживание в нем, исполнение обязанности нанимателя, не влечет само по себе незаконность такого вселения и проживания. Доказательств самовольного занятия истцом спорного жилого помещения ответчиком не представлено, учитывая, что истец зарегистрирована и фактически проживает в нем более 50 лет, как по месту жительства.

Также не оспаривалось ответчиком, что с истцом каким-либо образом ее право пользования жилым помещением, находящимся в муниципальной собственности, до настоящего времени оформлено. При этом, она пользуется жилым помещением на основании решения руководства государственного предприятия (впоследствии частного), на чьем балансе находился дом, то есть на законных основаниях. После передачи квартиры в муниципальную собственность истец продолжила проживать в квартире, содержала ее, оплачивала коммунальные услуги. Собственники жилого помещения – органы местного самоуправления, как сельского поселения, так и муниципального района, права Торлоповой К.С. на пользование квартирой и проживание в ней не оспаривали, требований об освобождении жилого помещения в течение длительного времени не предъявляли.

Между тем отсутствие надлежащего оформления права пользования истцом спорным жилым помещением препятствует реализации ей права получения мер государственной поддержки в области жилищных правоотношений.

Подтверждено в ходе рассмотрения дела, что истцу при ее обращении о заключении договора социального найма было отказано ввиду отсутствия у нее статуса нуждающейся в улучшении жилищных условий и отсутствия документа о предоставлении жилого помещения.

Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 1, ч.1 ст. 7, ст. 18; чч. 1 и 2 ст. 19).

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд РФ, провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16.12.1997 № 20-П, Определение от 15.02.2005 № 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40).

В настоящее время ЖК РФ предусмотрено право пользования гражданами жилых помещений муниципального жилищного фонда на основании договора социального найма, договора найма специализированных жилых помещений, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

При этом спорное жилое помещение не относится к специализированному жилому помещению, как и жилому помещению фонда социального использования.

Доводы о том, что истец не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке, не состоит на соответствующем учете, не могут быть приняты во внимание.

Применение положений стст. 49 - 59 ЖК РФ, регламентирующих основания, условия и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, при котором учитывается такой критерий, как признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий с последующим предоставлением им на условиях социального найма другого жилого помещения из числа свободных жилых помещений, невозможно, поскольку в рассматриваемом случае имеют место другие правоотношения по оформлению договора социального найма уже занятых гражданами жилых помещений на законных основаниях.

При изменении режима жилого помещения оформление (заключение) договора социального найма на жилое помещение с гражданами, проживающими в таком жилом помещении на законных основаниях, само по себе не свидетельствует о предоставлении им вновь жилого помещения как нуждающимся в улучшении жилищных условий, а является по своей сути признанием и подтверждением правомерного пользования и владения гражданином жилым помещением и потому не может быть поставлено в зависимость от нахождения на учетах по улучшению жилищных, поскольку объектом жилищных прав в этом случае являются жилые помещения, ранее предоставленные гражданам на законных основаниях.

Спорная квартира на момент вселения в нее истца относилась к общественному жилищному фонду, условия пользования этим жилым помещением в силу ЖК РСФСР были аналогичны условиям пользования в домах государственного жилищного фонда, то есть носили бессрочный характер, несмотря на смену собственника дома, права и обязанности нанимателя помещения не изменились и в настоящее время она сохраняет право пользования данным жильем на условиях, аналогичных условиям договора социального найма, а следовательно, собственник дома сохраняет обязанность по предоставлению ей жилого помещения на прежних условиях.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о фактическом существовании между сторонами отношений, возникающих из договора социального найма спорного жилого помещения, что является основанием для заключения между сторонами соответствующего договора.

Отсутствие надлежащим образом оформленного права пользования муниципальным жилым помещением нарушает жилищные права истца.

Довод ответчика, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты своих прав, что истец должна была обратиться с исковым заявлением о признании права пользования жилым помещением, является несостоятельным, поскольку истец вправе самостоятельно определять способ защиты нарушенного права.

Принимая во внимание изложенное, суд считает требование Торлоповой К.С. об обязании администрацию муниципального района «Корткеросский» заключить с ней договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Коми, <адрес>, подлежащим удовлетворению.

С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «Корткеросский» заключить договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Коми, <адрес>, с Торлоповой Капитолиной Алексеевной, <дата> г.р.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РК через Корткеросский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья                                                                                         М.В. Федотова

В окончательной форме решение изготовлено 09.11.2023.

2-368/2023 ~ М-355/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Торлопова Капитолина Алексеевна
Ответчики
Администрация МО МР "Корткеросский"
Другие
Санджиева Надежда Вениаминовна
Суд
Корткеросский районный суд Республики Коми
Судья
Федотова Марина Владимировна
Дело на странице суда
kortsud--komi.sudrf.ru
11.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.09.2023Передача материалов судье
18.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.10.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2023Судебное заседание
09.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2024Дело оформлено
19.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее